Шрила Прабхупада - ачарья-основатель Международног
Ведическая философия имеет очень широкое практическое применение, поэтому с помощью нее можно обосновать что угодно. Но если речь идет о конкретном движении, каковым является ИСККОН, время от времени возникает необходимость в конкретизации той философской концепции, которой мы придерживаемся. В XIX веке Шрила Бхактивинода Тхакур подобным образом отмежевывал чистый вайшнавизм от различных апа-сампрадай.
В ответ на книгу Сатья-Нараяны прабху и Кундали прабху «На Вайкунтхе даже листья не падают» (написанной, как я полагаю, под влиянием адептов Бхактиведанта Гаудия-матха) вышла книга «Наше изначальное положение», в которой рассматривался вопрос о падении дживы в свете того, что об этом говорил Шрила Прабхупада и предыдущие ачарьи.
После того как Шрила Харикеша Свами оставил движение Прабхупады, а за ним последовали многие из его учеников, в ИСККОНе появился отдельный комитет по положению Шрилы Прабхупады. В данном случае необходимо было обозначить для всех членов и сторонних наблюдателей, что ИСККОН – единая организация, для которой основополагающим руководством к действию должно быть наследие Шрилы Прабхупады – ее ачарьи-основателя. Ни обилие духовных учителей, у которых может быть различное настроение в служении Шриле Прабхупаде, ни бури и штормы, которые порой раскачивали корабль нашей организации, не должны никого смущать. И через 10000 лет Шрила Прабхупада останется для всех личностью, продолжающей жить в своем учении, в своих книгах и в своем движении.
Книга состоит из изначального текста, характеризующего положение Шрилы Прабхупады и из авторского комментария к этому тексту. Причем, как описывает сам автор, между появлением первого и окончательным созданием второго прошло семь лет. И на этот раз цель книги – отделить ИСККОН от различных околоискконовских группировок, таких как движение ритвиков и миссия Шри Чайтаньи*. Отделить идейно, поскольку организационно мы и так к ним никакого отношения не имеем. При этом принимая справедливую критику с их стороны, посредством этой книги ИСККОН определяет собственную позицию по поводу того, как институт гуру и институт Джи-би-си могут сосуществовать так, чтобы организация оставалась единой и административно, и духовно.
Для меня наиболее запомнившимся моментом из этой книги стала идея о положении ачарьи-основателя. Попытки разъяснить значение этого термина предпринимались еще в конце 90-х годов прошлого века**. И хотя положение ачарьи-основателя уже тогда было отделено от положения простого гуру (гуру-спаситель и гуру-помощник)***. Однако лишь в этой книге со ссылкой на Нишиканту Саньяла был очерчен круг личностей, попадающих под определение ачарьи-основателя. И, прямо скажем, идея о том, что в кали югу таких личностей, включая Прабхупаду, всего пять, стала для меня большим откровением.
Таким образом, данная книга показывает нам сколь ценно все то, что заповедал нам Шрила Прабхупада, и сколь почетна та миссия, которую мы выполняем в ИСККОНе. Теперь главное, стать достойным того положения, в котором мы по милости Шрилы Прабхупады и его последователей оказались.
* В изначальном документе сказано: «Интересно отметить, что два анти-искконовских движения, утверждающих, что они и есть «реальный ИСККОН», сформировались на основе отвержения того или иного компонента концепции Прабхупады: «ритвики» хотят покончить с гуру в пользу институциональной власти типа Джи-Би-Си, в то время как последователи одного известного санньяси хотели бы упразднить Джи-Би-Си и опираться на одного харизматичного, самодержавного ачарью» (стр. 35).
** Как пример можно привести статьи «Ачарья-основатель и другие гуру в Шри и Мадхава-сампрадаях» Видвана-Гауранги прабху и «Особое положение Шрилы Прабхупады как ачарьи основателя ИСККОН» Бхакти Чару Свами. // Вайшнавизм. Открытый форум №3.
*** Вайшнавизм. Открытый форум №3, стр. 124.
2017
Свидетельство о публикации №118082807106