себе пятилетней
выдаст судьба наручники,
жизнь — удила,
кажется ты — лучшее,
чем я не была.
вех-перводней салочки —
Ясный и Гай,
годы твои, галочки,
пальчики загибай.
ветры твои, весточки
карагачей,
Ленки твои, Светочки —
Барсик ничей.
камни в ручье, голышики,
пальцы знобит —
кварцевой жилкой вышитый
льнёт аммонит.
книжки твои, лучшие —
пыль вековых свит,
скифы твои, лучники
в дикой степи.
песенки-крылья небесные
радость дала —
вырвут их с голосом, место их
выжгут дотла.
раной с тех пор бескрылою
вброд по земле —
твой ли, свой взгляд выловлю
в посеребрённом стекле?..
27.05.2018г. г. Пекин, Лунцзэ
Свидетельство о публикации №118090500372
***
выдаст судьба наручники,
жизнь — удила,
кажется ты — лучшее,
чем я не была.
вех-перводней салочки —
Ясный и Гай,
годы твои, галочки,
пальчики загибай.
ветры твои, весточки
карагачей,
Ленки твои, Светочки —
Барсик ничей.
камни в ручье, голышики,
пальцы знобит —
кварцевой жилкой вышитый
льнёт аммонит.
книжки твои, лучшие —
пыль вековых свит,
скифы твои, лучники
в дикой степи.
песенки-крылья небесные
радость дала —
вырвут их с голосом, место их
выжгут дотла.
раной с тех пор бескрылою
вброд по земле —
твой ли, свой взгляд выловлю
в посеребрённом стекле?..
27.05.2018г. г. Пекин, Лунцзэ
© Copyright: Ирина Чуднова, 2018—–—–—–—–—–
МЕТРИКА. 28 стихов — 7 катренов:
1. Система стихосложения: силлабометрика, — смешанные размеры.
2. Размер: Вольно-разностопно-дробный 2/3 дольник с нулевой анакрузой. Исключение — 4 строка первого катрена: АМ2м.
3. Строфа: рифменный катрен.
4. Схема рифмовки: перекрёстная.
5. Альтернанс: д/м
МИНИ-РАЗБОР. Весь стих, — безусловно читабелен, — никакой декламации. Но в некоторых строках — второй ритм. Долго говорить, опять же, проще сделать ритмическую критику:
—–—–—–—–—–выдаст судьба [...-УКЛЮЧИНА],
жизнь — удила,
кажется ты — [ВСЁ] лучшее,
чем я не была.
Вех [...ПЕРВОРОДНЫХ] салочки —
Ясный и Гай,
годы твои, [И] галочки,
пальчики загибай.*
ветры твои, весточки
карагачей,
Ленки твои, [И] Светочки —
Барсик ничей.
камни в ручье, голышики,
пальцы знобит —
кварцевой жилкой вышитый
льнёт аммонит.
книжки твои, лучшие —
пыль вековых свит,
скифы твои, [И] лучники
в дикой степи.
крылья[МИ<->ПЕСНИ] небесные
радость дала —
вырвут их с голосом, место их
выжгут дотла.
раной с тех пор бескрылою
вброд по земле —
твой ли, [...Я] взгляд выловлю
в посеребрённом стекле?..
27.05.2018г. г. Пекин, Лунцзэ
© Copyright: Ирина Чуднова, 2018 [Рихард Мор, 2019]—–—–—–—–—–
* — Дней-3 перв[ЫХ...] вех-1 салочки —
Ясный и Гай,
годы твои, [И] галочки,
пальчики загибай.—–—–—–—–—–
Опять же, — вот и весь разбор. Где, "перводни" — это не слово, а пародия на слово. Я даже подумал, вначале, что это опечатка слова — перво[РО]дней.
Интересно, если данный стих написан к себе пятилетней, то выбранная форма с дробями — вышла случайно или сознательно?
Если немного подумать, то стихотворение, ещё, немного знобит от "светочек, ленок и барсиков". Другое дело, — "скифы". Хотя, какие могут быть скифы в пять лет? Серьёзный стих, я бы даже сказал: чисто русалочная песня. Как в Китае называют русалок?
Рихард Мор 2 27.07.2019 14:14 Заявить о нарушении
—–—–—–—–—–ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ:
Утром солнышко светило —
ярко,
Целый день оно палило —
жарко,
А под вечер дунул ветер —
крепко,
Зацепился он за тучку —
цепко,
Побежал он, полетел —
быстро,
И полился дождик вдруг —
чистый.
лето 1979 г.
РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА:
Утром солнышко светило —
ярко,
Целый день оно палило —
жарко,
А под вечер ветер<>дунул* —
крепко,
Зацепился он за туч[]у —
цепко,
Побежал он, полетел ОН —
быстро,
И полился дождик С НЕБА** —
чистый.
