Что я поняла из Бергсона 3
В самом большом и масштабном смысле, жизнь по Бергсону расходится на инстинкт и интеллект, и в этом действительно есть глубокий смысл, настолько глубокий, что его не замечает и сам Бергсон. но для того, чтобы увидеть этот глубокий смысл, нужно сначала разобраться что представляет из себя сознание человека. А для этого нам необходимо пройти пару предыдущих ступеней сознания - растительную и животную.
Естественно также, что ни биологи, ни социологи, ни даже философы не берутся утверждать что есть сознание, и в любых многотомных трудах вы не найдёте достойного внимания определения, за исключением, быть может, кучи дебильно-формальных и никому не интересных. Неудивительно, что это так. Биология заражена механистическими способами представления и препарирования жизни, социология вообще подражательна, она подражает, копирует или дублирует идеологию, ну а философия достаточна умна, чтобы об этом говорить, когда знает, что она об этом не знает. Таким образом сознание выпадает из поля всех наук и лишь слабо "мерцает" в некоторых философских исследованиях.
Вот почему я писала о риске - говорить напрямую о сознании. И всё же возьмём на себя этот риск.
Прежде всего сознание нужно мыслить и представлять как биологическое поле. Физикам известны магнитные и электрическая поля, и как заряженные частицы могут создавать подобное поле, приблизительно также, по некоторой аналогии, растительные организмы, а именно они впервые формируют сознание(как являющееся сознание) создают нечто наподобие "колышущегося коллектива" или "множественных вибраций роста" или первое биологическое поле или сознание. Каждому растению рождаться, жить и умирать отдельно, однако на протяжении своей жизни оно участвует и разделяет не одну лишь свою долю, но и ещё нечто более важное - долю своих собратьев, с которыми проживает также и свою, то есть с которыми она сообщается. Сознание - общая доля. И что исключительно важно в этом смысле, так это то, что такая доля не формируется и не функционирует генетически, и потому напрочь, конечно же выпадает из рук наших биологов, помешанных в своём понимании "жизни" на "чистой генетике". Этот момент крайне важен, хотелось бы ещё раз обратить на него внимание. Уже растение в своей реальной жизни ОТКЛОНЯЕТСЯ от "железных" генетических законов, последние становятся просто бесполезными для объяснения некоторых сторон его жизни. И речь тут идёт, опять же, не о влиянии среды, приспособлении и борьбе за выживание - стандартному набору, также известному нашим биологам, но о том странном и удивительнейшем феномене, который рождает жизнь вовсе не от недостатка своих жизненных потенций, типа "не сделаешь-не выживешь", а скорее наоборот, от избытка! Мы уже говорили, что растение может выжить и одно - оно способно родиться, вырасти и умереть, но то, что растения могут образовывать сообщества - это вовсе не необходимость, а скорее, такое своеобразное "излишество" - дар, благодать(и вот откуда вообще идёт наша благодать), подарок Природы. В общем, это нечто избыточное - то самое, что затем философы назовут "бесполезным", "ненужным" и "прекрасным" одновременно. А мы сразу и прямо назовём свободным - выскочившим из жестоких лап причинности и законности.
Сообщества растений - незаконны, они - сон и грёза первой свободы, первого сознания. Они - не генетичны.
Сознание не является продуктом генетики и борьбы за существование!
Этот дерзкий вывод мы позволим себе бросить в лицо всем предубеждённым до сих пор "научным фактам"(а факты наши, дорогие друзья, также являются предубеждёнными, как и наши теории - они друг без друга "не ходють"). Например, предубеждённым фактам, что сознание человека сформировалось вследствие "делания им орудий", а последнее ведь есть борьба за выживание и некоторого рода приспособление. Здесь сразу же пометим, что таким образом скорее формировался интеллект человека, а не его сознание, и хотя интеллект делает сознание человека специфичным и уникальным в каком-то смысле, однако само сознание и сама человечность приходят к гоминидам или первым людям совсем с другой стороны - со стороны их особенной коллективной жизни. Но к этому лучше вернуться позже, потому что многое будет не ясно, если мы не разберём простейшее.
Мы видим, что в растительной форме свобода(сознание) ещё крайне неустойчива и она случайна. Мы говорим, что сознание тут спит потому, что ни одно растение, находясь в этом общем колышущемся поле не выделяет себя из него - ну именно и точно как во сне, в котором обнаружить себя мы можем лишь в относительном смысле. Растение спит в общем поле.
Однако как только мы переходим к рассмотрению сознания животного, мы видим, что его сознание пробудилось. Что это значит? Это значит, что индивидуальное животное "присвоило" себе, причём каждое рождающееся индивидуальное животное - взяло себе и присвоило это "общее поле" - видит им. Тут мы снова сшибаемся с биологическими воззрениями на животных, которые рассматривают каждое индивидуальное живое существо всего лишь продолжателем рода. Тут биологи снова упускают тонкий нюанс свободы, которым владеет животное совершенно с другой стороны, а не со стороны рода. Как родовое, индивидуальное животное полностью подчинено - роду и природе, как сознательное - оно уже свободно. Вот почему мы наконец-то хотя бы "сегодня" обнаруживаем, что вот эта лиса - это не та лиса и у неё другой характер, а вот эта леопардиха непохожа на всех остальных и т.д. И не генетика отличает их, откройте лучше свои глаза пошире - осталось сделать всего лишь шаг в своём заскорузлом уме, чтобы увидеть в конце концов то, что есть - их отличает их СОЗНАНИЕ. И каждому индивидуальному животному оно дано в разной мере.
Свидетельство о публикации №118090603569