Frunza verde
В. Щ.
Прекрасна музыка дождей
На тонких пальцах меланхолий.
Текут ресницы фонарей,
И слезы льют, не зная соли,
Глаза, которым не дано…
И только пить и не напиться.
Как старомодное кино,
Судьба проходит по Ямчитской.
И только руки в море рук,
Слепорожденные – танцуя
Любить прощанье без разлук
И поцелуй без поцелуя.
…На киноленту из окна
Шагнуть, глаза не открывая.
Туда, где улица одна
Прошла, как музыка слепая.
По дороге к морю
я подниму руку
и попаду в небо
в облако с самолетом
в птицу и в море синьки
в общем-то и не целясь
есть же еще на свете
места не закрытые стройкой
Куколка Oligoneoptera
И без вопросов ангел божий
Так нарисованно взлетает…
Найдешь ответ неосторожно –
Ну что же,
Палочка чумная
Волшебно лечит любопытство.
А чудеса умеют сбыться
И даже пиво открывают.
Отлично выглажена плоскость,
Бездонна синь в глазах картинки…
Не помещаются ботинки
На светоносную полоску.
Играют флейты и созвучья –
Вон там, откуда сдуру вышел.
Да, надо было брать повыше
И руки мыть на всякий случай.
А за окном приставлен некто
В сухом остатке чистой прозы
Досматривать метаморфозы
Одушевленного объекта.
– Ну как, прошение подпишет?
– Куда он денется – «…с поклоном».
– На то белеет и ворона.
Ну, в общем, сбрось бумажку с крыши.
Зимний кинотеатр
Сырое утро голых простыней,
Весенний привкус падевого снега,
Казенный чай, в окне обрывок неба,
Бессонница и всё, что вкупе с ней.
О чем воскресный колокол молчит,
Что колокольчик звонкий веселится? –
Звенит-звенит, но память стерла лица,
Закрыла дверь и спрятала ключи.
Остались птичьи крошки на снегу,
Свободный стул в холодном кинозале –
Они с тобой сто лет перемолчали.
Ну хоть заплачь. Хоть плачь, а не могу.
Не придирайся к бедным сериалам:
Куст бересклета, форточка и стул.
Подумаешь, что мало, – ой ли мало…
Вот ты и не заметил, как уснул.
Мячик
Мяч закатился мой под нянин
комод, и на полу свеча…
В. Набоков
Что ты, память-скопидомка,
Прячешь мелочь по карманам –
Позади висят туманы,
Впереди стоят потемки.
Светит звездочка на склоне,
Глазом водит керосинка.
Сохнут детские ботинки,
Скачет мячик – не догонишь.
Сладкий запах керосина
С каждой звездочкой сильнее.
Скачет мячик по аллее
Мимо маленьких ботинок.
Вот и август из ладоней,
Только хвост зеленый держишь.
Скачет мячик безнадежный,
Вот ведь мячик – не утонет…
На крыше в четыре крыла
На крыше в четыре крыла,
На поле молочных початков
Хранятся мои отпечатки,
И я никуда не ушла.
Пусть в доме растет виноград,
Пусть голуби ходят по детской –
Нетрудное это соседство,
Мы просто вернулись назад.
Стоим под куриным дождем,
Качаемся в лодке разбитой.
Я знаю, что нет нас. Что двери открыты.
Что мы никогда не уйдем.
Frunza verde
Мэй, какой ливень! – полные ведра
Града и молний, молний и града.
Вот и зима прокатилась по саду.
Вот и трещат виноградные ребра.
Вот и кричат виноградные души
В бочках дубовых и в листьях зеленых.
Выпусти красную птицу на стужу –
Станет звенеть ее песня по склонам.
Руки влюбленных, как гибкие лозы,
Губы, хранящие сок винограда,
Белые розы и красные розы –
Свадьбы играет свирель листопада.
Сладкие песни бузинного ная.
Как он поет, умирает, тоскует,
Красное сердце в ладонях качая,
О виноградном цветке поцелуя…
Ай, какой ливень…
Прекрасная недостижимость
Когда Лучафэрул в окне
Восходит утренней звездою
И разливается тоскою,
Как ты, поэзия, в вине –
Пригубить дай тебя и мне.
Как ты, пьянящая, далёка,
Когда горишь звездой во мгле, –
Как тут безрука и безнога.
Свети же в царстве одиноком
Недосягаемой земле.
………
Сойти с ума и не согреться
Безумьем тысячи лучей.
Любить любовью иноземца
И только расписаться в ней.
