Борис Лукин. В Парамарибо через Могочу
Напечатано и опубликовано по просьбе автора
Бориса Ивановича Лукина (Род. 1947г.)
РАДОСТИ МОЕГО ОТРОЧЕСТВА.
"Всю пшеницу - за границу.
Нам - кино да радио"... -
(так мы пели, гуляя на улице после уроков.)
В 60-х годах 20 -го века, уже живя на Севере, моя мать часто сетовала на то, что ей надо было ещё в в 1956 г. уехать на строительство Вилюйской ГЭС. Отношения между нею и моей бабушкой (матери моей мамы) были, деликатно выражаясь, "натянутыми". Двум "медведицам" жить в одной "берлоге" было, прямо скажем, невмоготу. Потому с 1956 г. мы с матерью проживали на станции Степь Забайкальской железной дороги в воинской части. Мать стала работать поваром в столовой для военных лётчиков.
Вся культурная жизнь гарнизона вращалась вокруг ДОСА. (Дом офицеров Советской Армии). В нём ежедневно демонстрировались художественные фильмы, кроме понедельника. Поэтому из кинозала я не вылазил, а кинематограф я полюбил на всю оставшуюся жизнь. Почти весь классический репертуар советского кино, того времени, мне был знаком. А в Джемму Фирсову, сыгравшую эпизодическую роль в фильме "Восемнадцатый год (1958г.), я одиннадцатилетний мальчишка, даже влюбился. Полагаю, что свою роль "бывшей" она сыграла гениально.
В те советские времена каждый гарнизон обязан был иметь свой любительский драматический театр, в спектаклях которых роли обычно играли военнослужащие и их жёны. Особенно мне запомнился знаменитый спектакль "Свадьба в Малиновке". Он памятен мне до сих пор. Яшку - артиллериста играл зам. начальника ДОСА, имевший чин "капитана". Трындычиху играла жена офицера, которая вела занятия по бальным танцам (где занимался и я). Оба играли превосходно. Мне почему - то кажется, что по уровню актёрского мастерства они тогда если и уступали Михаилу Пуговкину и Зое Фёдоровой, то совсем немного. А уж как те блистали в этом фильме - спектакле.
В конце 50-х в моду стали входить "современные" танцы. Некоторые жёны офицеров в этом отношении были "продвинутыми", как теперь выражаются, дамами.Однако зам. начальника ДОСА рьяно пресекал их попытки разнообразить танцевальную практику. Справедливости ради, надо заметить, что была видна их высокая хореографическая подготовка. Однако я понял позже, что это время было такое: "Борьба с тлетворным влиянием Запада".
В штате ДОСА состоял баянист, старшина сверхсрочной службы, который также виртуозно играл на аккордеоне. Однажды я услышал как он играет певцу, поющему песенку: "Параморибо, Параморибо - город утренней зари". Слова и мелодия запали в душу.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
О! Джемма!
За судьбой Джеммы Фирсовой я невольно следил и став взрослым. В дальнейшем она, благодаря своему мужу, стала известной как режиссёр документального кино. Для меня она стала эталоном женской красоты с отроческих лет. Позже я узнал, что детство Джеммы проходило с отцом - военным корреспондентом. Во время Великой Отечественной Войны она повсюду была с ним. Своё детство она называла фронтовым, т.к. росла на Войне. Если читателю интересно, то её можно увидеть в фильме " Это сладкое слово свобода". Умерла Джемма в 2012 году.
То что "задело" в отроческие годы, конечно помнится особенно ярко всю жизнь.
"Свадьба в Малиновке".
Спектакль "Свадьба в Малиновке" был для театров воинских традиционным. Примечательно, что 21 июня 1941 г. В Белоруссии, в Минском ДОСА,
командный состав Западного военного округа, во главе с его командующим генералом Павловым, смотрели именно этот спектакль. Вскоре генерал будет расстрелян за потерю управления фронтом в первые дни Войны, а через несколько десятилетий будет реабилитирован.
Парамарибо.
Позднее я проявил интерес к географии этой песни и узнал, что Парамарибо - это столица государства Суринам, расположенного в Южной Америке. Парамарибо - бывшая индейская деревня, а город основан Французскими колонистами (1640-1650), затем он стал колонией Великобритании(1650-1660). С 1660 г. - Голландии. Независимым государством Суринам стало только в 1975 г. Здесь, в столице его Парамарибо - экзотика на каждом шагу. Обитают в Суринам люди разных рас и народов. И вот недавно в журнале "Родина" я прочитал статью, которая меня, коренного сибиряка, буквально потрясла.
В ПАРАМАРИБО ЧЕРЕЗ МОГОЧУ.
Оказывается было время, когда люди добирались в Параморибо "по диким степям Забайкалья", а именно по этим местам пролегает транссибирская магистраль. Вот уж воистину: "Пути Господни неисповедимы". Произошло это летом - осенью 1940 г. После захвата Германией Польши, спасая свои жизни, польские евреи бежали в Прибалтику, но и там им оставаться было опасно. Обречённым на смерть "спасательный круг кинул японский дипломат Тиуна Сукихара, который работал в Японском консульстве в Каунасе. Вопреки запрету своего правительства, он выдал польским евреям более двух тысяч транзитных виз на проезд через территории СССР, и Японии до Суринама. Их путь пролегал через Европейскую часть СССР, Урал и далее по транссибу до Владивостока. В Забайкалье на их пути была станция Могоча, про которую говорили: "Бог создал Сочи, а чёрт - Могочи". Климат этих мест был крайне суров. После этого они они добирались морским путём через Японию и Тихий Океан. Весь путь занимал около 2-х месяцев. Вот вам и Парамарибо - город утренней зари. А на похоронах Тиуна Сукихары, в знак признания его заслуг перед еврейским народом присутствовал посол Израиля в Японии.
На снимке - г. Могоча. Забайкальский край. 2007 г.
07.09. 2018 г.
г. Боровичи
Свидетельство о публикации №118090704075
Елена Себелева 18.09.2018 15:47 Заявить о нарушении
Юрий Курбатов 05.12.2019 23:45 Заявить о нарушении
Елена Себелева 07.12.2019 21:57 Заявить о нарушении