Лаконичный портрет истины
Мастерам своего дела, будь то учёный, поэт, художник или скульптор, свойственно очень близкое прикосновение к истине. Думаю, никогда не поздно воспользоваться замечательным опытом поиска истины прославленными людьми, сохранившимся в их творчестве. И если всмотреться в картины всемирно известных художников: Винсента Ван Гога, Густава Климта, Микалоюса Константиноса Чюрлёниса, вчитаться в написанные Данте Алигьери, Платоном и Аристотелем строки – можно обнаружить облик истины, пробивающейся сквозь глубину веков. С помощью творчества попробуем представить себе непростой портрет истины.
Истина может быть горькой, неблагоприятной. «Обманчивый мир! Безмерно горький мир!» – трагично восклицает Данте, подытоживая свои наблюдения, и, скажем так, находясь «над пониманием истины». В «Божественной комедии», описывая своё путешествие, когда позади его остались ад, чистилище и семь райских небес, и, поэт ожидает, что вскоре перед ним вспыхнет ослепительный свет вечной истины, Беатриче останавливает его. Она просит поэта оглянуться и посмотреть вниз, ведь взгляд должен быть ясным и строгим. И Данте поражает нас своим воображением – он видит землю в её истинном свете – в жалком обличье...
Истина ясная, когда её находят, и постоянно ускользающая, когда мы ищем её, как и время, текущее через всё наше жизненное пространство. Истину так нелегко обнаружить, потому что она сокрыта, не находится на виду. Она – тайна, которую невозможно разгадать сразу, для этого необходимо время, мудрый взгляд. «Истина скрыта на дне колодца», – утверждал Демокрит. Значит, её покрывает огромный слой воды и за ней надо глубоко нырнуть, то есть, следует обладать огромным терпением и приложить множество усилий для её обнаружения.
Истина – тайна, укрытая многослойным покрывалом, и когда мы начинаем подбираться к ней, пытаясь снять таинственные слои, она ускользает от нас и вновь исчезает... И, пытаясь понять сокрытые символы и знаки, приходится пробиваться сквозь скрывающую её завесу и пробираться к истокам.
Пифагор считал, что истину полезно видеть нагой. И с этим мнением тоже нельзя не согласиться. Окружающий вуалью ореол и облик истины, утонувшей в лёгком тумане, как на картинах импрессионистов, скрывает от нас понимание, вводит в заблуждение.
Китайский философ Чжуан-цзы говорил, что тот, кто ищет истину, – бродит в потёмках.Продолжая эту мысль, можно предполагать, что истина иногда всё-таки может нам открыться и внезапно, и совсем с неожиданной стороны. Думается, она может даже испугать нас, погрузить в страх, отнять сладкую мечту.
И только любовь к истине, твёрдое желание открыть истину, какой бы она ни оказалась, серьёзные намерения, направленные на поиски её, могут помочь нам слой за слоем снимать таинственную оболочку и узреть сущее, то, что скрывалось от нас и что есть на самом деле.
Тогда своим факелом истина будет освещать всё окружающее пространство, каждому указывая свой путь и назначение.
Свидетельство о публикации №118082409136