Обзор от Александра Савостьянова
==============================
1. Монолог Мастера
На углу грохочет двадцатый век,
На подножку прыгнул босой пацан…
Только в складках красных бессонных век
Вижу дом, окно и калитку в сад.
Сочиняю бога – он слишком слаб,
Не спастись ему на суде вождя.
За меня поклоны бьёт только сад
В крупных сливах слёз, в пелене дождя.
На краю листа проступает даль,
Я лечу в грозу, а за мною – ночь.
И крошится вечности белый тальк
Словно снег на кровь, коей стать вином.
Посреди тоскующих Маргарит
Выбираю снова её одну –
Ту, в чьих птичьих пальцах цветок горит,
Что похож на пьющую желчь луну.
Серебрённой пулей вошёл рассвет,
Налипает жизнь по длине подошв…
Мне не снится Бог много–много лет…
Только чей-то пёс и беззвучный дождь.
Да уж... Ужас какой! Риторический вопрос, даже два: Здесь люди, как Боги? Или Боги, как люди?
Впрочем, у каждого Мастера есть свой выбор. Пьющую желчь луну отмечу особо. Это ОБРАЗ.
Как и точную разнородную рифму: горит/Маргарит. Озадачила приблизительная: пацан/в сад...
Но это, видимо, не так уж и важно. Мистикой ещё Брюсов и Блок в своё время увлекались.
Для последнего это добром не закончилось. Потому что это сфера деятельности Бельфегора,
Адоная, Асмодея и Аббаддона, но никак не наших классиков и современников на ниве Ариона.
Да и сколько актёров, снимавшихся в "Мастере и Маргарите", преждевременно покинули этот мир...
Просто живите, пишите стихи, радуйте нас и получайте удовольствие от жизни! Плюс 3 балла.
==============================
2. В том храме
...............Долина задремала. Одиннадцать. Ни тени.
............Бьёт колокол, и небо изранено стрижами.
............И под волшебной синью толпятся сновиденья,
............на немудрёный праздник сходясь в безлюдном храме.
............(Хуан Рамон Хименес)
В том храме, полном солнца - ни скорби, ни молитвы,
В чудесный час почётны - веселье, танцы, песни.
Конечно, есть такие - не в духе и разбиты,
Но кто же портит праздник рассказом о болезнях!
Венчание сегодня - Мигель и Марианна.
Букетик флёрдоранжей в руке благоухает.
Монеты золотые в коробочке сафьянной -
Уже благословлённы, и гости затихают.
Слова венчальной клятвы звучат в тиши певуче,
И сыплются монеты в раскрытые ладони -
Тринадцать драгоценных, как знак благополучия.
Овации. Свершилось! Хвала святой Мадонне!
Взрываются петарды у выхода из храма,
И лепестками розы наполнен лёгкий ветер...
Мигель уедет завтра - учиться, он упрямый,
Один, без Марианны - сейчас он слишком беден.
Влюблённых поженили все жители деревни -
Пока что в сновиденьях, но радовались честно...
Безмолвие. Семнадцать. Ещё долина дремлет.
Бьёт колокол сонливо - окончена сиеста.
Чудесный сон в сиесту получился. А как же иначе? Иногда сны и сбываются,
если они вещие. Иногда - нет. Но, в любом случае, унывать не стоит. Размер
выдержан. Понравилась разнородная рифма: молитвы/разбиты, из храма/упрямый,
неравносложная: певуче/благополучия, однородная: ладони/Мадонны. Плюс 2 балла.
==============================
3. Война ведь где-то там...
Над пропастью во лжи с поникшей головою...
Ну что б не жить, как все, складируя годки?
Война ведь где-то там, а здесь и зверь не взвоет,
Когда долбят гробы сырой земли комки.
Что в имени твоём? Чело рябое века,
Полки зашитых ртов, глазниц поротный марш;
Иль ясность на пути, пути потомков веха,
Отечества тепло — не сказка, не мираж?
Эпитеты вставлять да воспевать сирени —
Что к делу не пришьёшь — пустое баловство.
