Итоги 23 ЛС Звуки одиночества в хайку

   Дорогие друзья!

 Подводим итоги нашего замечательного конкурса "Звуки одиночества в хайку" в начале самого замечательного времени года, способствующего к созерцательности и размышлению. В этот раз мы пытались увидеть НАСКОЛЬКО УДАЧНО МОЖНО ОБОЙТИСЬ БЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАЗВАНИЙ ЗВУКОВ, НО ПРИ ЭТОМ ПЕРЕДАТЬ ЧИТАТЕЛЮ УСЛЫШАННОЕ, ИЛИ ПОДСЛУШАННОЕ, ПРОИСХОДЯЩЕЕ В ПРИРОДЕ ПРИ СОЗЕРЦАНИИ. Как никогда, мы усиленно работали над различными ассонансами и аллитерациями. Некоторые даже перестарались. А некоторые проявили свои способности и показали настоящую находку. Так что, считаю, конкурс прошёл на славу! У нас было 9 участников и 25 работ. Один автор, по уважительной причине, не смог проголосовать. Напоминаю, что к оценкам прибавляется 5 баллов за соблюдение формы 5-7-5.  Итак, вот наши результаты на этот раз:

1. Наталия Белоус          
1) Щука плещется
 Среди листьев в озере
   Блесна мелькает
*
 - 5-7-5; прямое указание на звук - задание не выполнено; всё сказано, нет простора для фантазии; два глагола, инверсия.
 - 2. Лишние, указывающие слова.
3. Нет киго.
- сама рыбачу иногда. Очень зримая получилась картина, хорошо передано звучание играющей щуки. Но не передано настроение одиночества. Нет киго
- В хайку сказано всё,домысливать нечего,содержит две части,связанные между собой так,что между ними ЛЕГКО ставятся слова:"ТАК КАК",но присутствует разночтение 1+2 и 2+3,не увидела настроение одиночества.Стык ударений во 2 строке:средИ лИстьев. Нет КИГО-"рыбалка на блесну,среди листьев" может быть и летом,и осенью.Важное место в поэзии хайку занимает связь с четырьмя временами года-осень, зима, весна и лето.Мудрецы говорили:"Кто видел времена года, тот видел все".То есть видел рождение,взросление,любовь,новое рождение и смерть.Поэтому в классических хайку необходимый элемент-это "сезонное слово"(КИГО),которое связывает стихотворение с временем года.Не должно быть объяснения, дополнения,"раскрытия темы". Первая строчка не должна"давать прогноз" о второй.Присутствует слово,указывающее на звук «плещется»,залипание звука–листьеВ В озере.
- Прямое указание на звук. Произведение законченное, думать не над чем.
Два глагола. Блесна мелькает - инверсия.
 - написано, как школьное сочинение: «мама мыла раму, а Маша ела кашу», - простите. Если это стихи, то напрашивается перестановка подлежащего-сказуемого хотя бы в 3 строке.
В-в стык согласных, а мы работаем над фонетикой.
И блесна, и щука – всё об одном, а значит, нет напряжения между 2-мя частями.
Но автор поработал над аллитерацией и ассонансами. Это +.
Однако, не понравилось: «среДИ ЛИстьеВ В» - заплетается язык на ударных ДИ-ЛИ и читается ещё «листьев озере». Стык ударений.
По смыслу: Какие листья в озере могут быть?
Киго: листья в озере? Допустим, осень. С натяжкой.
- Понравились 1 и 3 строки, звучат хорошо и картинка одиночества есть. Вторая строка звучит хуже и ничего особенного не добавляет.

Оценка:  3+3, 2+3,  7+4, 4+2, 3+2, 4+2, 6+3 (+ 5)=29+19+5=53

10)Лампа на столе
Возле девушки с книгой
Мотыльки летят
*         
  -   5-7-5; вот здесь очень удачно показаны звуки - шелест страниц и шелест крылышек мотыльков;
минус - множественное число.
- Отличная картинка, но беззвучная.
 - Картина зримая, но я не прочитала настроения автора, не услышала шуршание крылышек мотыльков, несмотря на акцент на "л". Нет киго
- Понравилось своей простотой. Присутствует единая,неразделимая связь природы и человека,раскрывается её неповторимость,затрагивающая чувства.Существует одно правило в японской поэзии,которого,впрочем,авторы придерживаются по собственному усмотрению.Оно заключается в контрастности фраз,когда живое соседствует с мёртвым.Присутствует "печаль одиночества",покой.Автор использует приём наброска,или сядзэй(набросок,сделанный с жизни),который предложил Сики.Поэтический принцип состоит в том,чтобы «изображать предмет таким,какой он есть».Фонетическое звучание только усиливает восприятие образов.Две части в хайку без видимой связи,разночтение 1+2 и 2+3,есть КИГО.
- Есть звуки , но не уверена, что они отражают полёт мотылька.
Лампа на столе - мотыльки летят возле девушки, возможно, они возле лампы летают?
- Мотыльки – не птицы, они не летят, а летают. Так и просится это слово в нарушение количества слогов. Три предлога – многовато. Две части об одном. Напряжения нет. Где киго?
Аллитерация на «л» в сочетании с «е» и «к» передаёт ощущение лёгкого порхания. Это удалось.
- Очень хорошо. Только вторая строка вносит некоторую дисгармонию, нарочитость.

Оценка:  9+4, 8+5, 6+4, 10+5,  7+4, 8+2, 8+5(+ 5)=56+29+5=90
 
18) Корзина грибов
  В тёмной пожухлой листве
    Кукушка на суку
*
 - 5-7-6; присутствие кукушки обычно определяется только по звуку - задание выполнено;
но вряд ли её можно разглядеть.
 - 4. Грибы и пожухлая листва - масло масленное. Да ешё тёмное... плохо.
4. Не звучит
 - Слышно кукушку, видно корзину на траве, но нет настроения. Два определения к слову "листва" излишне: пожухлая уже подразумевает, что она тёмная
- В хайку перенасыщение сезонных слов – грибы, тёмные, пожухлые листья, можно использовать что-то одно, слово "тёмные" лишнее, так как пожухлые уже потемневшие листья. Ассоциации просматриваются, затрагивая чувства одиночества. Аллитерации и ассонансы присутствуют. Фонетика слов соответствует передаваемой картинке. Есть две части без видимой связи, разночтение, КИГО – бабье лето. Провал ударений в 1-ой и 3-ей строке.
- Есть присутствие кукушки. Тёмной, пожухлой - одно слово лишнее.
- Вот здесь навязывается нежелательное разночтение 2-3 строк. На дереве не может быть пожухлой листвы. И потом, корзина в листве – это как?
Два прилагательных подряд, да ещё оценка – это слишком. Аллитерация слабовата. И потом, что здесь шуршит? Или кукушка кукует?
- Во второй строке хочется слышать более тщательно подобранные эпитеты. И двоякое прочтение не лучшее получается. "В листве", кмк, это скорее на дереве, чем на земле. Корзине грибов на дереве делать нечего, а кукушке одной достаётся два предлога. Кукушку слышно и шуршание листвы немного тоже.

