Шутка

ФОРМАЛИСТИЧЕСКИЕ СТИХИ
(Владимир Вэ)
 
Был заклеймён, как формалист,
и на холсте распят.
Но в разных уголках Земли
чернел его квадрат.
 
Он был от Бога музыкант,
у власти не в чести:
"Твои симфонии звучат
формалистически".
 
Кто человеческой души
умелый инженер,
тот формализмом не грешит,
пришедшим к нам извне.
 
Народу нужно, чтоб ясней,
и чтоб побольше чувств…
А я люблю игру теней,
подробностей хочу.
 
Мистификаций, где в цене
дивертисменты форм.
На мультизвучном полотне –
абстрактный ля минор.
 
Всё это выдумал Платон,
реальный мир поправ.
Платон – мой друг, а значит он
был, безусловно, прав.
 
ШУТКА
(или ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ  СТИХИ)

"Многозначительный философ",
Хотя и не Сократ…
Мазюкал сажей свой набросок -
Негроидный квадрат…

Поборник абстракционизма,
Супер-супрематист…
Был не лишён авантюризма,
Марая белый лист…

Простая чёрная фигура –
Лишь плоскости кусок,
Лишённый цвета и фактуры,
Не узок, не широк…

Он безусловно плагитатор,
Хваленый Казимир -
Альфонс Алле "квадрата" автор!
И то - он лишь шутил,

"Ночную битву негров" * мирно
В чёрный квадрат всадив,
И лет на тридцать Казимира
Шутя опередив…

Не придавал значенья шутке,
Себя не возносил
Альфонс Алле. Тут его шустро
Обставил Казимир…

Учи историю искусства,
Читатель, и умней!
Платон – мой друг, но, как ни грустно,
Мне истина важней!
 
*Альфонс Алле, «Битва негров в пещере ночью», 1882
 
За тридцать лет до супрематических откровений Казимира Малевича маститый художник Альфонс Алле сделался «неизвестным автором» первых абстрактных картин. Белый прямоугольник на белом фоне и чёрный квадрат на чёрном фоне могут быть рассмотрены как точное предвосхищение конструктивизма и концептуализма. Пожалуй, единственное отличие Альфонса Алле от его последователей заключалось в том, что он выставлял свои работы как шутку и нисколько не пытался выглядеть многозначительным философом или серьёзным первооткрывателем. Именно это, пожалуй, и обусловило отсутствие «профессионального» признания его вклада в историю искусства. Своими работами в области живописи Альфонс Алле очень точно пояснил старый тезис: «Не так важно, что ты делаешь, гораздо важнее — как ты это подаёшь».


Рецензии