Поэзия или Проза - что сложнее создавать?
А вот что говорит о курьёзах жанра Евгений Говсиевич (http://www.proza.ru/2017/06/26/314):
"«ВОЙНА И МИР» Толстого – вроде бы роман или повесть, но на самом деле, ни роман, и ни повесть, а НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭПОПЕЯ.
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Пушкина - РОМАН, но в стихах.
«МЁРТВЫЕ ДУШИ» Гоголя и «МАДАМ БОВАРИ» Флобера – ПОЭМА, но в прозе.
«БЫЛОЕ И ДУМЫ» Герцена – не то мемуары, не то политическая история Европы, не то психологический роман.
«ШИНЕЛЬ» Гоголя, «ПРЕВРАЩЕНИЕ» Кафки, «ДОКТОР ДЖЕКИЛ и МИСТЕР ХАЙД» Стивенсона – ФАНТАЗИИ.
«ТЁРКИН» Твардовского назван не ПОЭМОЙ, а «КНИГА ПРО БОЙЦА».
«ЗАПИСКИ ОХОТНИКА» Тургенева – это не сборник новелл, а своеобразный РОМАН-НОВЕЛЛА (Шкловский)".
Стихотворение для меня, например, это импульс чувств, чтобы выразить впечатление или мысль максимально коротко, но ёмко и доходчиво. Здесь очень тяжело даётся первая строка, зачастую определяющая и размер всего стихотворения. Посмотрите стихи Сергея Есенина, те, которые без названий - сколько замечательнейших первых строк! Например:
"Выткался на озере алый свет зари..." (1910)
"Гаснут красные крылья заката..." (1917)
"Не жалею, не зову, не плачу..." (1921, из цикла "Москва кабацкая")
"Отговорила роща золотая..." (1924)
"Улеглась моя былая рана..." (1924-1925, из цикла "Персидские мотивы")
"Клён ты мой опавший, клён заледенелый..." (1925) и другие:
http://www.stihi.ru/2015/12/05/7481 - С. Есенин. Песни с названиям и без.
Первая строка в стихотворении содержит замысел, порождает вдохновение! Удача, если получится целый экспромт! Но после первой удачной строки необходим большой труд, чтобы по-песенному, без досадных сбоев ритма (мешающих восприятию спотыканием на них), тщательной шлифовкой, порой весьма мучительной, наиболее эмоционально и доходчиво сформировать импульс (именно импульс, выплеск!) чувства и содержащейся в нём мысли (без неё никак, считал Белинский). Окончание работы зависит только от автора! Но полное погружение во внутренний мир автора, без резонанса понимания со стороны читателя, тоже не даёт удовлетворения. Для этого автор, работая над стихотворением, видимо, должен уметь ставить себя в положение читателя. Такова поэзия, с жанрами от ямба до белого и вольного стиха, или стихотворения в прозе.
http://www.stihi.ru/2010/05/04/2396 - Что есть талант.
Поэзия - труд, результат которого определяется мастерством, чтобы и все строки получились удачными. Но, кроме мастерства, есть ещё и "внутренний редактор", выпускающий стихотворение в мир. Сколько людей из-за этого "редактора" годами пишут "в стол", пока не ощутят доброжелательного отношения к своему творчеству! Ведь здесь надо владеть не только языком, но и его красками: глубокими чувствами, горячими эмоциями, меткими метафорами, сочными эпитетами, искрящейся мыслью, и просто любить русский (родной) язык, априори зная, что в нём ОБЯЗАТЕЛЬНО найдётся для рифмы искомое слово, и что родной язык достаточно плодотворен даже для словотворчества, что само по себе увлекательное занятие, а ритмическая речь только способствует рождению звучных и точных находок.
http://www.stihi.ru/2011/03/23/6846 - Задумаемся в День поэзии.
Проза - уже не импульс, это выстраданные размышлениями и кропотливым трудом построения доходчивых и ёмких предложений, чтобы донести до читателя заявляемый сюжет: жизненную коллизию, поучительную ситуацию, развёрнутую жизненную эпопею реальных или придуманных персонажей, несущих в своих высказываниях мировоззрение автора, а также и ответы на возражения оппонентов этому мировоззрению. Поэтому проза вынашивается и создаётся годами, требует не импульсного вдохновения, а длительной и напряжённой работы сознания, погружения в произведение. И заканчивается или исчерпанием сюжета, или смертью героя (порой и писателя...) или завершением ситуации и т. п., то есть проза, с некоторого времени, начинает жить уже как бы без автора, по своей внутренней логике.
"Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!".
Свидетельство о публикации №118082602111
Если написано неинтересно и вяло, если ты начинаешь зевать на второй строке,
то брось это чтение! Тут я с тобой соглашусь по поводу первой строки, что
звучит очень убедительно для меня. Поэты, кто никогда не писали прозу, обедняют себя. Например, для меня проза Набокова это поэзия.
Спасибо тебе за интереснейшие мысли твои!О заключительной цитате: она верна в смысле материнства, но когда дело касается написанных произведений, то половину (или больше) можно точно не читать и не считать нужной или важной и в своем творчестве тоже. Как часто мы жалеем о потраченном впустую времени на прочитанное!
Сколько заброшенных книг, не прочитанных и наполовину! Как много можно говорить на эту живую тему, Саша! Спасибо еще раз!! Сердечно, И.
Ирина Фетисова-Мюллерсон 26.08.2018 11:35 Заявить о нарушении
Увлекать - это точно! Можно уточнить, чем: интересной информацией, мыслью-мудростью, красотой, эмоциональностью, языковым мастерством, оригинальным словотворчеством, образностью, острым словом, сочностью, юмором, размахом, парадоксальностью... Наверное, этот критериальный ряд можно и продолжать. Но есть ещё и парадокс любви: вот любишь, а за что не знаешь, начнёшь перечислять, запутаешься. Есть ещё обаяние конкретного поэтического дара...
Откликаюсь на твоё замечание насчёт концовки "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!" (здесь по "мамами" подразумевались и стихи,и проза), с которым согласен:
Стих и проза для поэта двуедины быть должны,
Как для ног всегда в единстве применяются штаны!
Думаю, время на не понравившееся чтение можно трактовать не как потраченное впустую, а как приобретение отрицательного опыта, ограждающего от будущих ошибок.
Мне очень нравятся наши "живые" диалоги, Ириша!
Сердечно и умственно, Саша.
Александр Беличенко 26.08.2018 14:53 Заявить о нарушении
по неизведанной причине, и еще - в движениях танца. Вчера смотрела балеты Б.Я.Эйфмана, роли солистов (Любовь Андреева), и до дрожи подбородка, знаешь... такое чудо открылось, будто просветление настало... Балет "Роден" это непревзойдённо... высшая поэзия!
Ирина Фетисова-Мюллерсон 26.08.2018 15:38 Заявить о нарушении
Александр Беличенко 28.08.2018 08:59 Заявить о нарушении