О гражданской поэзии Светланы Водолей
Статья номинирована на литературную премию "Наследие".
Генеральная прокуратура России приняла решение о реабилитации членов царской семьи Романовых, расстрелянных большевиками. До этого Генпрокуратура отказывалась совершить акт реабилитации, настаивая, что Романовы были не преступниками, а жертвами режима – однако правозащитники и адвокат дома Романовых настаивали именно на акте реабилитации как Исторической Справедливости, поскольку высылки, аресты и убийства Романовых долгое время в советской истории подавалось в рамках карательной акции.
В 1981 году члены семьи Романовых причислены к лику мучеников Русской Православной Церковью Заграницей, а в 2000 году, после продолжительных споров, вызвавших значительный резонанс в России, были канонизированы Русской Православной Церковью, и в настоящий момент почитаются ею как «Царственные страстотерпцы».
Канонизация и реабилитация царской семьи Романовых – одна из Тем, которая раскрывается в творчестве современных поэтов. Раскрывается она и в творчестве поэтессы Светланы Водолей. Данная тема очень трудная, к ней надо подходить очень правильно и очень переосмысленно, с большим проникновением и глубоким пониманием политических событий тех дней, надо подходить с позиций гуманного отношения к человеку вообще, с диалектических представлений об обществе и человеке в непрерывной истории.
Итак, жестоко убиты невинные княжны! Пролита кровь! Стихотворение « Четыре царственные розы» - это стихотворение современности и стихотворение прошлых политических событий, оно уплывает и в Прошлое, и застывает в Настоящем, это гладкий и непрерывающийся мост между отрезками жизни, это штрих, который не потускнеет, а будет иметь тенденцию к увековечиванию.
« От дланей темных и опасных зачем погибнуть вы должны?
Четыре ангела прекрасных, четыре русские княжны».
В этих строках чувствуется связь времен, как говорилось раннее, и неисчезаемая, непоколебимая, просто огненная Сила Памяти о невинно погибших княжнах. Здесь кроется словесный, современный монумент. Светлана сумела экспрессией своих строк очень тонко и умело передать это читателю. Вообще.., данное стихотворение отличается четкостью и доступностью, в нем оттеняется главная мысль произведения - показ Невинности убитых княжён и их преданности Отчизне. Данное стихотворение – это прозрачный, но очень прочный стержень всех стихов на данную Тему.
Возьмем стихотворение «Царские дубы».
«Светлейшая царица Александра!..
Ты на обочине замкнула круг Семьи.
Твоя Забота заживляет раны,
и восхищает души»
Хорошие слова сказаны об Александре Федоровне. Как известно, в 1915 году в разгар Первой мировой войны Царскосельский госпиталь был переоборудован под приём раненых солдат. Александра Фёдоровна вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной прошли обучение сестринскому делу у княжны В. И. Гедройц, а затем ассистировали ей при операциях в качестве хирургических сестер.
Вообще, данное произведение очень торжественное, оно уже в самом начале “горит” патриотическим и вдохновенным пламенем, и вместе с тем оно “ плачет”.
“Заплакали глаза горячей лавой
под безымянным лиственным шатром!
Так символ силы доблестной державы
Российской шёл победно НАПРОЛОМ”
Очень много сказано о преданности Отчизне. Наверное, это в определенной степени подводит к мысли о гражданской позиции самой поэтессы - ведь она сумела создать произведение на подлинно гражданскую тематику. Произведение, которое не просто впечатляет, а оказывает воспитательное воздействие! Кроме того, стихотворение “Царские дубы” - является и познавательным для читателя.
В стихотворении “ Тонуть? “ выражена стихия души поэтессы в отношении взгляда на Отечество, выражена очень естественно, искренне и метафорично.
“вот по пояс...
вот по грудь...
вот по горлышко...
ТОНУТЬ?
или выдержать распятие волн
по шлейфу моих платьев?!
утолив свою власть,
я хотела б упасть, а?..
и протянутых рук твоих выверить Звук.
И томить златом рун
безысходность всех дум
царских струн”
В стихотворении в «Солнечном Свете изменится разом всё, верно?» выражена и скорбь, и грустное восхищение чистотой княжён. Произведение - это волна, бегущая, поющая и рвущаяся куда-то дальше... Каждая строка имеет реальную ценность, проникающую даже в Будущее.
«все не заметят Истории скорбное вымя!
но из него бьют на темя крутые ручьи
из Родников, восторгающих Царское Имя.
Ольга. Татиана. Мария. Анастасия.
Грежу Царицу с Сынком. И Царя! ПОМОГИ,
Господи! выйти в небесные ИСТЫЕ ДАЛИ,
где нету яда проталин гниющей хулы.
только встаёт из невестных опаловых Спален
вся ЧИСТОТА, на которую молимся мы.»
Итак, «царская тема» раскрыта в ряде стихов Светланы Водолей. Они разные и вместе с тем объединены Единой мыслью, которая, как я отмечала выше,- летит в Будущее, в назидание грядущим поколениям!
6сентября 2013года
*О гражданской поэзии Светланы Водолей
Водолей 2
http://www.proza.ru/2013/09/06/912
Свидетельство о публикации №118090101835
Александр Небов 02.09.2018 16:06 Заявить о нарушении