Стихи графомана. Рецензия
(Пауль Госсен. "Мальчишник". Вагант 2009.)
На мой взгляд, почти все стихи сборника не дотягивают до "настоящей поэзии",- они совершенно бездуховны и "душа", отбражённая в них слишком не глубоко, отображение быта и молодёжного жаргона.
Автор слишком современен, а чтобы действительно отобразить современность в её глубине в поэзии нужна определённая дистанция от неё, - горы не увидеть в целом, находясь у самого её подножия. Без этого - скучная бытоописательная (( фактография )), одним словом - ((мальчишник)) или современность, взятая с её худшей стороны. Первый раздел - ((Я читал тебе Бодлера...)) не о Бодлере. У автора имена Бодлера, Пастернака и прочих авторитетов поэзии - всего лишь ярлыки, навешанные на то же изображение быта, подчас с матом и выпивкой.
Первые же стихи - ((Альбатрос)) (1995 г., с.4) - ни о чём. Рисовка автора своим умом, восхищение тёлки, поэзия ((титек))...
((Крылатому)) персонажу стихов дают по шее амбалы, он ((отряхивается)) и с чувством своей ((разумности)) - в сравнении с амбалами, уходит прочь. Форма этих стихов, как и прочих, надо сказать, хорошая, стиль классический, претензия на иронию - и убогость содержания. Ирония должна быть содержательней того, по поводу чего она, здесь же - она лишь оболочка, а не суть стихов. Суть - быт заурядного юноши. В стихах ((Все леди делают это...)) (1995 г., с. 5) то же самое. Автор сожалеет, что леди ((делают это)) не с ним, очевидно, его удел - ((бабы)), он не созрел до ((леди)), грещен - пишет стихи.
В стихах ((Прогулка)) автор под прикрытием ((тонкой иронии)) и свободомыслия, торжественно сообщает миру: ((Я побрил себе ****о)). Далее о моде на Достоевского, - автор готов ей следовать и приобрёл топор. Совокупность низкого и высокого, ((Достоевский)) и нецензурное словечко, создаёт кажимость оригинальности, но может ли пошлость вообще быть оригинальной? Разве что чисто формально. Такого типа стихи могут развлекать читателя и нарочито указывать на свою принципиальную "несерьёзность". Но в сущности последняя - всего лишь неуважение автора к его же поэзии и к поэзии вообще. Автор даже гордится своей преземлённостью.
((Дурацкий сонет)) (1988 г, с.13) - перечень имён и оскорблений. Стихи ((Я читал тебе Бодлера...)) (1994 г, с.6) не только пошлы, но и глупы: читать Бодлера девахе, которая в ответ "ржёт", которая - "сука", поскольку "ушла к другому"! Бодлер не помогудержать деваху. Слаба поэзия, слаба!..
Совершенно бездарны стихи ((По Гольбинке)) (1987, с 7.) - про баб, Рому-ловеласа и выпивку.
Стихи ((Зачёт по французскому)) (1995 г, с.11) вновь поднимает тему ((титек)) Персонаж развлекается с Таней, приходят предки, "Вы чё?" Если бы это был юмор или сатира, можно было бы сказать, что тут сатира на обывателя. Но стихи серьёзны так, что образ персонажа сливается с образом автора, более глубокое "Я" автора отсутствует в стихах такого типа полностью. Ряд стихов далее столь же пусты - про них просто нечего сказать. Автор явно бравирует своим пристрастием к выпивке, гордится, что у него друг ((голубой)) (("Друг слева,друг справа..." 1986 г, с.16) и т.п.
Пошлость и простое описание быта, подчас на жаргоне молодых недоумков - таковы буквально все остальные стихи этой части. Следующий раздел - "Кесарево сечение" - хорош лишь своим названием. Поэт подчёркивает, что он поэт немного, но любит колбасу ((Рабочие девушки)), (2002, с.41.) Из стихов ((Жизнь-смерть)) (1996, с. 43) мы узнаём банальное: ((дана нам жизнь и после смерть)) (А петухи кукарекают - Н. О.)
Третий раздел ((Даст ист фанта)) - та же пошлость, тот же быт, но с добавлением названий некоторорых планет и Крабовидной туманности. Первый же куплет даёт нам замечательную рифму: ((Звезды - ****ы)). ((Он был послан...)) ( 2001, с. 46.) Все эти ((марсы)) и ((плутоны)) перемежаются с ((бабами)) и ((шлюхами)). Стихи ((Поэт в деревне)) - рожа и мечты о самогоне. Если всё это ((футуризм)), то худшего образца. Одни из стихов автора так и называются - ((Я бездарен)) (Третий раздел, 2000 г., с. 51.) Автор рисуется. Но хочется ему верить. И вдруг - сюрприз: два действительно хороших стихотворения ,точнее - куплет и стихи (Третий раздел, ((В даль убегает дорога...)), 2003, с.54;((Потерянный во времени)), 2002 г., с.55).
К сожалению,герой автора вовсе не тот ((молодой человек)), о котором говорится в ((Послесловии)), а молодой шалопай, пьяница и титькохвататель. Одним словом - чувак. Конечно, это современно, но всякая ли ((современность)) нам нужна?
Свидетельство о публикации №118091302359