Диалектные слова. Житейская история
- Наступила тёплая осень. Она совсем забыла о дождях. А будут ли они? Будут. И тут Витя Клюев продолжил мысль вслух:
- А куды нам без них? Я поправила слово «куды» на «куда», и предложение записали в тетради.
- И гресь будет непролазная, продолжил он. Я догадалась, что подразумевалось под словом «гресь». Пришлось поправить речь ученика, и все записали:
- И грязь будет непролазная, и лужи. Сеня Пташкин добавил:
- Как интересно смотреть в лужу! Записали и это предложение. Потом одна из учениц мечтательно сказала:
- Птицы покинули стублятки. Про это тоже надо написать.
Я заинтересовалась, что такое стублятки, предложила детям найти это слово в словариках для учащихся. Начались внимательные поиски. Но такого слова в словаре не оказалось, записали, что птицы покинули скворечники и гнёзда и полетели в тёплые края. Теперь и я записала в свою рабочую тетрадь слова «куды», «гресь», «стублятки». Потом последовало ещё одно интересное для меня предложение со словом «зарод». И прозвучало оно так:
- В поле появились зароды. Я ничего не поняла и переспросила:
- Что появились?
- Зароды, - прозвучал хор детских голосов, который и вовсе меня поставил в тупик. Пришлось схитрить и попросить, чтобы рисунком на доске изобразили этот предмет. Сын председателя сельского совета Юрий охотно вышел к доске и нарисовал мелом что-то похожее на гору и исчеркал её множеством небольших изогнутых линей, поясняя, что это торчит сухая трава. Потом добавил:
- Я же шептал им, что надо говорить не зарод, а стог. Глухие все.
Довольный, он сел за парту. В тетради мы записали:
-В поле появились большие стога», а в моей тетради добавилось слово «зарод».
На уроке не изучали новую тему, а повторяли материал прошлого учебного года. Урок прошёл успешно. Дети рассказывали правила и приводили примеры предложений, записанных в тетради.
К концу урока, похвалив детей за активную работу и за то, что и меня они тоже многому научили, сказала:
- Я сегодня от вас узнала новые слова, которые называются диалектными словами. Такие слова понимают и употребляют не везде, а только в определённой местности…
Дети были довольны. Им понравилось, что не только я их учу, но и они меня.Этот один из первых моих уроков был познавательным и для меня.
А когда записали домашнее задание, досужий Саша Иевлев уточнил:
- Ольга Николаевна, а упражнение выполнять всие?
- Конечно, всё, - ответила я. Дети дружно засмеялись.
Придя домой, я долго листала словарь диалектных слов. И ещё несколько слов привлекли моё внимание: оказывается, в Харьковской области крюки - это обычные лягушки, а бакаями на Азовском побережье называют водоёмы у моря! Вот
вам и сюрпризы лексики...
Свидетельство о публикации №118083103129
1569. СТУБЛЯ'ТКИ, мн. Куриные окорочка. Стублятки толстые — бройлир. ДРЗ. В.-Мам.
Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/nazvaniya-pischi-v-voronezhskih-govorah#ixzz63f7jEVqw
Заро́д м. местн. Стог, скирда, кладь сена или хлеба (обычно продолговатой формы и большого размера). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова.
зарод — Викисловарь
за-ро́д. 1. с.-х. плотно уложенная куча сена или соломы продолговатой формы (иногда получаемая объединением нескольких стогов). 2. с.-х. рег. озород, приспособление для сушки снопов на воздухе; высокие шесты...
Спасибо!Рада знакомству!С уважением,Нина
Нина Филипповна Каменцева 28.10.2019 18:29 Заявить о нарушении
"Кто это?" Хором отвечают:"Это трусы". От слова "трус". Я была в качестве инспектора в этой начальной школе. Не могла и тогда в душе не смеяться. Прошло много лет, и я вспомнила, но специально изучением диалектных слов не занимаюсь.
С теплом Лия. Я чуть старше Вас.
Лия Константиновна Телегина 28.10.2019 19:22 Заявить о нарушении
Нина Филипповна Каменцева 28.10.2019 19:36 Заявить о нарушении
А училась в городе Липецке России. Закончила пединститут.
Рада знакомству. С теплом и до новых встреч.
Лия Константиновна Телегина 28.10.2019 20:26 Заявить о нарушении