Оценка: 7+3, 4+4, 6+3, 6+4, 6+3, 4+2, 5+4= 38+23=61

2. Романник
2) жалюзи визжат
 ржавчиною от жары
   джазовая жесть
*
- 1. Использование букв «ж» и «з» удачно передают звуки. Однако, интересная строка «джазовая жесть» (!), по-моему, не в духе хайку. Есть и другие замечания по жанру хайку. Оценка: 8
2. Замечания: олицетворение (жалюзи визжат); «джазовая жесть» воспринимается, как невещественное понятие; неблагозвучный провал во второй строке (1000001). Оценка: 2
- 5-7-5; прямое указание на звук - задание не выполнено; для визга следовало бы использовать
звук "з", а не "ж"; олицетворение, метафоры.
 - Звукоряд "ж-з" меня оглушил, картина не рисуется. "джазовая жесть" хорошая находка, но не для хайку. "визжат" - прямое указание на звук
 -  Это сенрю,при написании его допускаются некоторые вольности-нет сезонных слов,зато есть бытовые сценки,текущие события и т.п.Правильнее говорить поэзия,связанная непосредственно с человеком и тем,что с ним происходит. Отсутствует пейзажная лирика,особых находок нет,но фонетика слов соответствует передаваемой картинке.Картинка понятная,но не комильфо.Присутствует олицетворение (жалюзи визжат),во 2 строке автор использует длинное слово из-за этого провал в ритме,явный провал в ритме и в 1 и 3 строке-ударными являются 1 и 5 слоги,невещественное существительное (жесть).Присутствует слово,указывающее на звук "визжат".
- Прямое указание на звук.
Визг получился в виде жужжания.
Жалюзи визжат — олицетворение, визжат ржавчиною- не знаю как, не вижу киго. Джазовая жесть - метафора.
- автор перестарался. Задание было не на скороговорку. А потому:
Олицетворение, метафора, нематериально-оценочное «жара», прилагательное абстрактное «джазовое». Но киго есть. Не хайку, а жесть! Кроме этого, провал ударений во всех строках.
- На мой вкус, перебор с аллитерацией; джазовая жесть - двусмысленная метафора; почему жалюзи визжат от жары - не совсем понял

Оценка: 8 + 2, 3+2, 4+3, 3+1, 3+2, 5+2, 4+3(+ 5)=30+15+5=50

11) сахар бархана
 верблюдом на привязи
   караван-сарай
*
- 1. Задание выполнено, по-моему, удачно. Сочетания букв «с», «х», «р», «з» и других вызывают ассоциации с песком. И образ интересный. Оценка: 8
2. Замечания: нет Киго; есть метафоры (сахар бархана; верблюдом на привязи каравай-сарай). Оценка: 2.
 - 5-7-5; задание не выполнено - караван-сарай - место людное и, вероятно, шумное, но одиночество сюда не вписывается; а что такое "сахар бархана верблюдом на привязи" вообще не поняла.
- Ах, как хорошо! "Сахар бархана" - очень сильное начало, сразу озвучивает картину. Сам образ пустыни ассоциируется с одиночеством, фонетически слышен и песок, и шуршащий по нему ветер. Недостатки по жанру: отсутствие киго и метафора в первой строке не портят общего впечатления
- Нарушена естественность читаемой картинки.Фраза-сахар бархана верблюдом на привязи–абсурд.Тогда нужен знак препинания после первой строки.Если фраза-верблюдом на привязи караван-сарай – то также абсурд.Караван-сарай - большое общественное строение на Ближнем и Среднем Востоке и в Средней Азии,в городах,на дорогах и в ненаселенных местах,служащее кровом и стоянкой для путешественников, как правило-для торговых караванов.Так что имел ввиду автор,где части 5+12 или12+5???КИГО нет–пустыня, барханы, верблюды, караван-сарай круглый год. Аллитерации и ассонансы присутствуют,но что означают эти звуки-тишину иль одиночество???Возможно звук песка…В 3 строке провал в ритме-ударными являются 1 и 5 слоги.Ассоциации просматриваются,но не затрагивают чувства.Метафора в 1 строке. Образы интересны,но нужно этот камень превратить в красивый кабашон.
- "сахар бархана верблюдом на привязи"- набор слов
Даже если это караван — сарай, то всё сказано.
- И снова абракадабра... Метафоры... Но аллитерация на "ха" производит ощущение пустыни. И б-п делают своё дело так, что пить захотелось. В горле пересохло.
Но где киго? И может ли оно быть в пустыне? Не знакомая для нас ситуация, придуманная.
- Картинка не складывается. Игра со звуком есть, но цель игры не понятна. Киго не нашёл, инверсия, метафора.

Оценка: 8 + 2, 5+2, 10+4, 5+2, 3+2, 8+2, 5+2, (+ 5)= 44+16+5=65

19) дорога к морю
  рычит за поворотом
  штормовой прибой
*
-  1. Интересное стихотворение, понравилось. Удачно использована буква «р». Фонетика слов очень помогает картине. Оценка: 8
2. Замечания: нет Киго; олицетворение (рычит прибой). Оценка: 2
 - 5-7-5; прямое указание на звук - задание не выполнено;
 - Не сложилась целостная картина, видно только поворот дороги. Прямое указание на звук, нет чувства одиночества, тоски. Нет киго
- В хайку сказано всё, домысливать нечего. Ассоциации возникают, с трудом, нет послевкусия от созерцания. Фонетика слабо обыграна. Настроение одиночества отсутствует. В хайку есть прямое указание на звук - рычит. Есть две части. При использовании приёма – общей строки автор попадает в ловушку. Прочтение 1-ой и 2-ой строки – дорога к морю рычит за поворотом – получается абсурд. Из ловушки легко выбраться-воспользуемся советом Н.Леви-режущее слово (кирэ) - применим знак препинания(киредзи). Присутствует олицетворение. Нет КИГО. Две части без видимой связи. Провал ударений в 3-ей строке. Строки 2-3 инверсия.
- Рычит - звук . Прибой рычит - олицетворение. Есть природа, нет человека.
Задание выполнено, но олицетворение в центральной строке всё портит. Указание на звук – рычит – это зря. Где киго?
- Прямая имитация звука. Может быть поменять дорогу на тропинку, чтобы не было ассоциации с дорогой за рулём? Так и одиночество ближе ощущается, особенно если прибой штормовой.

