Эльмира
Восточная повесть Для серьёзного читателя
ЧАСТЬ 1
«Из дальней, чуждой стороны
Он к нам заброшен был судьбою;
Он ищет славы и войны, –
И что ж он мог найти с тобою».
М.Ю. Лермонтов
ВСТРЕЧИ
ОТРЫВОК № 1
(Вместо пролога)
1
Тянь – Шань, заснеженный веками,
Обветренный, усталый, но благой –
Запечатлён скалистыми хребтами,
Седой заоблачной чертой.
Люблю твоё нагроможденье,
Дыханье бурь и блеск снегов,
Таинственных ночей теченье,
И всполох утренних лучей.
Всё здесь так чудно и отрадно.
И хочется к строке прильнуть,
К резцу иль к кисти ум склонить –
Так внемлю миру вдохновенно.
Люблю тебя, как диво милое, украдкой,
Тайком от всех и безответно до сих пор,
И этот край движения веков,
И этот мир блистательный и звонкий…
* * *
Пригорья вид: домишков ряд,
Поодаль юрты, стелет чад,
Дорога узкая видна,
Змеёй виясь, спешит к ущелью,
Всё уже бег её стремленья
И вот совсем уж заросла.
Румянец красит склон и листья
Уже кружатся, приземляясь,
Под дуновеньем ветерка.
Шумит уставшая сосна.
Ручей пронырливо клокочет,
Струёй без прихоти ворчит,
И древний пласт усердно точит –
Спешит скорее вниз прибыть.
Течёт речонка тонко в скалах.
Всё дальше, дальше – в звонких жилах –
Ручьём питается она.
И вот бурлит, кипит и рвётся:
В ней слышен треск,
В ней лязг, и жмётся
Ко дну вершинная вода.
2
Джигит вдоль русла проезжает,
И конь пугливо озирает
Всё пред собою и храпит,
Да вскачь пуститься норовит.
Но пенная и быстрая волна
Стремленьем тешит седока.
Отара, выбравшись с теснины,
Уж приближается к реке.
Средь рёва вод он смог едва ли
Услышать блей там - вдалеке.
Теней каскад с лучистой дали
Пред ним ложится кряду ряд.
Едва бегущими штрихами
Он видит трепетный закат.
Ещё горит в нависших тучах
Всё выше, скрадываясь, луч.
Вот он погас в зиявших кручах
Могучих гор, вершинных плеч.
И вновь спешит ко сну прилечь…
3
Джигит хлестнул коня, тот прянул,
Смочив волной прохладной грудь,
Ещё копытом слышно бряцнул,
И уж спешит упрямо в путь.
Вот он мелькнул средь скал и скрылся.
Там солнца луч угас, там темь:
Всё притаилось, спит и жмётся…
Не спит лишь в русле Чонг-Кемин.
Вдруг выстрел резко в ночи грянул!
Там раздаётся стук копыт.
Там кто-то был, наверно, ранен:
Доносит стоны, слышен крик.
Почуяв смерть, басмач рыдает.
И где ж былая его спесь?!
Он весь дрожит, при этом знает:
Капыр снести не может слёз.
Джусуп, брезгливо отступая,
Пред тем, как сесть в своё седло,
Кричит ему: « Айткул, я знаю
Твоё притворное лицо!
Бери коня, скачи презренный…
Не так бы я с тобой хотел
Скрестить судьбу, но помни:
Пленный не враг мне более, как ты!
И не забудь подумать за ночь
С кем жизнь свою ты загубил.
И не пытайся больше встретить
Меня и не ищи другим могил…»
Конь проносил средь скал Джусупа.
Ему, что этот инцидент?
Вдали его так ждёт Эльмира –
Судьбы награда юных лет.
4
В кинжальном русле Чонг-Кемин
Ревёт и плещется. Её стремленье
Безудержно в веселье волн,
Как весь и путь её мятежный.
Недалеко от быстрой ленты –
Реки движенья – юрты в ряд.
Средь них акын стоит печальный,
Поёт и вдаль лучит свой взгляд.
Комуз, едва словам внимая,
Дарит ему свой древний звук.
И льётся песня роковая,
Коснувшись струн, слетевши с губ.
А по тропе краса Востока
К реке спешит. Она в смятении…
С пустыми вёдрами спешит к течению
Акына дочка Эльмира.