МОЙ КОММЕНТАРИЙ:
* — вчера без изменений. Внутреннее созвучие: "под вечер дунул / за тучку — не мешало. А сегодня, вроде, — да. Опять же, это лирика, но даже здесь, благодаря слуху, можно сомневаться в форме: или следовать ей или оставить как есть. Как видите, даже в подобные пустяковые проблемы формы вмешивается слух. Слух и форма — это проблема всегда. Без истинного знания.
** — БЕЛЫЙ (вчера).
Пожалуйста, вот это можно назвать "копанием". В данном случае, — разминкой. Вам и это не интересно? А ведь последняя строка девочки, довольно интересная, — почему она написала так, а не иначе... Почему? Спрашиваю у взрослой девочки.
+
Помимо соблюдения или не соблюдения единого размера, есть ещё соблюдение или не соблюдение единой строфики, схемы рифмовки и альтернанса. Как раз таки первый стих 5- летней девочки и мои правки к нему это показывают:
Оригинальный стих:
Метрика (форма — внешняя)
1. Размер: Х4/1
2. Строфа: 12- стишие (авторское)
3. Схема рифмовки: холостые длинные и рифменные короткие строки.
4. Альтернанс: соблюдён в коротких — женский; и не соблюдён в последних двух длинных строках — мужской вместо женского.
Последнее исправление:
1. Размер: Х4/1
2. Строфа: 12- стишие (авторское)
3. Схема рифмовки: тройная перекрёстная 1212.
4. Альтернанс: ж
Теперь, Ваш вопрос, — ещё раз: "почему ритм не должен нарушать определённые схемы?"
Ответ: Потому что интерпретировать его сложнее. Вы нарушили, а мне столько мороки. Да. — Шутка. Где-то там. Ибо, не добросовестных критиков достаточно. И непонятно, то ли им лень понимать, то ли ещё что. Но в данном случае, нарушения возможны. Правда, эти нарушения — лиричны. Степень их нарушения — лёгкая.
ВАШ КОММЕНТАРИЙ:
Теперь пара слов о моих детских стихах, в стихотворении про дождик вы поправили ритмическую картину до идеальной, но убили живую интонацию. Вы каждый раз проделываете это с тем или иным стихотворением, и каждый раз, доходя до ваших перелицовок моих стихов с исключением каких-то частей и добавлением каких-то частей, меня передёргивает от того, как вы уродуете живое тело и душу стиха. Тут пришиваете ему второе сердце, здесь отрезаете ему кусок печени, ибо она великовата для стандарта. Я смотрю на это и недоумеваю, что достигается этим в поэтической (не версификаторской) задаче?—–—–—–—–—–
ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ. Во-первых, дорогая Ирина, дорогой мой товарищ комиссар Чуднова, вот честно, Вы можете хоть иногда оторваться от собственного Я и позволить себе обратить внимание на то, что пишет Вам оппонент? Во-вторых, конкретно,
что значит Я УБИЛ ЖИВУЮ ИНТОНАЦИЮ? — где? — когда? — покажите! — Вам не надоело просто говорить?
На каждый элемент критики накладывается аргумент контркритики. Это конструктивно. Диструктивно — Ваши высказывания. Так, на лавочке семечки щёлкают. Так, разговаривает дискотека.
Я сделал две небольшие правки, которые, по большому счёту ничего не изменили. Если не брать во внимание последней длинной строки, о которой я тоже упоминал, но... — Вы абсолютно глухи к тому, что я пишу. Поменьшей мере это вызывает удивление. Другое дело,
а с чего всё началось, — помните? — «Круговорот» (Ирина Чуднова) http://www.stihi.ru/rec.html?2019/07/01/9018 — 06.07.2019 14:39 — Я Вам говорил, что есть тут на сайте 17- летняя девочка, которая в 7 лет писала удивительно правильные стихи. Вы, тогда, стали мне рассказывать, что это возможно, — там, что-то про слух и чтение говорили... Понятное дело, — товарищ комиссар... — Ирина Чуднова. Ну и? Удивительно ведь! Однако,
если предположить, что эта девочка писала так же как Вы, то править её стихи, как это сделал я, — два пальца об асфальт. Вопрос: хорошо это или плохо, вмешиваться в процесс юного дарования дорогому родителю? И, что подобные любящие отцы пытаются доказать, — свою естественную любовь к искусству или естественное чувство тревоги за юное дарование, которое, естественно, является его живой плотью — его живой кровиночкой ненаглядной? Представляете как здорово,
когда у вас такое дитятко!.. А сколько киселя выпало на её долю, — мама не горюй! И это в 7-8-9-10... лет. Сейчас, кстати, я говорил (?), что она не пишет и даже страницу закрыла? Видать от сладкого отмывается... И, есть разница, заметьте, править стихи юных и начинающих авторов и, таких как Вы. Да? —
Так какую живую интонацию я нарушил, — можно поподробнее и с деталями? Очень Вас прошу!
Рихард Мор 2 27.07.2019 14:15 Заявить о нарушении
Рихард Мор 2 27.07.2019 14:19 Заявить о нарушении