Восемнадцать плюс. Эпизод 78. Аэропорт

            Достопримечательность города  - наравне с Биатлонным центром, Мамонтами и ареной «Югра». Аэропорт Ханты-Мансийска. Один из лучших в России. Современный и высокотехнологичный. На зависть соседям нестоличным. Оборудован техникой импортной а также  квалифицированными специалистами.
             В конце девяностых, начале двухтысячных – производственный бум, запущенный  Филиппенко съел старенький деревянный аэровокзал. Столице округа, расправляющей плечи на нефтедолларах -«исполину из стали и бетона» - требовались  подходящие воздушные ворота. Международные. И вырос красавец – аэропорт: с удлинённой взлётно-посадочной полосой, вместительным перроном и новым аэровокзальным комплексом. Строили турки, применяя технологии и материалы в России невиданные, а потому вышло дёшево, качественно и в срок. Архитектурные решения – с колоритом аборигенов (дань иноверцев древне-югорским корням), для Ханты-Мансийска, впрочем, типичны. Крыша главного корпуса аэровокзала (хайтек!) из стекла – в виде юрты высотой в пять этажей, прилегающий административный корпус – с юртой поменьше, но с такими же широченными окнами с зеркальной тонировкой. Сверкает на солнце алмазом, слепит.
            От гостиницы до  аэровокзала меньше ста метров – замерзнуть не успею. С непокрытой головой и дубленкой нараспашку, шёл, демонстрируя редким встречным новёхонький чёрный костюм (идеально-острые стрелки на брюках, белоснежная рубашка, красно-чёрный галстук с золотым зажимом). На работу - как на вечерний приём. А почему – нет? Должность представительская, обязывает. Хорошо сидящий костюм – на все сто броня! Костыль для уверенности внутренней (когда к уверенности вопросы). Волнение переполняло, выплескиваясь физиологическими реакциями (пылающие щёки, лёгкий тремор, постукивание зубов). Мороз остудил голову, удачно замаскировал нервное возбуждение под переохлаждение.
             А в голове засела мысль. О прыжке во времени. Что если… (чисто теоретически, конечно) и как было бы здорово… Я переместился  бы в будущее на месяца полтора? И сегодня в аэропорт иду в стопятьсотый раз. И стресс приёма на работу- далеко в прошлом. Собеседования – позади, должностные обязанности – понятны, встречи расписаны в ежедневнике на неделю вперёд и каждый коллега навстречу – «утро доброе!»
             Или такой вариант – как в компьютер, загрузить в мозг файл с нормативкой права воздушного. Чтоб не выглядеть дилетантом в глазах авиаторов.
- Консультант Плюс Гарев, приятно познакомиться!
             Юридический отдел в «Юграавиа» носил длинное и всеразъясняющее название -   «договорной работы и правового обеспечения». Начальник и юрист, делящие один кабинет на двоих. Коллега – девушка лет двадцати пяти. Эльвира Альбертовна. Симпатичная в меру, но с претензиями (сама себя считает красавицей большей, чем отмерила  мать природа – отсюда и самомнение и закидоны). Или я необъективен, - избалован красотой противоположного пола большого города? На вкус и цвет – известно что, а при дефиците в Хантах… Красавица? Пусть считает себя хоть царицей Савской, была бы специалист в области права - нормальный…
            Первые дни. Бесконтактное погружение в коллектив. Я спрятался в кабинете, избегая общения с коллегами. Изучал учредительные документы, типовые формы заключаемых договоров, штудировал Воздушный кодекс и Федеральные авиационные правила, расспрашивал Эльвиру Альбертовну об особенностях производственного процесса  - согласовании договоров, взаимодействии служб, структуре предприятия.
            Не считая персонала административно-управленческого (экономистов, бухгалтеров, юристов, заместителей генерального директора и прочих беловоротничковых специалистов) в аэропорту – двадцать с хвостиком подразделений. Все – при деле. Функционируют в общем ритме, как внутренности  единого механизма. «Скованные одной цепью, связанные одной целью». Принять самолёт, обслужить, без задержки отправить в полёт, выполняя сотни операций и десятки видов работ, взаимодействуя слаженно на каждом этапе – с точностью буквальной. Наука в совершенстве близкая к искусству. Основные службы: инженерно-авиационная (наземное обслуживание самолётов), аэродромная (чистота полосы и мест стоянок), служба организации перевозок (посадка-высадка пассажиров, обработка грузов и почты). Общая численность предприятия – более пятисот работников. И - круглосуточный режим работы.