Оценка: 8 + 2, 4+3, 4+3, 4+2, 3+3, 5+2, 5+3(+ 5)=33+18+5=56

3. Янковская Татьяна
3) соловьи в саду...
 капли росы слетают
  с мальвы цветущей
*
- 1. Понравилось! Использование букв «с» и «л» замечательно передают настроение и мирную картину сада. Слышу соловьёв, вижу и ощущаю раннее утро в весеннем саду, и это меня радует, спасибо автору. Оценка: 10
2. Замечаний нет, оценка: 5
 - слышу пение птиц - задание выполнено; повторяющееся "с" усиливает впечатление; минус - множественное число, инверсия.
 - 7. Всё внимание на на 'с' и соловья.
3. Инверсия.
 - "Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!" Таки и вижу капли росы, застывшие в полёте. И соловьёв слышу.
- Пение птиц есть.
Повторяющееся "с" заглушает пение соловьёв, капли росы слетают- олицетворение.С мальвы цветущей- инверсия.
- Где же тема одиночества, если соловьи? И капли… сплошное мн.число. Аллитерация на «с» - но ведь так соловьи не поют! С-С-С – это что? Что хотел передать автор? А поэтому, считаю, что автор формально подошёл к выполнению задания. Инверсия «мальвы цветущей». Многоточие лишнее.
- Аллитерация не очень убеждает, не нравится инверсия в третьей строке. Всё понятно, домысливать нечего

Оценка: 10 + 5, 8+4, 7+3, 8+4, 6+2, 4+3, 6+3(+ 5)=49+24+5=78

12) россистый рассвет...
 плоды каштана растут
   над горной тропой
*
- 1. В этой картине нет звуков. Активное использование буквы «р» вызывает некоторое напряжение, но домысливать нечего, в пейзаже нет ничего нового и интересного. Оценка: 4
2. Хайку имеет схематичную форму, не вызывает чувств. Оценка: 4
 - 5-7-5; звуков не слышу; "роССиситый" - вероятно, опечатка; "плоды каштана растут" - что-то в этой фразе не так; плоды не растут сами по себе, растут прежде всего деревья, а плоды скорее всего висят над горной тропой.
 - 3. Первая стока совсем не нужна. Нет звука.
3. Просто пейзаж.
 - Картина да, есть, но увидеть её мешает и прямолинейность, и не правильное звучание фразы :плоды... растут" (растут деревья, кустарники, а плоды могут висеть, свисать, зреть). Не передано настроение автора, картина беззвучна.
- Звукопись не передана. Не плоды, а каштаны растут
- Ничего не могу с собой поделать, читаю: российский рассвет))) Россистый – оценочное определение, это не желательно. Многоточие лишнее.
Аллитерация на р-с усиливает раскрывающееся утреннее состояние. С этим согласна.
Вот, только не понимаю, как это плоды над горной тропой растут… Хоть убей, не понимаю. Не вижу.
- Звук есть, только что он передаёт, я не уловил. Картинка понятна, домысливать особо нечего. Фокус на плодах понятен, но построение фразы натянуто, как будто плоды растут отдельно от каштана.

Оценка: 4 + 4, 2+3, 3+3, 5+4, 3+3, 7+2, 5+4(+ 5)=29+23+5=57

20) туман над рекой...
 в Волосах Вероники
   жучок-светлячок
*
- 1. Понравилось очень! Звуков нет, но есть все звуки ночной реки и оригинальный взгляд художника. Это замечательная пейзажная лирика, но опосредованно, через название Волосы Вероники, здесь присутствует и человек (не буду вдаваться в историю). Тонкое философское произведение (человек, природа, вселенная), вызывает чувства, мысли и ассоциации. Да, над рекой туман, но в созвездии Волосы Вероники – жучок-светлячок, такой ракурс у автора картины, и так её видим мы )) Читаю, перечитываю и радуюсь, спасибо автору. Оценка: 10
2. Замечаний нет, оценка: 5
- 5-7-5; звуков не слышу; "жучок-светлячок" - масло масляное, достаточно просто "светлячок",
но в целом красиво, возможно двойное прочтение.
 - 6. Очень хорошо, если б не уменьшительное 'жучок-светлячок'. Слабый ассонанс.
4. нет звука
 - У меня не до конца сложилась картина, мешает "жучок-светлячок" который себя то ли на фоне созвездия "Волосы Вероники" проявляет, то ли на фоне волос девушки Вероники. Не передано состояние одиночества. Нет киго
- Звуки отсутствуют. Жучок-светлячок — уменьшительное.
В Волосах Вероники жучок - метафора.
- Стык н-н и в-в – специально? Узнала растение Волосы Вероники, или имелось в виду созвездие? Очень загадочно и разночтимо. Многоточие лишнее.
-Интересное, заставляет повоображать. Со звуком запутался. Какой звук автор хотел передать? реки? тишины?

