Людмила Корнеева. Монография о поэзии Крыма т. 2
Из опыта медленного чтения
Серия «Сонет: в блеске русской огранки»
Аннотация
Перед вами книга, приглашающая к пытливому путешествию, вместе с автором, по одному из наиболее пленительных маршрутов русской сонетианы. Такой выбор маршрута не случаен, он обусловлен осознанным крымоцентризмом русской поэзии. В этом сонетном путешествии, направляемом открытиями в области геопоэтики, крымское пространство проявляется сферой повышенной философичности, где созерцательная мысль художника, рождённая неповторимыми природными и историческими картинами Крыма, неизменно прорастает в гармонизирующую всеобщность поэтической мысли. А сила обобщающего сонетного осмысления оформляет Крым в некий поэтический портал выхода из чувственного существования в сущностный «мир истинного бытия».
Повествовательный стиль, именуемый автором «опытом медленного чтения» – это, по сути, последовательное приобщение к увеличительному стеклу литературоведческого взгляда. Рассмотрение сонетных произведений о Крыме в контексте достижений отечественной сонетологии и в связи с культурологической концепцией локального текста обостряет бытийное видение и позволяет осознать их особую роль в отечественном культурном пространстве. Крымские сонеты и сонетные венки со всей очевидностью предстают онтологическими метками Крымского текста и геопоэтическим феноменом русской поэзии.
К тому же, столь пристальное рассмотрение идейно-эстетической ткани представленных произведений показывает, что сонеты и сонетные венки являются актуальными жанрами для крымских геопоэтических медитаций, часто лучше других позволяющими понять влияние сущностной основы образа Крыма на духовное развитие человека.
Книга адресуется любителям поэзии и Крыма, настроенным на их глубинное постижение.
КРЫМСКИЕ СОНЕТЫ
как геопоэтический феномен
Содержание
ГОТОВИМСЯ К ПУТЕШЕСТВИЯМ ПО КРЫМСКОЙ СОНЕТИАНЕ
Путешествие первое, историко-литературное
РОЖДЕНИЕ ФЕНОМЕНА КРЫМСКИХ СОНЕТОВ
I. Экскурс к истокам
1. «Крымские сонеты» Адама Мицкевича – «идеальный шторм в море отечественной поэзии.
2. Русские интерпретации «Крымских сонетов» Адама Мицкевича.
II. Онтологический взлёт русского сонета на киммерийском ландшафте:
1. Максимилиан Волошин на пути к Лику Киммерии
2.Отражение бытийной связи человеческой души с духом земли в цикле
Максимилиана Волошина «Киммерийские сумерки»
Путешествие второе, экзистенциальное
ПО КРЫМСКИМ СОНЕТНЫМ ТРОПАМ…
I. В судьбах русских поэтов
1. Что может рассказать лишь один крымский сонет русского поэта (о крымском сонете
Николая Недоброво)
2. Судакские сонеты Аделаиды Герцык – знаковые вехи творческого пути.
3. Бытийный восторг крымских сонетов Николая Лезина
4. Крым как судьба в сонетном творчестве Валерия Митрохина
6.Сонетный выход историософской поэтики Веры Любчик
II. В исторической судьбе Крыма
1. Лев Фирсов: сонетные кристаллы крымской археологии
2. Сонетный мост между Россией и Крымом
……………………………………………………………
Путешествие третье, философское
ВЕНОК СОНЕТОВ НА СЛУЖБЕ КРЫМСКИХ СМЫСЛОВ
I. Учимся читать венок сонетов
II. Из истории оформления традиции
венкосонетного постижения Крыма
1. Крымские корни поэтической метафизики венка сонетов Максимилиана
Волошина «Corona Astralis»
2. Эпический вызов венку сонетов в крымском творчестве
Ильи Сельвинского
3. Экософская весть профессора И.И.Пузанова в венке сонетов «Крым»
III. Венок сонетов как актуальное художественное средство
крымской геопоэтики
1. Сонетные метаморфозы крымских созерцаний Дмитрия Тарасенко
2. Говорящая лоза в венке сонетов Василия Рыкова
3. Волшебная цепочка в древность родного города в венке сонетов
Сергея Овчаренко «Я мысленно вхожу в Керкинитиду…»
4. «Нить разума» Ирины Репиной
в турбулентном взаимодействии энергий её «Феодосийского венка»
5. Венкосонетное гадание Бориса Васильева-Пальма о судьбе Отечества
6. Бахчисарайские светотени свитков времён
в венке сонетов Валерия Митрохина «Минареты»
7. Виражи Крымского текста в судакском венке сонетов
Владимира Докшина
Эпилог
СОНЕТНЫЕ ЖАНРЫ – ИСПЫТАННЫЕ СРЕДСТВА
ПОЭТИЧЕСКОГО ПРЕДСТОЯНИЯ ПЕРЕД КРЫМОМ
( Об особом статусе сонетных жанров в пространстве Крымского текста)
Свидетельство о публикации №118082605800