Свидетельство о публикации №118083106577
«Frunza verde»,
«Зимний кинотеатр»,
«Прекрасная недостижимость».
Композиция цикла такая: «Зимний кинотеатр» - это настоящий момент жизни героини. Холодно. Пусто. Даже памятью о прошлом не согреться:
"О чем воскресный колокол молчит, (Э. Хемингуэй - «По ком звонит колокол»)
Что колокольчик звонкий веселится? -
Звенит-звенит, но память стерла лица,
Закрыла дверь и спрятала ключи".
Но в прошлом была ведь Молдавия, яркая природа, любимый родной дом. «На крыше в четыре крыла» - это как чудесная песня, Наталья. Всё описанное было Вами так любимо! И ещё тут выражена очень симпатичная мысль: время во Вселенной устроено вовсе не линейно. Всё, что было в нашей жизни в прошлом, всё это есть и сейчас и будет всегда - в каких-то ячейках Вселенной. Место, где находился родной дом, где мы были счастливыми детьми, потом могло измениться внешне, но оно продолжает быть связанным с прошлой, "детской" ячейкой Вселенной. В том месте, где стоял дом, и доныне "...Хранятся мои отпечатки, / И я никуда не ушла".
Похожее стихотворение у Вас - в цикле «Разум бедный» (мы проживаем не одну жизнь, и наши прошлые воплощения оставили след в душе):
Обрывок
Я здесь давным-давно жила,
Я камни эти домом помню.
Всё так же лестница бела
И мясом тянет от жаровни.
Кувшин разбитый во дворе,
Под ним пятно вина густеет.
Который год в календаре?
Какие мощи в мавзолее?
Что за эпоха, что за дом,
О чём кричит моя соседка?
И только дым стоит столбом,
И рот глотает воздух едкий.
Ложится наземь первый снег.
Так начинается забвенье.
Так прячут сон под мрамор век,
Чтоб не увидеть продолженья.
Хочу показать ещё два стихотворения, вспомнившиеся мне по ассоциации.
Светлана Гаделия
* * *
В кудрях листвы
дрожит усталый свет,
течёт покой с небес
по жёлтой спице.
И вдруг мелькнёт,
что смерти в мире нет,
что жизнь - всего лишь
белая страница,
что есть в кармане
сто карандашей,
цветных, волшебных -
от залётной феи -
и разрешенье выдано душе
у всех времён
любые брать трофеи, -
как будто бы не минула пора
ждать кораблей
на солнечном причале,
как будто это детская игра:
и петь в конце,
и плакать о начале...
С. Гаделия
* * *
В парке музыка играла -
полутёмном поселковом.
Память ниточку украла
сна, где всё казалось новым.
Вьётся память синей лентой,
и не хочется проснуться.
Голос пел: "Вернись в Сорренто..."
Ну, а мне куда вернуться?
Гасит эхо хмурый ветер,
день туманом тени гложет.
Нету ночи той на свете.
Той меня, конечно, тоже.
«Frunza verde» - следующий шаг в композиции цикла.
(Из инета: Frunza verde - это зачин молдавских народных песен. Формула зачина отличается названиями различных деревьев, кустарников и трав. Чаще всего люди упоминают растения, которые являются ключевыми понятиями национальной культуры - виноград и орехи.)
"Мэй, какой ливень! - полные ведра
Града и молний, молний и града",
"Ай, какой ливень…" -
думаю, это и есть зачин.
В окрестностях родного дома и в жизни героини пронеслась буря:
"Вот и зима прокатилась по саду.
Вот и трещат виноградные ребра".
"Сладкие песни бузинного ная.
Как он поет, умирает, тоскует,
Красное сердце в ладонях качая,
О виноградном цветке поцелуя…"
«Прекрасная недостижимость» - это как бы заключение. В душе героини затаилась боль. Тянешься к красивому в мире - вот эта-то радость тебя не подведёт, красота смягчает боль. Тянешься к чему-то, что так же, как ты, одиноко и так же тоскует.
"Когда Лучафэрул в окне
Восходит утренней звездою
И разливается тоскою,
Как ты, поэзия, в вине, -
Пригубить дай тебя и мне".
И тут можно замкнуть кольцо, снова подойдя к настоящему моменту в «Зимнем кинотеатре». Промчавшаяся буря и пережитое горе оглушили душу. Чтобы спастись от боли, мы стремимся забыть пережитое.
"Ложится наземь первый снег.
Так начинается забвенье.
Так прячут сон под мрамор век,
Чтоб не увидеть продолженья".
Марина Андреева 10 19.09.2024 18:29 Заявить о нарушении