Оценка: 10 + 5, 3+4, 6+4, 5+4, 3+4, 9+3, 8+4(+ 5)=44+28+5=77

4. Арина Шик
4) тростник и осока
   у излучины реки
    забытая трость
*
 - 1. Не уверена, что это правильно для хайку, но мне понравилось использование автором слов «тростник» и «трость». Использование буквы «с» передаёт шуршание, не называя его (!), а использование буквы «р» предаёт здесь движение (реки, человека, времени), вызывает у меня разноплановые эмоции, ассоциации и размышления. Есть разночтение строк. Оценка: 8
2. Замечания: нет Киго; использовано прошедшее время (забытая трость). Оценка: 2.
 - 6-7-5;вроде бы тростник слегка потрескивает, так что, наверное, задание выполнено, но звук скорее подразумевается, чем ощущается; забытая трость немного странная деталь - одинокий пожилой человек вряд ли забыл трость - без неё трудно ходить; здесь два варианта - или он был не один и ушел с кем-то под руку, или...
- 2. Нет ассонансов, аллитерации. Пейзаж.
3. прошедшее время (забытая)
 - Картину вижу, но не слышу, даже в попытке обыграть "тростник - трость". И настроения не уловила... Нет киго
 -  По теории Сики идеальное хайку это только существительные,где нет ни глаголов,ни прилагательных-глаголов,наречий нет.Есть аллитерация и ассонансы,используя аллитерацию глухого согласного «с»,усиливается передаваемая картинка шороха тростника и осоки.Автор использует приём наброска,или сядзэй(набросок, сделанный с жизни),который предложил Сики,или термином сядзицу(реальность).Поэтический принцип состоит в том,чтобы "изображать предмет таким,какой он есть".В хайку следует избегать повторов слов,корней слов,если это не является осознанной задумкой.Есть природа и человек,две части,разночтения строк,мост в прошлое(забытая трость),нет КИГО.
- Слышно шуршание осоки и тростника.
Забытая трость — сочетание странное, скорее, утерянная трость, забыть и уйти без трости сложно, если она принадлежит пожилому человеку.
- Киго не нашёл. Нашёл однокоренные слова. А в целом, нравятся и звучание, и идея.

Оценка: 8 + 2, 7+4, 2+3, 6+4, 6+2, 6+3, 7+3=42+21=63

21) нерест ряпушки
 в Плещеевом озере
    полнолуние
*
- 1. Понравилось. Использование букв и слов помогает картине. Однако, здесь только пейзажная лирика и нет человека. Оценка: 8
2. Замечания: пейзажная лирика, нет человека. Оценка: 3
 - 5-7-5; не знаю, насколько звучен нерест ряпушки, поэтому не могу судить о звуках;
"полнолуние" - длинное слово, что не приветствуется.
 - 9. замечательно! Звук - плеск, лепет. Точнее было бы - 'полнная луна'?
5. Всё на месте.
 - Картинку, в целом, вижу. Хорошо передана цветность, этакая монохромность серебра. Но она не настроенческая, и звукового наполнения я не услышала. Полнолуние здесь ни к чему. Про наличие/ отсутствие киго ничего не скажу, не знаю, когда ряпушка нерестится
- Автор использует слово длинною в целую строку, что нарушает ритм. Настроение одиночества в хайку отсутствует. Нерест ряпушки в Карелии наблюдала в ноябре – КИГО – осень поздняя в ночной тишине звуки перелета черной утки, скрежет льдин о лодку. Две части в хайку без видимой связи. Фонетика слабо обыграна. Всё лаконично, просто, ёмко и достоверно изображена природа и человек в их единстве, используется приём наброска, или сядзэй (набросок, сделанный с жизни). В японском хайку нет знаков препинания, и мы их не применяем. Но осталась маленькая неувязка. Придуманный русскими хайдзинами приём общей строки. Но порой хайдзин попадает в ловушку абсурда. Прочтение 2-ой и 3-ей строки - в Плещеевом озере полнолуние – получается абсурд. Но из ловушки легко выбраться-воспользуемся советом Н.Леви-режущее слово(кирэ)-применим знак препинания(киредзи).
- Слышен плеск ряпушки. В озере полнолуние - метафора.
- Никогда не видел ряпушку и не слышал её нерест. Ночное настроение почувствовал.

Оценка: 8 + 3, 5+4, 9+5, 5+4, 8+4, 6+4, 5+5(+ 5)=46+29+5=80

5. Якушев Павел
5) короткий окрик
  ворона на берёзе
   предвещает грозу
*
- 1. Короткий окрик, видимо, карканье вороны. И тогда здесь нет человека, это пейзажная лирика. Понравилось активное использование буквы «р», что соответствует картине, создаёт настроение и вызывает ассоциации («накаркала», например). Неблагозвучно использовано соседство букв «на» и предлога «на». Оценка: 6
2. Замечания: нет Киго; нет человека; использование звука напрямую не приветствуется в хайку (как выглядит «короткий окрик»?); сомнительное предположение автора о том, что ворона на берёзе предвещает грозу (автор навязывает нам своё мнение). Оценка: 2
 - 5-7-6; прямое указание на звук -
задание не выполнено; вторая и третья строка
поясняют первую, нет напряжения между частями,
домысливать нечего.
 - 5. Короткий окрик - звучит. Остальное не очень...
3. Нет киго.
 - Рассказано всё, описана прямая причинно-следственная связь. Прямое указание на звук, картинка не сложилась. Нет киго
 -  Есть прямое указание на звук–окрик.Не должно быть объяснения,дополнения,"раскрытия темы".Первая строка не должна "давать прогноз" о второй.Есть звучание одиночества,но и лишние слова -оцека автора.Мысленно рисуем на полотне хайку,как художник–ворона,берёза.Остальное всё лишнее,как можно нарисовать окрик,да ещё короткий и предвестие грозы.Остаётся ворона на берёзе.Все мосты достроены.Нет КИГО.
- Окрик - это звук.
вторая и третья строка
Нет киго, нет простора жля домысливания.
домысливать нечего. Ворона предвещает- олицетворение.
- здесь сплошные иносказания: предвещает – оценка автора и олицетворение. Окрик – невещественное.
Ассонансы на «о». Согласна. В сочетании с к, р, гр – карканье обеспечено. Автор постарался. Киго? Гроза?

Оценка: 6 + 2, 3+3, 5+3, 4+3, 3+3, 3+2, 8+2=32+18=50

13) душный автобус
  капли текут по стеклу
    наискосок
*
- 1. Понравилось очень. Какая находка – «наискосок»! Удачно использованы буквы «т» и «к», они созвучны каплям дождя. Вполне представляю себе душный автобус, хочется открыть окно и вдохнуть свежего воздуха. Стихотворение вызывает во мне живые чувства, размышления и ассоциации (люблю дождь, вспоминаю Ленинград…), спасибо автору. Оценка: 10
Замечаний нет, оценка: 5
 - 5-7-4; звуков не слышу - капли по стеклу стекают бесшумно; "душно" и "наискосок" - оценочно.
- 2. Тусклое звучание.
3. Нет киго. Наискосок - движение автобуса.
 - Нельзя нарисовать "душный автобус". Но вещь настроенческая, одиночество здесь ощущается почти физически. Нет киго, картинка оказалась беззвучной
 -  Автор использует слово длинною в целую строку,что нарушает ритм.В хайку сказано всё,домысливать нечего,ассоциации если и возникают,то с трудом,нет послевкусия,фонетика слабо обыграна.Нет КИГО–дождь может быть и весной, и зимой, и летом, и осенью.Звуки одиночества не увидела и не услышала,капли текут бесшумно.Присутствует оценка автора– душный, наискосок.Наречие в хайку придают оценку.
- Звуки не передают скольжение капель по стеклу.
Много оценочных высказываний.
5-7-4
- Киго нет, хайку ли? Душный – оценка. 1-3 строки читаются забавно. Сэнрю. Фонетика ку… Напомнило кукушку, как будто автор не смог оторваться от написанного в другой хайку. Может, я не права… Капли капают или текут. Текучесть… Ладно, согласна.
Наискосок – наречие, оценка. Наискосок по отношению к кому? И чему? О киго даже не спрашиваю.