            Юридический отдел с момента создания подчинялся первому заместителю генерального, как и десяток других служб. Но внешние обстоятельства откорректировали иерархию. Глупость (или вредительство) первых лиц государства сопоставимы с масштабами Родины, то есть безграничны. Президентское - не кошмарить бизнес - вылилось лавиной новых проверок и проверяющих. Контроль растёт, бюрократия крепчает, нелепые противоречащие друг другу законы множатся, - чаще требуется оперативное вмешательство единоличного исполнительного солидарно с юристом. И в новом структурном, юротдел уже напрямую подчинён генеральному. Когда босс – биг босс, ты тоже босс.  Жаль, в кошельке особенно не прибавилось.
           А пока я вникал в производство, удивляясь темпам работы. В отличие от служб непосредственно занятых на перроне, АУП – спал. Как и Ханты-Мансийск в целом. Аналогия! Так же не спеша работали пенсионеры Жилищного треста (где я начинал карьеру). В ПЖРТ такое существование объяснимо – люди месяцами не видели денег. Работали - как платили. Но - в Хантах?! Зарплата -достойная, платится -  вовремя, льготы - шикарные, отпуск – длиннющий. Почему, бы, не вкалывать? Почему, ****ь, так медленно?
- А куда торопиться? - отвечает юрисконсульт, заваривая «Гринфилд», размешивая лениво сахар. В прикуску «Рафаэлло». – В больших городах – расстояния, очереди, пробки. Оттого спешка и изжога. А у нас? Весь город объехать - двадцать минут. И даже в час пик. Зачем спешить?
- Избалованные вы местные…
- Ой, избалованные!
- Отсутствием конкуренции.
- Конечно, понаедут голодные – не прокормишь.
           Эльвира Альбертовна продолжала работать в привычном темпе и управы на неё не было. Не лишать же премии за медленность?
           Первыми проверять юриста нового на грамотность (за консультациями) потянулись бухгалтера – толковать двуликость налогообложения. За ними кадры – по трудовым отношениям, остальные – с личными проблемами. Вот когда (и где) пригодился мой бесценный практический опыт работы в различных отраслях народного хозяйства. Поверхностные знания, что урывками нахватался на прежних местах работы, наконец-то в голове структурировались, пазл сложился. Я научился понимать (но не принимать) логику законотворцев, толковать законы, доступно объясняя -  доносить до ищущих. Поэтому консультации мои в большинстве случаев (почти всегда) были применимы практически.
- Выступил поручителем, а заемщик не платит.  Банк меня вместо заёмщика пугает. Судом и издержками.
- Одно время был у банков косяк знатный. В договоре поручительства срок не указывали. Так какой банк? Сбербанк? Сбербанк - красавчики. Тоже не заморачивались. Значит! «Поручительство прекращается если  кредитор в течение года со дня окончания кредитного договора не предъявит иск». К кому?  К поручителю. Сроки прошли – ничего не должны!
- Управляющая компания (ЖКУ) в перерасчете платежей коммунальных отказывает…
- Приборы учёта отсутствуют. И вас лето целое не было. «Заграница нам поможет»! Точнее, отметка о пересечении границы в загранпаспортах.
- Оплатите мне льготный проезд как белым людям в Правительстве!
- Нам бы правительственный бюджет… Оплатили бы!
- Как уволить беременную?
- Ждать. Пока родит…
           Эльвира Альбертовна удивлялась:
- Откуда ты столько знаешь?
- Поработай с мое…Кстати, начинай уже работать!
-Щазззз…
            Хороший юрист в Хантах - редкость. Но не специалистов с дипломами юриста – хватает. Отличить первых от вторых сложно. Но можно.
            Собеседуя кандидатов на место вакантное, удивлялся:
- Человек, ты откуда?
- Из ЮГУ.
              Без комментариев. Неуча научить – пол дела (даже мишка управляется с велосипедом). А вот целеустремленности без конкуренции не бывает.


Рецензии