Смерть надо ещё заработать...
Конвой по краю свежих рвов людишек строит.
Вдруг скрип автомобильных тормозов,
спешит военный: "Кто здесь Гумилёв,
поэт?"
И голову поднял один из обречённых, не дрогнул мускул на лице:
"Здесь нет
поэта Гумилёва, здесь только русский офицер!"
Ружейный залп. И валятся тела в глубокий ров.
Красивая легенда. Впрочем, есть воспоминания чекиста:
"Ваш этот Гумилёв... Не мялся, папиросу докурил и улыбался чисто –
не манерно.
Я видел разных: голытьбу и знать,
не каждый так способен умирать...
Не лез бы в контру, шёл бы к нам, большую сделал бы карьеру... "
_____________________________
В отличии от "Рыцаря без укоризны",
исследователям на радость, сам основатель акмеизма
так разъяснял свои мотивы:
"Идти по линии сопротивления, но наивысшего,
не думать, как чего не вышло бы,
а в перспективе
быть лучшим и отличным от других. Всю злость
и силы положить на это"...
И в результате стать любимцем женщин и поэтом,
ему, похоже, удалось.
Но женщины – особая статья.
И был бы Гумилёв красавцем - ладно!
А то глаза "как у гуся"
и сам какой-то "деревянный", "долговязый" и "нескладный".
При всём при этом, как ни странно,
имел успех. Но, чёрт возьми,
он брал другим, на женщин шёл тараном:
"Бальмонт – старик, болеет Блок, любитель мальчиков Кузмин,
да Брюсов с бородой. Вам остаюсь лишь я". И тут же обещал с Ахматовой
немедля развестись. В конце концов действительно развёлся...
Но это позже, а пока шёл знаковый
четырнадцатый год. Освоены ремёсла
войны в окопах Первой мировой -
тяжёлый опыт, неиспытанный до этого никем.
"... Услышать щёлканье винтовок, визг шрапнели у себя над головой, –
я думаю, такое наслаждение испытывает пьяница
перед бутылкой коньяка", – осталась запись в дневнике.
А в ту же пятницу
в "Собаке"* Маяковский яростно клеймил, оставшихся в тылу.
В пылу
патетики, наверное, забыв, что сам служил в какой-то автошколе,
при этом сам себя стыдил он, что ли?
И вообще, Есенин при своей любви к берёзкам и народу стал санитаром поезда,
Блок – табельщиком в стройдружине, срочно "заболели" Пастернак и Мандельштам.
Оно, конечно, боязно,
любому не "нормально" там.
Но Гумилёв из тех, кто лез упорно, нагло за
пределы человеческих возможностей и сил.
И "два Георгия" своих он получил не за раскосые глаза,
из-за которых, кстати, метко с левого плеча палил...
Ну что же, он попал в свою стихию, связанную с риском.
Зато встречали Гумилёва, как героя. Сняв пальто,
в рубашке, порванной штыком австрийским
(нарочно не зашитой, как потом
трепались злые языки),
он "Наступление" своё читал. Снаружи яростно, зловеще
метель кружила, а в подвальчике – поэзия и музыка,
друзья и взгляды всех влюблённых женщин.
А после – революция, война
закончилась и началась совсем другая жизнь.
Сложись
его судьба иначе – кто бы знал?
Что там за агитация рабочих,
листовки, пачки денег, прочие
"вещдоки?"
Как будто заговор придумала ЧК на ровном месте. Впрочем,
известно: были времена жестоки.
Перемешалось всё в какой-то жуткой круговерти,
но тем страшнее выглядит его пророчество о заработке смерти.
___________________________________
А что же нынче, что сейчас? Какие мысли в голове
рифмует молодой поэт? Стремительно промчался век
и серебро его заметно потускнело.
Всё больше привечают не умелых,
но стёбный эпатаж. Теперь большое видится вблизи,
но мы, как серфингисты, по волнам скользим,
не погружаясь в океаны информации.
Одни включают граммар-наци* и
терзают неофитов за избыточность строки,
другие, наплевав на пунктуацию,
штампуют "порошки и пирожки"*.
А третьи – бойко критикуют власть:
"Кругом жульё и негодяи!"
И после, оттянувшись всласть,
за "лайками" в сети спокойно наблюдают.
Понятно, что любой хотел бы вкусно кушать,
при этом ничего не делать.
Однако интересно было бы послушать,
а что ответил бы условный сетевой поэт Орлуша
чекисту из Особого отдела?
__________________________________
* Литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака» —
один из центров культурной жизни Серебряного века.
* Граммар-наци (англ. grammar Nazi, где англ. grammar — грамматика и нем. nazi — нацист) —
интернет-мем,ироническое название и самоназвание интернет-сообществ, отличающихся
крайне педантичным отношением к вопросам грамотности.
* "Порошки и пирожки" - современная малая поэтическая форма, предполагающая
написание текста без заглавных, пунктуации и правил орфографии.
Свидетельство о публикации №118090207866
А в целом: чтобы заработать смерть, пахать нужно всю жизнь...
:)
Рон Вихоревский 07.06.2019 11:35 Заявить о нарушении