Оценка: 10 + 5, 2+2, 2+3, 6+3, 3+2, 3+2, 6+1=32+18=50

22) разлилась полночь
   чешуйчатая луна
   застряла в шторах
*
- 1. Хорошее лирическое стихотворение, но много замечаний по жанру хайку. Оценка: 6
2. Замечания: нет Киго, метафора, олицетворение, использование прошедшего времени (разлилась, застряла). Оценка: 2
 - 5-7-5; звуков не слышу; два глагола в прошедшем времени, "чешуйчатая" - оценочно;
"луна застряла" - метафора.
- 3. Рисую разлитую полночь - не получается...
3. Нет киго
 - С первого прочтения не раскрывается, заставило вчитаться. Когда разглядела, как это "чешуйчатая луна", раскрылось всё очарование этого хайку. Слышится звук колышущихся штор, ощущается грусть и одиночество: неспроста не спится в полночь. Совершенный вид глагола, нет киго.
- Внутреннее звучание в хайку передающее настроение одиночества отсутствует. Автор использует два глагола в прошедшем времени, совершенного вида, нет КИГО, фонетический стык ударений в 1-ой строке (разлилАсь пОлночь), олицетворение. Аллитерации и ассонансы присутствуют, но слишком навязчивы.
- Штора чуть шуршит.Разлилась полночь - олицетворение. Чешуйчатая луна - оценочно.
Два глагола прошедшего времени, Застряла в шторах - метафора.
- Два олицетворения, полночь – невещественное. Странное оценочное прилагательное… Но аллитерация работает, как в предыдущей хайку. Где киго?

Оценка: 6 + 2, 4+2, 3+3, 8+4, 4+3, 4+2, 8+2(+ 5)= 37+18+5=60

6. Надежда Туманова
6) жужжание пчёл
  на цветах иван-чая
   жало в ладошке
*
- 1. Понравилось! Уместно использованы буквы «ж», «ч» и «ш». Однако, слово «жужжание» лишнее. И так понятно, что пчёлы здесь и сейчас жужжат. Использование уменьшительных также не приветствуется в жанре хайку (лучше «в ладони»). Третья строка своим драматизмом поднимает стихотворение на философскую высоту, заставляет задуматься обо многом, вызывает ассоциации. Оценка: 8
2. Небольшие замечания: использование лишнего слова и уменьшительного слова. Оценка: 4
 - 5-7-5; прямое указание на звук - задание не выполнено; лучше убрать "жужжание"
и оставить только "жало в ладошке" - здесь как минимум вскрик, а то и громкий рёв;
множественное число, нет напряжения между частями.
 - 'На' 'в' 'жужжание' лишнее слово.
 -  Имеется прямое указание на звук–жужжание,отсутствует напряжение между частями.Ассоциации возникают,но нет послевкусия и пищи для размышления и созерцания.Фонетика слабо обыграна.Присутствует взаимодействие образов 1 и 3 строк.Есть фонетический стык во 2 строке(ивАн-чАя)и провал ударений в 1 строке. Есть КИГО,пейзажная лирика,уменьшительное слово «ладошка».
- Очень понравилась задумка! Но 3 строка никак не стыкуется со второй… А жаль. И какое это жало, и в чьей ладошке? Если цветы напоминают ладошки, то не стыкуются ед число со мн числом. Ритмически читается 2-3 строки вместе, но не по смыслу.
Задание выполнено на аллитерацию, а вот прямое указание на звук – большой минус.
- Жужжание - слишком прямолинейно, и в остальном по звуку не идеально. Третья строка наводит на мысль, что пострадал любопытный ребёнок :))
 
Оценка: 8 + 4, 5+3, 6+4, 6+4, 5+3, 6+3, 6+4(+ 5)=42+25+5=72

14) рассыпается
 нить чёрного жемчуга
   горсть ежевики
*
- 1. Какая прелесть! Великолепная работа, удачное сочетание звуков, замечательная картина, август, добрые чувства, мысли и ассоциации. Автор – молодец, спасибо. Оценка: 10.
2. Замечаний нет, оценка: 5
 - Рассыпается нить? Сравнение. Звук - азбука Морзе!
 - Картину увидела, но не дослышала, "рассыпается" задало тон на шорох падающих жемчужин, но продолжения не последовало. Не передано одиночество. "чёрного" и "ежевики" передают один и тот же цвет
 -  В хайку следует избегать указывание на цвет.Строки 1-2 инверсия.Автор использует слово длинною в целую строку,что нарушает ритм.Цитирую Бетти Древниок(брошюра «Внимайте азы хайку»):«В хайку НЕЧТО и НЕЧТО ЕЩЁ соединяются в ярко выраженных образах. Вместе они завершают и дополняют друг друга,превращаясь в ОДНО КОНКРЕТНОЕ СОБЫТИЕ».Она предоставляет читателю самому догадаться о том,что идея сравнения показывает,в чём сходство двух различных вещей или какие у них общие свойства.Ассоциации просматриваются,но не затрагивают чувства.Аллитерации и ассонансы присутствуют.Присутствуют зримые образы,но отсутствуют звуки,создающие настроение одиночества.Две части без видимой связи,разночтения нет.Перебор со цветом.Задумка интересная,но не огранённая.
- Красиво, звучит, но искусственность в сравнении… Но на то и поэзия – рисуем и фантазируем! Разночтение 1-2,1-3. Части взаимодействуют. Из-за длинного слова и стыка ударения (нить чёрного) -3 .
- Это замечательно! Разве только "нитьчёрного" немного тяжеловато.

