Страсти по Карениной

      Актрисе Марине Васильевой
      с благодарностью за подаренную радость от её игры
      в спектакле "Кто убил Анну Каренину?"

Я на спектакль пойти решился,
Чтоб лишний час куда–то деть,
Хоть, как и многие, страшился
И полчаса не просидеть.

Но нет, от скуки мы не скисли,
Мы наслаждались, видя Вас,
И я восторженные мысли
Экспромтом выражу сейчас.

Спасибо Вам за Ваши роли,
За то, что жили на глазах
Все эти Китти, Бетти, Долли
И Анна в нервах и слезах!

Да Вы и Вронского сыграли
И мужа – скучного глупца,
А мы от смеха умирали,
Следя за мимикой лица.

Спектакль – не спячка на перине,
И средь овации густой
"Ура" Васильевой Марине
Кричал, казалось, сам Толстой!

Вообще–то, я Толстого не очень люблю, а истеричка Анна Аркадьевна всегда вызывала во мне антипатию. Собственно, на спектакль "Кто убил Анну Каренину?" я пошёл даже не из любопытства, а как мушкетёр Портос ("дерусь потому, что дерусь") – пошёл потому, что пошёл... Ну, думаю, не понравится, так подремлю часок. Спать мне не пришлось! Какое там спать, – я получил массу положительных эмоций, отличное настроение на неделю вперёд и чувство причастности не просто к хорошей актёрской работе, но – к настоящему, живому искусству, настоящему театру. А весь спектакль – это игра одной актрисы, совсем молодой девушки, Марины Васильевой из столичного театра Мастерская Брусникина, созданного на основе курса Школы-студии МХАТ под руководством Дмитрия Брусникина.

Она вошла в Зеркальную гостиную Дома Золотарёвых (Калужский областной краеведческий музей), превращённую в театральный зал, одетая в какой–то нелепый чёрный балахон и белые ботики и сразу, мгновенно взяла на себя зрительское внимание. Она обращалась ко всем и к каждому в отдельности с непосредственностью давно знакомой девчонки. Предупредила, что все роли играет она сама и что в финале зрителям первого ряда по её команде нужно будет закрыть руками лица, так как случится нечто ужасное и возможны травмы...

А дальше было настоящее чудо! Чудо перевоплощения, импровизации, искромётной иронии над персонажами, над собой, над зрителями, над – страшно подумать! – самим Толстым... Пересказывать спектакль нет смысла, это нужно было видеть. Могу сказать о собственных ощущениях: час пролетел как одна минута, и я всё время улыбался, смеялся, и то же происходило с людьми, сидевшими рядом, со всеми в зале... Казалось, это моя весёлая современница прочитала роман и пересказывает его в дружеской компании, но пересказывает "в лицах", в красках – с уморительными жестами, с постоянной сменой голосовых интонаций, пересказывает с собственными "жизненными" комментариями, с отсылкой то к тексту романа (это не я придумала, это так у Толстого), то к другим книгам (а вот я как–то читала...). Иногда шли прямые вопросы в зал: – Как вы думаете, сколько времени нужно ухаживать за женщиной, чтобы она отдалась? (смех в зале, кто–то отвечает: "неделю", кто–то: "смотря, какая женщина") Актриса округляет глаза и произносит с непередаваемым выражением: – Вронский ухаживал... год!

Наконец, подошло время ужасной сцены, у Анны Аркадьевны началась очередная истерика. Актриса метнулась к подоконнику, выхватив из–за шторы тарелку: "Закрывайтесь!" Я, сидевший в первом ряду, едва успел загородился рукой. Удар! Осколки – во все стороны. А у актрисы в руках уже вторая тарелка. Удар!! У меня над головой свистнул черепок. А у актрисы уже целая стопка глубоких суповых тарелок. Удар!!! Фонтан, нет – ливень осколков и яростный монолог взбешённой Карениной... Последняя сцена её гибели сыграна совершенно серьёзно, трагично и совсем без надрыва, как бы на полутонах. Актриса распахивает дверь и уходит. Конец спектакля. Аплодисменты.

Эту постановку привёз в Калугу актёр Леонид Клёц, посмотрев её в Ясной Поляне во время толстовского фестиваля. Спасибо огромное! Очень хочется, чтобы спектакль был показан в Калуге ещё раз, чтобы увидело его гораздо больше зрителей. В принципе, это вполне возможно. А всем, кто живёт в Москве или приезжает в столицу, я советую побывать в театре "Мастерская Дмитрия Брусникина", расписание спектаклей можно найти в Интернете. Если там делают такие постановки, значит, театр – стоящий!
 ____________________________
 * На фото:
    актриса Марина Васильева
    https://lenta.ru/articles/2018/08/10/brusnikin/


Рецензии
Димитрий, спасибо за отличное стихо и развёрнутое дополнение к ней. Получила удовольствие и от того, и от другого. Плюс отличную "наводку" на спектакль!

Фёкла   07.09.2018 13:36     Заявить о нарушении
Я рад, что смог быть Вам полезен! Спасибо!

Димитрий Кузнецов   07.09.2018 19:57   Заявить о нарушении