Что я поняла из Бергсона
Что растительный мир и есть та форма, изобретённая самой природой, благодаря которой впервые стало возможно экономно и надёжно переводить неживое в живое - в первоначальном виде накапливать энергию и создавать "начаток", зародыш жизни. А зародыш жизни, как и любая жизнь обладает сознанием, только в очень незнакомом и недоступном нам виде - в виде сна. Растения спят, всю свою жизнь, спят и ... грезят. Их сонное сознание - является их единственным доступом к жизнетворчеству. Растения - это спящая жизнь. Жизнь у колыбели, у люльки. Растения - покойны, они не движутся так, как животные активно, и потому их сознание спит. И несомненно, глядя на весь зелёный мир, мы смотрим, в принципе, на мир сновидений.
Отсутствие самостоятельного движения и свободы выбора не оставляет им шанса однажды "пробудиться", но если бы можно было подслушивать сны - мы бы услышали растения. Потому что в своём сне, они друг с другом интенсивно "общаются", а точнее было бы всё же сказать - "сообщаются" - координируются и сливаются, наподобие нас в нашем виртуальном мире.
Вся жизнь планеты Земля лежит на их плечах, потому как они - последняя или первая опора(смотря откуда считать) всего живого, каким мы его знаем. Когда начинаешь осознавать это ясно - дух захватывает.
Понять каково приблизительно "растительное сознание", мы можем, вспомнив самих себя вполне покоящимися и сонными, то есть пребывающими в начальном, зародышевом состоянии жизни. И пока учёные думают-гадают и ломают себе головы - зачем нужен сон человеку, да и всем животным, ведь вроде бы можно было бы без него обойтись, мы ясно и просто можем ответить на столь сложный и неразрешимый, казалось бы, вопрос. Если бы сон был дан для чего-то живому существу, то уже нашли бы его незаместимую полезность, а главное потребность, но ищут то чёрную кошку в тёмной комнате, которой там нет. Сон не дан животному(и человеку, соответственно) для чего-то... Всё надо мыслить совершенно не так. Сон не имеет цели, он просто - первоначальная жизнь, её протоплазма, "яйцо", семя, малая первейшая капля, и в более высокоразвитых животных он остаётся тем самым, чем и был всегда - всего лишь началом, устранить которое полностью невозможно, т.е некоторым рудиментом(но ведь это только если с внешней стороны посмотреть).
Жизнь не может переходить из одной своей важнейшей формы полностью в другую, более развитую - лишь потому, что мы мыслим так убого эту самую жизнь. Нет, жизнь, чтобы оставаться жизнью, должна длиться(вспоминаем козырное слово Бергсона!) и в высших своих формах она как бы продолжается "от начала до конца", жизнь в сущности не перескакивает из одной формы в другую, как нам кажется, а именно "длится", - растягивается как резинка от своего истока и далее, в своё усложнение и разделение. Мы есть модификация первых растительных форм жизни, модификация через животных в нас первой формы сознания - сновидческой.
Более высокоразвитое животное несёт в себе зародышевую форму не потому что не смогло полностью освободиться от неё, а потому, что такова природа реальности - такова жизнь, мы только её не понимаем, как следует. В таком животном есть, конечно, и рудиментарные органы, но речь сейчас идёт не о них, а о принципиальных вопросах жизни вообще, а сон, сновидения или растительная жизнь, что означает одно и то же - принцип жизни. Не случайно, самое высокоразвитое и взлетевшее под небеса сознание философов, как только философия вообще появилась, вдруг воскликнуло, задало этим небесам, этот странный вопрос: а не спим ли мы, когда считаем, что живём? Это была гениальная интуиция, так и не пробившаяся к своим истокам. На этот вопрос следовало отвечать - спим, но не в том смысле, что недотёпы, а в том смысле, что пока живы и не лишены жизни - спим вместе с ней, ибо она в корне своём спит.
И возникла Жизнь на Земле и спала она на ней...
Мне скажут, что здесь присутствовала скорее символическая игра сновидений и бодрствования, на которую намекали философы, а я отвечу, что жизненные истоки настолько мощны, что их не в состоянии в полной мере охватить даже умнейшие головы философов, и там, где нам мнится, "кажет" себя игра, просвечивают на деле более глубокие побуждения, толкающие исподволь и Логос философов.
То, что мы прекрасно могли бы обойтись без сна и весь день, и всю ночь активно бодрствовать, доказывают нам дельфины, чья жизненная организация научилась отключать попеременно свои полушария, и как ни в чём не бывало, продолжать насыщенную дельфинью жизнь. Но этот же пример, доказывает нам и другое - что даже в этом случае, сон всё равно оставался бы с нами - ведь полушария дельфинов всё равно "спят" - то правое, то левое, пока противоположное бодрствует. Следовательно, сон неистребим, он может лишь отодвигаться в латентное состояние, мы можем не находится в нём, но он всегда будет пребывать в нас, как центр и точка любого живого импульса. Сон - наш дом и наша родина, если мы только хотим ещё признавать себя живыми))).
Не исключено, что другие виды жизни, на других планетах могли бы быть иными, но наша жизнь именно такова, и она уже состоялась. В этом плане дельфины - скорее наше будущее, чем "предки" или собратья, поскольку не исключено, что и человек постарается двигаться в будущем к приобретению такой способности - по своему желанию спать или не спать, подчиняя сон(но никогда не уничтожая его) более высшей форме активности. Складывается впечатление, что дельфины прошли этот путь заранее и словно бы демонстрируют нам и подобную возможность, и возможный вариант осуществления самой такой возможности.
Но вернёмся к растениям, посмотрим на них. Всё, что делает растение - это растёт, то есть в чистом виде "длится". Рост, дление - вот основной принцип жизни, и понятно откуда Бергсон его берёт - из самой природы. Но зачаточное сознание растения, его сон, позволяет ему словно бы предугадывать и дальнейшие формы и способности жизни - растение поворачивается к свету. Оно совершает это сложнейшее и труднейшее для себя движение не как собственно "своё", ибо собственно "своим" для него является только рост, но как "забег", "запрыг" в будущее "движений животного". Растение поворачивается к свету потому, что ему снится сон о свете, а не потому что его к этому вынуждают какие-то биологические процессы, как мы их мыслим. Именно зачаточная форма сознания - сновидение о... ведёт растение к свету и формирует "пародию на движение".
Знайте, если ваше растение поворачивает листики - ему что-то приснилось. И незачем смеяться, это не шутка и не розыгрыш. Только так. Никакой абсолютно стерильный, чистый рост никогда бы и никуда бы не повернулся, жизнь движется только благодаря сознанию. Лишь сознание придаёт жизни движение, сама жизнь, как она есть, как "голая жизнь" - исключительно рост, исключительно дление и... НИЧЕГО БОЛЬШЕ.
Сознание подхватывает инициативу жизни и переводит её в несколько иной план. Этот план называется движением и свободой живого организма.
Свобода живого организма заключается в управлении собственным ростом.
Свидетельство о публикации №118090500908