Оценка: 10 + 5, 5+3, 4+4, 5+3, 5+4, 9+3, 10+4(+ 5)=48+26+5=79

23) гора скорлупок
   гормко щёлкает в дупле
    ядрёный орех
*
- 1. Пейзажная лирика. Использованные буквы передают звуки картины. Неблагозвучно соседство букв «к» и «г». Оценка: 6
2. Замечания: нет Киго; есть природа и нет человека. Оценка: 2
 - 5-7-5; прямое указание на звук - задание не выполнено; вторая и третья строка
поясняют первую; "гора", "громко", "ядреный" - оценочно;
 - 3. 'гора скорлупок' звучит. Лишнее слово 'громко'
4. Ассоциации слабо выражены.
 - Звуки не нарисованы, а рассказаны, зрительный образ получился куцым: на виду только гора скорлупок, не передано чувство одиночества, грусти. Нет киго. Что понравилось, так это звуковое наполнение. И ещё, получилось, что орех щёлкает, но орех не может совершать действий
- Прямое указание на звук. В хайку нужно показывать, а не рассказывать, заключая в себе два сопоставимых образа. Не должно быть объяснения, дополнения, "раскрытия темы". Первая строка не должна "давать прогноз" о второй. Олицетворение, оценка автора – гора, громко, ядрёный, провал ударений в 3-ей строке. Отсутствуют звуки одиночества. Нет КИГО. В хайку сказано всё, домысливать нечего.
- Вот, кто щёлкает? Не белка ли щёлкает? Получается, что гора скорлупок… Оценка (ядрёный), наречие, оценка в сравнении с горой – всё это минусы. Две части об одном. Но громкое действо подчёркнуто аллитерацией.
- Кто щёлкает? орех сам по себе? Но картинка рисуется живая и звук есть. Киго - орех?

Оценка: 6 + 2, 2+2, 3+4, 4+3, 3+2, 6+1, 6+3(+ 5)=30+17+5=52

7.  Вероника Трунова
7) Мальчик бросает
  монетку капли гирляндой
  искр серебряных
*
- 1. Понравилось. Удачно использованы буквы «л» и «р». Во второй строке просится знак препинания, хотя бы запятая. Наверно, мальчик возвращается с моря домой или прощается с фонтанами Петергофа. Грустно, но есть надежда… Оценка: 8
2. Замечания: нет Киго; использовано уменьшительное «монетка». Оценка: 3
- 5-8-5; звук от брошенной монетки конечно же есть, но мне кажется, что задание не выполнено, так как  нет одиночества; вторая часть поясняет первую - монетка упала в воду - и брызги во все стороны; вместо хайку - излишняя красивость.
 - 2. Не понятно о чём.
3. Нет киго.
 -  Попробуем разобраться в этом кубизме,абстракции или модерне.Трёхстишье заключает в себе: тезу,связку и антитезу.Но ни чего этого я не увидела.В 1 строке должна быть главная идея, но она получилась разорванной в угоду схеме.Любое художественное произведение–это место встречи автора и читателя.И хотя задумка интересная,но не хватает филигранности.Аллитерации и ассонансы присутствуют,звучание и музыкальности нет.Если мы пишем хайку,то нужно продумать, как построить мост от образа,появившегося в сознании–к образу,который должен возникнуть у возможного читателя.А читатель сам должен задать внутри себя вопрос «Почему?» или «Зачем?» и сам же найти ответ.Попробуем нарисовать–мальчик,монета,брызги воды(фонтана, реки, моря).Как вариант-мальчик с монетой/всплески на глади моря/блещут на солнце.Нет КИГО,отсутствует монохромность,уменьшительное слово «монетка»,не понятно с дыханием.Речевой поток (кирэ) должен делить стих на две части.Для русских хайку кирэ должно стоять в конце первой строки или в конце второй строки.Кирэ в середине второй строки не даст создать композицию,а создаст напряжение между частями трёхстишия.Ассоциации возникают, но не располагает к созерцанию в одиночестве.
- Звука упавшей монетки ( уменьшительное) не слышу, думаю, что здесь нужны знаки препинания, вторая часть поясняет первую , капли гирляндой, искр серебряных - метафоры,
- Ой! Оборот сей речи витиеват и не прост для восприятия. Метафоры сплошные. Но аллитерация на к-к в сочетании с ассонансами на «а» делает своё фонетическое дело очень хорошо! Где киго?
- Работа над звуком слышна, но композиционно хайку не сложилось. Инверсия.

Оценка: 8 + 3, 5+2, 2+3, 4+2, 3+2, 8+2, 4+3=34+17=51

15) Обрывки афиш
  и жухлые листья кружат
   шторм затихает.
*
- 1. Понравилось. Удачно использованы буквы «ж» и «ш». Грустно. Не знаю, как изобразить, что щторм затихает? Похоже, автор навязывает нам своё мнение. Оценка: 8
2. Замечание: оценка автора. Оценка: 3
 - 6. Оценка состояния. Без аллитерации и ассонанса звук не выражен.
4. Есть всё, но...
 - Хайку написано в три предложения. Рисуем хайку – обрывки афиш, листья сухие в воздухе и под деревьями, улица города пустые, но как нарисовать, что шторм затихает. Ассоциации просматриваются, затрагивая чувства одиночества. Аллитерации и ассонансы присутствуют. Провал ударений в 1-ой строке.
- Три предложения. (Шторм затихает ...) Откуда шторм в городе с обрывками афиш? Аллитерации и ассонансы выражены.
- Что-то мне не нравится союз в начале строки. Первый раз такое вижу. Какое-то перечисление происходящего. Два глагола в двух строках подряд… Аллитерация на ш-ж выбрана хорошо. Согласно затихающему шторму. Но… в самом глаголе оценка и олицетворение. Где киго?
- Хорошо. Немного не хватает напряжения и недосказанности, вторая часть дополняет первую. Не нравится "И" в начале второй строки.

Оценка: 8 + 3, 3+3, 6+4, 6+4, 5+3, 8+2, 7+4 =43+23=66

24) Осиновый лист
 скользит по воде... пуста
   рыбацкая лодка.
*
- 1. Понравилось. Хорошо использована буква «с». Стихотворение вызывает чувства, размышления, ассоциации. Грустно. Оценка: 8
2. Замечаний нет, оценка: 5
 - 5-7-6; звуков нет, но есть одиночество; не поняла - зачем многоточие? "пуста" – оценочно
 - 6. Скользит - пуста... само-собой.
3. нет киго
- Дежавю. В хайку используются конкретные образы, пробуждающие ностальгические чувства одиночества. Всё ясно и понятно, то о чём хотел сказать автор. Две части, КИГО, но непонятен разрыв во второй строке. Оценка автора – «пуста». Провал ударений в 1-ой строке.
- Звуков не слышу,  Разорвана 2 часть. Пуста — оценочно. Нет киго.
- Не поняла 2 строку, смысл приписывать в конце «пуста»? Не читается… Скользящее движение в аллитерации? Ну, может быть… Киго? Одного листа не достаточно, чтобы понять, что осень, к примеру.
- Двучастность реализована не лучшим образом, сюжет предсказуемый. Но звучит хорошо.