Палаческой руки не тяготиться рвеньем,
Когда твоё лицо вдруг озарит родство.
Не падать, не всходить спиралью света длинной —
Нет пустоте ствола и щёлканью рожка! —
Дыханием весны, кантатой соловьиной
До страха, до вранья, до идола-божка
Добраться бы… О, ширь экранного оскала:
То Киев, то Дамаск, а люди, что жнивьё...
Война вернулась в дом, который не искала —
Привычен путь туда, где ты давно живёшь.
„Отечество“ — Слово отечество, в древнерусском и средне-великорусском языке до XVII в. значило не только «страна отцов», но также «род».
Ладно скроено. Плюс 6 баллов. За сюр на эзоповом языке. И полки зашитых ртов очень впечатлили. Совсем,
как в Граюге. Стоило Ассанжу со Сноуденом сказать сущую правду, так за ними сразу началась дикая охота ЦРУ,
ФБР и АНБ. Кстати... Григорий Распутин ещё в начале 20 века предсказал развал СССР («Вьюг») и США («Граюг»):
«Два кровожадных князя овладеют Землёй: Вьюг придет с востока и поработит человека нищетой,
Граюг придёт с запада и поработит человека богатством. Князья будут оспаривать друг у друга
землю и небо (холодная война). И поле великой битвы будет в земле четырёх демонов. Оба князя будут
победителями и оба князя будут побеждёнными. Но Граюг войдёт в дом Вьюга и посеет там свои древние слова,
которые вырастут и разорят землю. Так кончится империя Вьюга (распад СССР). Но наступит день, когда
империя Граюга также рухнет, ибо оба закона были ошибочны и оба несли смерть. Даже их прах нельзя будет
использовать для удобрения земли, на котором вырастет новое растение третьего света». Таки дела.
И, действительно, что забыл Граюг на других континентах? Какое Граюгу, собственно говоря, дело до Киева
или Сирии? Что, в самом Граюге мало проблем? Так что будем считать данный текст почти пророческим)
Короче говоря, берегите себя, берегите Россию, как и завещал покойный Распутин. Царствие еиу небесное...
==============================
4. Карибская кризисная несреднего возраста
Пока-пока! Отныне и бессменно
тебе торчать на этом берегу,
кто с головой – тем море по колено,
из блада получился славный брут.
Меняя герб на shit, вино – на воду,
недолго докатиться до низов,
и, выпустив гарроту на свободу,
отчаянно сражаться за тузов.
На абордаж! Полундра на пупыдре!
Горит душа. На реях – гарный стяг.
Кому молиться: Саваофу? Индре?
Танцует джигу череп на костях…
Раздраи задавили дело словом…
Линём отмерив годы за кормой,
не отмолить, не засмолить по новой,
соль истины окажется смешной:
глотая ром, фиксируя потери –
узнать себя в одной из мерзких рож…
Ты отучился помнить, ждать и верить,
меняя медный лоб на медный грош.
Прощай, мечта! Мыс тонущей надежды,
до греков не добравшийся варяг.
Невежды опустите веку вежды!
Не помогли ни парус, ни маяк.
Мелеет время, рифы ждут поживы,
по-крабьи солнце движет на закат;
кто не пропал, те понемногу живы,
с приклеенной улыбочкой «all right».
Адью. Аминь. Отныне серой пеной
пузыриться на этом берегу…
забытою заброшенной вселенной,
в которой ни черта
не берегут.
Макаронистическая поэзия. Но вроде бы все эти shit и all right на своём месте.
Довольно динамичный и напряжённый сюжет, яркая эмоциональная составляющая.
Понравилась разнородная рифма: бессменно/колено, словом/по новой, поживы/живы,
потери/верить. Однородная тоже неплоха: пеной/Вселенной, грош/рож, и т. д.
Плюс 5 баллов, невзирая на всех береговых чертей, гарные стяги и черепа на костях.