Она там встретила джигита,
Любовь к которому влекла,
С аула бедного Джусупа,
И вот идёт едва жива…
Эльмира с полными ведра’ми
Уже обратно к юрте путь,
Уже не быстрыми шагами,
Как ива грустная, идёт чуть-чуть…
Она в тревоге. Чует сердце
Её девичье злобу дня,
И мысли высказать боится,
Но и таить их уж нельзя.
Она ему секрет открыла,
И тайны сердца известила.
В них – намеренья басмача
Об обновлении гарема.
Словами девушки сражённый,
Остался так стоять джигит.
Он смотрит в девственные волны,
Он пальцем трогает гранит.
— Не быть тому!— сверкнув глазами,
Вскипел Джусуп. — Я украду
Тебя, Эльмира! За горами
Я в юрту вольную введу.
И пусть она бедна, убога …
Пусть в щели смотрится луна.
Сегодня поздними часами
С тобой в ней буду, Эльмира!
Но ты ль согласна?—
Она ему сказала: «да!» (134)
ОТРЫВКИ ПОВЕСТИ:
Часть I
Отрывок №1,"Встречи"(вместо пролога)
Отрывок №2,"Отцовский выбор" - http://www.stihi.ru/2018/09/10/4431
Отрывок №3,"Пленение и изуверство" - http://www.stihi.ru/2018/09/13/3578
Отрывок №4,"Душевный бунт" - http://www.stihi.ru/2018/09/15/8258
Отрывок №5,Жертвенная любовь" - http://www.stihi.ru/2018/09/20/7335
Отрывок №6,"Забавы изуверов" -http://www.stihi.ru/2018/09/26/4227
Отрывок №7,"Воздвижение Эльмиры" -http://www.stihi.ru/2018/09/30/7279
Отрывок №8,"Нарочитое расставание" -http://www.stihi.ru/2018/10/03/8577
Отрывок №9,"С дней сотворения" - http://www.stihi.ru/2018/10/11/2742
Отрывок №10,"Софистические разводы" - http://www.stihi.ru/2018/10/16/4950
Отрывок №11,"Любовь,коварство и враги" - http://www.stihi.ru/2018/10/25/5777
Итого строк поэтических/прозы: 134/51,94/01,102/06,121/08,104/01,141/03,141/04,
115/03,123/36,141/16,144/16. Всего: 1270/148
Часть II
Отрывок №1(12),"На распутье" - http://www.stihi.ru/2018/11/02/7495
Отрывок №2(13),"И случай - друг свободы"- http://www.stihi.ru/2018/11/10/3111
Отрывок №3(14),"Игрок до кончиков ногтей"- http://www.stihi.ru/2018/11/15/7132
Отрывок №4(15),"Мозговая атака" - http://www.stihi.ru/2018/11/21/6432
Отрывок №5(16),"Мозговой штурм возмездия"- http://www.stihi.ru/2018/11/28/1040
Отрывок №6(17),"Божья кара"- http://www.stihi.ru/2018/12/05/1934
Отрывок №7(18),"Размышления"- http://www.stihi.ru/2018/12/13/3885
Отрывок №8(19)," Погоня" - http://www.stihi.ru/2018/12/18/4594
Отрывок №9(20),"Агония" - http://www.stihi.ru/2018/12/22/3161
Отрывок №10(21),"Встречи и расставания"- http://www.stihi.ru/2018/12/25/4400
Итого строк поэтически/ прозы: 156/08,149/10,126/07,165/16,203/23,178/20,152/09,
107/13,162/19,87/03. Всего во второй части: строк поэтических-1485,прозы-128.
Всего в повести: строк поэтических - 2755, прозы -276,
что составляет ~ 90 страниц в общем объёме книги.