Оценка: 8 + 5, 6+3, 6+3, 7+4, 5+3, 6+3, 7+4=45+25=70

8. Елена Графская
8) скачет по траве
  воронёнок на зорьке
    чашка каркаде
*
- 1. Понравилось. Удачно использована буква «р». Прелестная картина! Оценка: 8
2. Небольшое замечание: инверсия (скачет воронёнок). Оценка: 4
 - 8. Шорошо! Звук утренней тишины.
3. Нет киго.
- Понравилась фонетика, но единой картины не получилось, не приросла у меня "чашка каркаде" к воронёнку, не прозвучали грусть, одиночество. А воронёнок на зорьке хорош: так и вижу, как глянцево чёрные пёрышки блестят.
 -  Созерцательность в простоте.Всё ясно и легко понятно.Взору предстает живописная картинка – на заре человек с чашкой чай каркаде созерцает, как ворона (воронёнок это маленькая ворона)скачет на травке.Отдалённое созерцание,картинка слишком далека,и потому нет должного напряжения и взаимодействия между частями.Строки 1-2 инверсия.Нет КИГО,две части в хайку без видимой связи.В 3 строке провал в ритме-ударными являются 1 и 5 слоги.
- Есть карканье воронёнка; вороненок, зорька — уменьшительные.Аллитерации и ассонансы присутствуют, но слишком навязчивы. Чашка каркаде утром...
- Зорька- это что? Или кто? Аллитерация на «ка» читаема и понравилась. Эх, любят у нас ворон в России. Это правда. Однако... Связь двух частей увидела только в выполнении задания, связи не вижу. И эти уменьшительно-ласкательные. Ведь есть же в поэзии:
"На заре ты её не буди..."  Киго - трава? Слабовато.
- Мне понравилось. Гармонично и интересно. Инверсия не напрягает. Не хватает напряжения между частями. Киго - воронёнок?

Оценка: 8 + 4, 8+3, 4+4, 6+2, 5+4, 6+2, 8+5(+ 5)=45+24+5=74

16) моросящий дождь
  без начала и конца
   товарный поезд
*
- 1. Не очень понятно, разве что товарный поезд стоит на месте?.. Извините, оценка: 4
2. Замечания: нет Киго; оценка автора (без начала и конца). Оценка: 2
 - 5. Ассонанс выражен слабо. Второе прочтение - очевидно.
3. Нет киго. 
 - Очень хорошо передано чувства одиночества. "без начала и конца" связывает собой дождь и поезд: бывают такие товарные поезда по 60-100 вагонов, которые, когда едут медленно, а ты ждёшь, когда он для тебя освободит дорогу, создают ощущение их бесконечности. Не хватило звуков, картина получилась немая.
 -  Процитирую слова выдающегося поэта хайку 20-го века Такахама Кёси, говорящего о своём жанре: "На поверхности-не чувства, а цветы...Чувства скрыты в глубине, и влагой, звуками, мелодией проступают на поверхности стихов". Благодаря неразделимой связи природы и человека раскрывается её неповторимость, затрагиваются чувства.Хайку цельно и легко воспринимается . Размеры хайку малы, оно вмещает в себе считанное количество слов, и тем не менее емкость его относительно велика. Искусство писать хокку - это, прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Найденное ёмкое выражение во 2-ой строке, зрительно воссоздаёт необходимый звучащий образ. Ассоциации слабо просматриваются. Фонетика не обыграна. Две части в хайку без видимой связи, разночтение 1+2 и 2+3, нет КИГО, провал ударений в 1-ой строке. Присутствует эстетический принцип "саби" - печаль одиночества.
- Звук поезда присутствует.  Нет киго. Без начала и конца — оценочно.
- 2 строка – полностью абстрактная оценка автора. Это минус. Это жаль, потому что строка центральная и играет важную роль в разночтении строк.
В слове «конца» услышала скрежет вагонов и в первой строке моросит дождь, это удалось. Но прилагательное в 1 строке – оценка. Жаль. Киго?
- "Без начала и конца" - оценка. Но она добавляет пространства для мысли. Легко представляется человек, пережидающий на переезде под бесконечным дождём бесконечный товарняк (который грохочет и скрежещет БЗНЧКНЦ). Воплощение одиночества. Да простят меня ревнители классики, мне очень понравилось.

Оценка: 4 + 2, 5+3, 7+4, 6+3, 5+3, 8+2, 10+3(+ 5)= 45+20+5=70

25) падают яблоки
 за окном чьи-то шаги
    мимо
*
 - 1. Использованные буквы передают глухие, шуршащие звуки. Можно даже изобразить, как падают яблоки, но как изобразить в картине чьи-то шаги, да ещё и мимо? – думаю, здесь получились мысли вслух, а не картина. Получается: падают яблоки, и что? Оценка: 2
2. Замечания: мысли вслух. Оценка: 3
 - 3. Паденье яблок и шаги - не плохо. Мимо- оценка.
2. Не хайку.
 - Очень лиричное и философское, хорошо раскрыта тема одиночества. Слышно и падение яблок, и шаги, но не дописана картина, видно только падение яблок, да и шаги увидеть невозможно. Нет киго
- Хайку–это удачная предметная композиция явлений в жизни в настоящем времени», как бы остановленное мгновение. Рисуем хайку – яблоня и опавшие яблоки под ней, дом, сад, как нарисовать чьи-то шаги, да ещё проходящие мимо. Всё остальное лишнее – оценка автора. Сказано всё, домысливать нечего, но затрагиваются чувства одиночества. Это не хайку. Две части без видимой связи, КИГО-осень, инверсия в 1-ой строке.
- Звуки есть но это не хайку по форме и содержанию.
- Нравится, хотя много нарушений. Аллитерация играет: и падение яблок, и «чьи-то шаги», особенно.
- Технически это не идеально, но лирично. Одиночество в наличии. Стук яблок и шарканье шагов - отчетливые.