==============================
5. Какой портной…
Какой портной в пресветлой горенке
Под шорох ветра и планет
Смог без сучка и без задоринки
Сшить воедино этот свет,
Соединить сиянье месяца
И синеву звенящей мглы...
Посмотришь – жизнь твоя поместится
На острие его иглы.
Кратко и по существу. Красота и гармония всего в двух катренах. И так бывает.
Наверное, этот портной - для ангелов. Ангел, как бесконечно малая величина может
поместиться в любои бесконечно малом пространстве. Таким образом, на острие иглы
поместится и целая жизнь. Достаточно непрерывности пространства. А что ещё для души
надо? Интересный момент. Мефистофель нервно курит в сторонке... Плюс 10 баллов.
==============================
6. Музыкант
Музыкант играл на скрипке.
Я не видел музыканта.
Я мелодию услышал
у открытого окна.
Мимо жизнь текла привычно,
без особого таланта,
очень будничная с виду
от рассвета и до сна.
Музыкант играл на скрипке.
И мелодия звучала
то печально, то с улыбкой,
удивляя и маня,
то раскачиваясь мерно,
словно лодка у причала,
уплывающая нынче
в неизвестные края.
Музыкант играл на скрипке.
Музыкант не знал, конечно,
то, что я его услышал,
то, что он меня прощал
этой музыкой, звучащей
обещаньем жизни вечной...
Мир вокруг её не слышал,
ничего не обещал.
А хорошо. Достойное посвящение, между прочим...
Найти простые и нужные слова тоже не так уж и просто, как мне кажется.
Вспомнилась одна любопытная история про скрипача и скупого короля:
Когда Паганини передали приглашение английского короля выступить при
дворе за половину требуемого им гонорара, скрипач ответил:
- К чему такие расходы? Его величество может услышать меня за значительно
меньшую сумму, если посетит концерт в театре! Плюс 7 баллов.
==============================
7. Мир входящему
Входящий в мир беспечен и криклив,
но выход и дороже, и печальней.
Пока сюжет судьбой не нарекли,
заводит оттирание плечами.
Разведанные залежи щедрот
спрессованы под толщею под кожей.
Делирий выносящего ведро
рождённому метаться не поможет.
Как только остаётся только три
шага от самой крыши и до неба,
само собой, сомнения сотри.
Всевышний при делах, но здесь он не был.
Потешный завсегдатай пустоты
невольно промышляет эпатажем.
Для мудреца довольно, просто ты
не можешь похвалиться пилотажем.
Полёты и во сне, и напролёт –
с залётами не сходятся, и с темы
не съехать, даже если королём
ходить, потом как нож войти в систему
и съехаться с той самой, что милей,
столкнувшись к носу нос, капот к решётке,
и сколько там промилле не залей,
всё будет на мази, а значит – чётко.
Но мазь не помогает, и укол
лишь тянет окончание банкета.
Обвисли и деревья, и трико,
с вещами навсегда уходит лето.
Картину не осилит и Шагал,
она не маслом, впрочем, и без хлеба.
До крыши не добраться, три шага
теперь от подоконника до неба.
Входящие бесплатны в мире том,
стучащему откроется, и всё же
рецептами исписан целый том.
Оно по делу, только не поможет.
Сестра, ответь, в чём сила, где она?
Что надлежит – вот здесь возьми, в кармане...
И быть ли доходягой, до окна?
Иль нет?
Вот в чём вопрос...
На старт!..
Внимани...
Исходы не даются просто так,
сюжеты заплетаются как косы.
Сестра с косой, оставь один пятак,
ведь у Харона могут быть вопросы.
Сомнения уже не по плечу.
Сходящему текущий мир не нужен.
А за окном – лечу, лечу, лечу –
пустой асфальт и полный месяц в лужах.
Серьёзная работа. Основательно проработана тема жизни и смерти в деталях.
Замужней женщине в своё время нельзя было носить одну косу, чтобы не овдоветь.
Правда, перед рождёнными метаться стоят совсем иные проблемы. В общем,
неплохой сценарий человеческой драмы, где всё преходяще. Шагал отдыхает.
Вот и сестра с косой из сумрачного зарубежья согласно кивает своей головой...
Вместе с не менее озабоченным братом Хароном за рулём. Мир входящему!
Счастья и добра в новом, спокойном мире. Плюс 9 баллов за титанический труд.
==============================
8. Весеннее утро
Солнце заветной головкою сыра
Выскользнет снова из клюва вороны,
Выкрасив в светлый оттенок районы
И города полусонного мира.
Рыжим лучом просочится сквозь окна,
С грацией лисьей скользнет по подушке,
Взмахом хвоста разбросает веснушки
И убежит по карнизу балкона.
Чтоб в облаках заблестеть перламутром,
Посеребрить океаны и лужи,
Бить на земле и на небе баклуши
В это весеннее доброе утро!
Ну а почему бы и нет? Порадовал оптимизм. Эх, сюда бы ещё туманов из сахарной ваты,
водопадов из коньяка и дорожек из шоколадных плиток поболе. И мы считай уже в Раю.
Знаю, что так нельзя. Но мечтать не вредно. Всё, ухожу, ухожу... не буду мешать)
Романтичный инфантилизм тоже имеет право быть. Спасибо за улыбку! Плюс 4 балла.
==============================
9. Твоих июлей суть
На краю июлей твоих – жара,
и прибой щекочет подошвы стоп.
Ты права, конечно, всегда права –
убеждался в том я ни раз, ни сто.
Каждый год ты к морю – во весь опор,
и не важно, шторм или вовсе штиль.
Полетишь ты птицей, плевать на спор:
стоит ехать, нет ли? – таков твой стиль.
Бросишь ты баулы – бегом на пляж!
Там песок и в волнах от солнца блеск.
Есть лежак ли, нет ли – всё это блажь –
лишь бы запах моря там не исчез.
Лишь бы чайки реяли над тобой,
что-то бы шептала волна волне,
лишь бы солнце на ночь смирило зной.
Лишь бы ночью место нашлось и мне…
Это да. Романтика дальних странствий... В конце концов, все мы надеемся на лучшее.
Повеяло Лермонтовым и Бродским, как ни странно. Правда, плевать я бы всё-таки заменил...
например, на небречь. Почувствуйте, как панторифически звучит: во весь опор/небречь на спор.
Но это уже однословномногорифмическое имхо рулит. В целом и в частности - весьма и весьма)
Понравилась разнородная рифма: блеск/исчез. Удачи в конкурсе! Плюс 8 баллов в копилку.
==============================
10. Далеко, а может, слишком близко
То ли поздно, то ли слишком рано.
Ни спешить, ни медлить - не с руки.
В зарослях калины возле храма
беззащитно рдеют огоньки.
Ветка, словно зонт, а может арка -
в мир, брести неведомо куда...
То ли бледно, то ли слишком ярко
гладь блестит заросшего пруда.
Далеко, а может, слишком близко
пляшет осень, зябко стынет май.
И роскошной девой-одалиской
плещет солнце брызги через край.
Монотонно беззаботно-весел
шум ручья холодно-жарких струй.
И щекочет шею то ли ветер,
то ли твой дразнящий поцелуй.
"То ли" - действительно, дразнящая лексема. Так что ничего удивительного в том,
что этот союз здесь повторяется энное количество раз. Всё по законам жанра "Лю".
"Ветка, словно зонт, а может, арка" - это нечто. А вот "в мир брести неведомо куда"...
где все сроки спутались и времена, видимо, проблемы уже читательского восприятия.
Хотя это вполне поправимо при желании. В любом случае, автор всегда прав. Плюс 1 балл.
==============================
Таким образом, все оказываются в плюсе:
1. 3 балла
2. 2 балла
3. 6 баллов
4. 5 баллов
5. 10 баллов
6. 7 баллов
7. 9 баллов
8. 4 балла
9. 8 баллов
10. 1 балл
==============================
Спасибо за стихи! Удачи всем финалистам!
Свидетельство о публикации №118082902828