P.S. Будучи на берегах горного озера Иссык-Куля, автор встретил старца-акына, который медленно и протяжно пел под аккомпанемент комуза свои песни. «О чём поёте, отец?— спросил он. Без ложной скромности тот представился на хорошем русском языке: «Джусуп Разаев, а пою о том, как басмачи лютовали на нашей земле…» Он пригласил в свою юрту, угостил чаем, и повёл рассказ о басмачах со знанием дела. И тут-то появилось имя Эльмира. « А почему не Эльвира?»— спросил студент. Джусуп посмотрел пристально и продолжал: — Время было такое, когда давали имена во имя революции и всеобщего мира на земле. « А где же она теперь?— продолжал расспрашивать гость. «Там,— ответил акын и показал рукой на Запад, как бы отмахиваясь от тяжёлых воспоминаний,— у Панфилова… Ивана Васильевича, в его 316 стрелковой дивизии. Погибла она в битве под Москвой… Могилку её я так и не нашёл… Видимо, в братской она».— И, отвернувшись от гостя, он украдкой смахнул со своей щеки набежавшую слезу и продолжил: — Вот уж, поди, четверть века минуло с тех пор как погибла, а она всё передо мной, как живая, у того костра. Во сне приходит, говорим мы с нею о детях и внуках. Интересуется…». Он с любопытством посмотрел на гостя, вздохнул и усмехнулся. «Не веришь?! Знаю, что не веришь. Молод ещё. Поживёшь с моё, может и поверишь. Бог-то един, а я верую в него. У вас – Христос, у нас – Магомет, у других народов свои пророки. Всё это и есть Божий Промысел. Человек без бога дичает и опускается до того примата, из которого по Дарвину и человек вышел». Старик замолчал и принялся подливать свежего чаю. Студент не ради любопытства, но интуитивно вдруг почувствовал свой чисто литературный интерес: « Вы прожили захватывающую и полную событий жизнь!— воскликнул гость. Акын молчал несколько секунд, вздохнул уже в который раз и ответил: « Виноват я перед Аллахом, Эльмирой и отцом её. Она-то меня простила и женою стала уже по-советски. А вот сам себе я не могу простить… Молод был, горяч, не видел последствий всех своих поступков. На фронте я встретился с одним вашим историком. Мудрый был человек и знающий свой предмет. Так он мне поведал о том, что если бы Борис Годунов исполнил волю бояр своих, которые приговорили Шуйского и братьев Романовых к смертной казни за попытку переворота в пользу Англии, а затем и Дмитрий, младший сын Ивана Грозного, которого прозвали коренные враги Руси Великой, Лжедмитрием*), не совершил бы повторно ошибку Бориса Годунова, а казнил бы их как велено было теми же боярами, – мир бы пошёл по другому пути, а Русь стала бы для врагов её недосягаемой. Вот и я совершил похожую ошибку, пожалел Айткула, отпустил его на вольные хлеба… Много крови по его вине пролилось, да и сам он затем исчез куда-то, перевоплотился… Где-то да проявится – не ныне, так завтра. Вот такой, как у вас говорят, коленкор: дело-то другое, но смысл один. Шайтан он и есть шайтан: хитрый, подлый, вездесущий и смертоносный. После уже, в войну Отечественную, насмотрелся я всего и понял: таких жалеть нельзя! Нашего-то брата они не жалели: пытали, глаза выкалывали, языки отрезали, животы вспарывали, вешали, расстреливали, сжигали заживо, а то и к хвосту лошади привязывали и кровью жертв заливали дороги местные, морили голодом… И всё это делали, якобы, от имени Бога! Вот это и есть сатанизм!..»
Он встал и пригласил к выходу. Впереди блистал голубизной величавый Иссык-Куль, обрамлённый вдалеке заснеженными хребтами Тянь-Шаня. Всё говорило о первозданной чистоте природы. Красота возвышала сознание, сердце билось будто бы у самого горла. Солнце ласково обволакивало впереди смотрящих акына и студента-гостя, оказавшегося по воле случая рядом с ним и в этом благодатном крае – бывшей губернии Российской империи и местом отдыха трудового народа Страны Советов.
Однако, судя по развивающимся событиям в стране, Киргизию ожидали трудные времена, без России ей не выбраться было бы из хаоса, который устроили «друзья» из Госдепа США – вездесущие,алчные,ненасытные и кровожадные… Разжигание национализма - это их средство борьбы за сверхприбыль и укрепления своего господства в мире.*)На самом деле Дмитрий был спасён и спрятан от происков Шуйского и братьев Романовых, а приход его на русский престол ими был назван как захват власти ЛжеДмитрием, дабы спасти себя от казни, а затем закабалить Русь-Россию новой династией Романовых прозападного толка.То есть был совершён банальный насильственный захват русского престола. Россию стреножили на последующие 300 лет, и управляли ею нерусские воцарённые люди после ПетраI,хотя русская действительность их приспосабливала к своим нуждам и проблемам.
(134/57)
Вчерне – 1968 г., г. Фрунзе
Набело – 1992 г.
Свидетельство о публикации №118090703691
С пожеланием добра, Анита
Анита Карелина 16.09.2018 21:41 Заявить о нарушении
Геннадий Батаров 2 16.09.2018 21:50 Заявить о нарушении