Оценка: 2 + 3, 3+2, 7+3, 3+2, 3+1, 8+2, 8+2=34+15=49

9. Людмила Нижегородцева (автор не проголосовала)
9)полёт Персеид
в прозрачную ночь гляжу
сквозь пар дыханья
*
17)желтеющий клён
веткой шуршит по стеклу
греюсь у печки
*

===============================================


ИТОГИ 23 КОНКУРСА "Звуки одиночества в хайку":

1-е место:   №10 - 90 баллов (Наталия Белоус)

2-е место:   №21  - 80 баллов  (Арина Шик)
            
3-е место:   №14 - 79 баллов (Надежда Туманова)

4-е место:   №3 - 78 балл (Татьяна Янковская)

5-е место:   №20  - 77 баллов (Татьяна Янковская)
               
Итак, насладимся ещё раз. Вот наше достижение в этом конкурсе:

1-Е МЕСТО (500 премия)
10)  Лампа на столе
 Возле девушки с книгой
    Мотыльки летят          

2-Е МЕСТО  (400 премия)
21) нерест ряпушки
  в Плещеевом озере
   полнолуние

3-Е МЕСТО (300 премия)
14)  рассыпается
  нить чёрного жемчуга
    горсть ежевики

4-Е МЕСТО  (200 премия)
3) соловьи в саду...
   капли росы слетают
   с мальвы цветущей

5-Е МЕСТО (100 премия)
20) туман над рекой...
  в Волосах Вероники
    жучок-светлячок


Всем участникам огромное спасибо! Все правильно поняли задание и постарались! Все - молодцы!

Поздравляем наших призёров! Баллы переведены. За обзор премирована 200 баллами Наталия Белоус! Спасибо Надежде Тумановой за пожертвование баллов на развитие конкурса. Но конкурс процветает благодаря Вам!!!

1713 03.09.2018 22:04 Перевод автору Шик Арина -408
1712 03.09.2018 22:03 Перевод автору Янковская Татьяна 2 -306
1711 03.09.2018 22:02 Перевод автору Наталия Белоус -714

С вами Татьяна Игнатова.
 


Рецензии
Всех поздравляю с замечательными работами. Все работы являются украшением конкурса и способствуют раскрытию темы! Всем огромная благодарность. Надеюсь увидеть вас всех в полном составе на следующем конкурсе.

А теперь разбор наших призовых работ по сложившейся традиции:

1-Е МЕСТО
10) Лампа на столе
Возле девушки с книгой
Мотыльки летят
*
+ 1) прекрасно выполнено задание: звуковое порхание то ли крылышек, то ли шелеста страниц 2)простая завораживающая картинка
- 1)есть лишние слова: на столе(если девушка читает, вряд ли лампа будет ещё где-то), возле(как это летят возле?), летят. Без любого из этих уточнений вполне можно было обойтись. К примеру:
*
стайка мотыльков
устремляется к свету
девушка с книгой

2) если летят, то на что-то. Конструкция «летят возле» не совсем стилистически точная, возле летаЮТ, 3) провал ударений в 1-ей строке 4) три предлога в двух строках подряд – это много
5) прочтение предложения 2-3 строчек лучше звучит при «летят мотыльки», иначе сказуемое «летят» - лишнее.
2-Е МЕСТО
21) нерест ряпушки
в Плещеевом озере
полнолуние
*
+1)интересно обыграна иллюстрируемая картинка: звуки всплеска и погружение в происходящее (Интересно, ряпушка любит холодную воду и только в нерест выходит из глубины на поздней осенью, когда температура воды близка к нулю, и ночью. Плещеево озеро на 2 км от берегов мелкое. Поэтому в другое время ряпушка уходит на глубину в середину озера) аллитерация с-з, ш-щ, ассонансы на е и о обыграны не навязчиво. Но состояние передаётся. 2)отсутствие глаголов 3)основное прочтение 1-2, 3 строка. Но разночтение 2-3 возможно при отражении в воде фазы полной луны. 4)Возникают дополнительные ассоциации лунной дорожки, перемежающейся с водной рябью.
- 1)сложное слово с двумя корнями, можно заменить на «полная луна», но в последнем случае провал ударений 2)стык трёх согласных – 2 раза. 3) А можно ли увидеть этот нерест? Если сидеть в лодке или на берегу, сомнительно, даже если много рыбы – ночь. Если только не освещение луны...
3-Е МЕСТО
14) рассыпается
нить чёрного жемчуга
горсть ежевики
*
+1) аллитерация на с и ж, ассонансы о-ё тонко обыграны. 2)Лирично и красиво
- 1) и снова слово в строку. Но кажется, что оно вписывается, если медленно читать. Само слово рассыпается на части – не правда ли? 2) естественность картинки пропадает на последней строке – горсть откуда? И где? В руке? Чьей? Не сама же по себе… 3) стык ударений в во 2 строке: нить чёрного. 4) указание на цвет. Можно было и не указывать цвет. Сознание дорисовывает необходимое, зная, что жемчуг бывает чёрным. 5)общая строка в начале хуже, чем по середине.

4-Е МЕСТО
3) соловьи в саду...
капли росы слетают
с мальвы цветущей
*
+ 1)аллитерция с-ц проведена в полной мере, подчёркивая скольжение 2)наличие стекающих капель рождает ассоциацию слёз то ли от умиления, то ли от любовных страданий
- 1) «слетают» лишнее и грубое. Как это они слетают? Причём это ещё и олицетворение. Капли сами не летают. Наверное, не возможно увидеть одновременно слетающие капли с цветка. На мальве и росу увидеть сложно, как и соловьи. 2) Соловьи в мае июне, мальва цветёт позже, с июля. 3)соловьи в саду – как их увидишь? В одном саду вряд ли будут распеваться много соловьёв… 4) многоточие лишнее, уберём его, смысл не меняется:
соловьи в саду
капли росы слетают
с мальвы цветущей
*
5) автор обошла фонетический стык с-ц засчёт введения инверсии в 3 строке

5-Е МЕСТО
20) туман над рекой...
в Волосах Вероники
жучок-светлячок
*
+ 1)несколько возникающий ассоциаций со словосочетанием омонимом: девушка, созвездие, цветок – это удачная находка!!! 2)две части замечательно взаимодействуют
- 1)стыки н-н в 1 строке, в-в во 2-ой 2)идиома, по мнению автора, в 3 строке не всеми воспринимается, как такова

==================================

До новых встреч! Ваше участие окрыляет и вдохновляет! Вдохновения в приятном созерцании!

Клуб Золотое Сечение   03.09.2018 23:01     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →