Бог мыслью творил? И мы - тоже! Ч. 2
ПРОДОЛЖАЕМ НАШИ ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ:
"ЗВУКИ НА СЛУЖБЕ У ЧЕЛОВЕКА"
ЧАСТЬ 2.
Бог мыслью творил. И Человек – тоже.
Теми самыми МЫСЛИТЕЛЬНЫМИ образами, полученными от пережитых и перечувствованных состояний, настроений, от виденного и слышанного и зафиксированного в закромах памяти – его жизненного опыта, познания.
И возникали эти Образы перед его внутренним взором в ассоциативной последовательности. Сравнивая их, сопоставляя, человек, как и ныне делает, например, кошка, делал «выводы» - т.е. образно представлял, что надо делать.
Приведём простой пример: допустим - вдруг на пути поиска пищи человеку той поры встретился ручей. Подойдя к нему, увидел, как в ручей впрыгнули сидевшие на бережку лягушки и тут же высунули из воды головы с любопытными глазами.
Человек тоже прыгнул в ручей и оказался в воде по горло. Ступнул дальше - скрылся под водой с головой. Пятясь назад ли, вперёд - как-то выбрался. Пережил страх и неприятность. Всё это – видимое, слышимое, прочувствованное, осязаемое – тут же Образами отложилось в памяти.
Теперь, всякий раз, подходя к какому-либо водоёму, в его мозгу из запасов памяти тут же всплывает этот неприятный случай в виде картинок – образно, как кадры кино. И тут же по ассоциации с ними возникают Образы ощущения холода, Образы состояния страха, которые предупреждают об опасности и заставляют сунуть руку или ногу в водоём, чтоб определить – близко ли дно. Нога и рука не коснулись дна. На берегу случайно лежал прут. Но и он не помог достать дна.
Увиденная картинка вызвала из памяти мыслительные Образы представления состояния, ощущения, страха, заставили человека представить последствия и «продиктовали» поведение, действие. И человек пошёл вдоль берега искать узкое место, чтоб перепрыгнуть. Или пошёл окольным путём, изменив маршрут.
Или иной пример, связанный со слуховым сигналом. Человек услышал гром. В мозгу мигом возникли (память выдала «на гора» из своих запасов жизненных наблюдений) по ассоциации ОБРАЗЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – порывы ветра, шквал дождя, да ещё и с градом, ощущение холода, сырости и даже – боль от ударов града... Тут же перед мысленным взором возник образ обжитой им пещеры, где затишно и уютно... Но пещера далеко, а уже слышен шум приближающегося ливня. И звери, и птицы поспешили - кто в чащу леса, кто под густой валежник, кто в норку... И человек, оглянув округу, тоже поспешил где-то спрятаться от грозы.
Во всех у них в данный момент в мозгу «всплыли» из запасов памяти, из пережитого, прочувствованного, из накопленного жизненного опыта мысленные Образы представления, которые продиктовали им всем действие – искать спасение.
Все они в данном случае в ту далёкую пору мыслили Образами.
А ныне этот сложнейший процесс наблюдения живыми существами окружающей действительности и состояния своего организма посредством органов осязания, обоняния, слуха, созерцания, фиксация их Образов в памяти и ассоциативные связи этих образов, диктующих поведение субъекта, называют кратким, устойчивым штампом: « Сработал инстинкт самосохранения!»
Инстинкт? А что это такое? Это что-то уже готовое и даётся кем-то, Свыше? Тогда в какой период? В утробный или в первый год жизни человека? Даётся каждому из века в век и поныне? Или при сотворении Творцом Человека, а дальше – по наследству?
Нет, не инстинкт! – Сложный процесс работы мозга. Быстрый. Мгновенный. Почти – автоматический. Что мы и имеем в виду, говоря: «Интуитивно, на уровне интуиции!» Первоначальные процессы мышления! Мышление, соответствующие уровню, объёму памяти, запасу Образов представления - жизненному опыту.
Человек в ту древнюю пору, пока не сформировал орудие общения – звуковую речь, мыслил Образами представления.
Как это делают и до сих пор и прирученные нами животные, и дикие, и птицы, и рыбы, и даже – насекомые.
И вот когда это понимаешь, правильно, без всякого инакомыслия и мистики - понимаешь смысл и библейского выражения: «Творец мыслью творил!»
Ведь это совсем не означает, что сидел Творец на облаке и мыслил о деревьях,и деревья из его мысли получались, вылезали из головы Его и падали уже с кронами и корнями на землю!
Или мыслью представил мамонта, и из головы Бога выскочил из мысли сотворённый с длинными клыками мамонт и упал на землю!
Глупая, нелепая мистика, поддерживаемая до сих пор поповщиной для порождения в человеке суеверия и страха потому, что боязливым и суеверным существом легче управлять.
Мыслью творил и тот первобытный художник, чей словарный запас (речь, язык) может быть насчитывал всего десять примитивных звуков, а он камнем на гладкой скале выцарапывал того же мамонта или целую картину охоты на него.
Разве перед ним в момент его творчества стоял в тесной пещере мамонт?
Мол, ладно, человече, я верю, что ты меня не убьёшь на еду, так и быть попозирую тебе часа четыре... Ага? Гы!
Или ради его творения, соплеменники специально собрались и имитировали картину охоты пока он рисовал?
Нет, нет и тысячу раз – нет! Сидел этот, может и обезьяноподобный ещё, "дикарь" в тесной пещере с острым камнем в руке и выцарапывал и мамонта, и картину охоты по мысленным Образам представления. Другими словами – по памяти. Наблюдал, образ зафиксировал в памяти, и вот, когда надо – «выбрал» из памяти и «удерживал» в мыслях и Образ всего мамонта, и каждую деталь его – бивни, глаз, ноги... Даже – позу.
А сколько же надо было ему пронаблюдать, запомнить, а потом ПРЕДСТАВИТЬ образно, мысленно, деталей целой картины охоты на мамонта, чтоб всю эту жизненную картину выцарапать на стене пещеры?! По образам представления, мысленным образам представления, иначе - по памяти.
Вот что значит – МЫСЛЬЮ ТВОРИТЬ!!!
И человек до сих пор, спустя миллионы лет, не утратил, сохранил эту способность – мыслью творить. Архитектор ли, скульптор ли, инженер – строитель, художник ли, кинорежиссёр - прежде, чем взять в руки кирпич, камень, шлакоблок, холст и краски, кинокамеру и сразу выкладывать стену, лепить скульптуру, ляпать по холсту или включать мотор и заставлять актёра прыгать перед камерой – они свой замысел МЫСЛЕННО представят во всех подробностях, до детальки – и позу, и мимику, и в профиль и в анфас, и общий вид здания и даже – как соединить стены, какие основные опоры и где их разместить на общем плане.
А что касается картины – художник закроет глаза и мысленно представит и передний, и задний план до детали. Всю гамму красок в тонах и полутонах. А уж о писателе и кинорежиссёре и говорить не приходится.
Одни создавали со времён древности, и создают поныне, такие произведения, передающие весь колорит их эпохи так, что и мы, читая, спустя тысячи лет, представляем чётко – образно - и лица, и фигуры, и внутренний мир сотен персонажей, сотни их действий, речей, представляя даже темп и тембр голоса, понимаем специфику того общественного строя, обстановку быта, традиции, мораль и т.д., и т.д. и т.п.
Всё, что тот автор мыслью сотворил. Целый мир! Сначала всё образно фиксируя в памяти, потом, когда замыслил сотворить своё произведение (поэмы,романы и т.д.) – всё, до детальки, представил в своём уме, и только потом – изложил на бумаге (как некогда "дикарь" на гладкой скале камнем).
А кинорежиссер тем паче – мысленно представляя не только персонажей, их духовный мир, их речи, одежду, но и тон речи, стиль одежды... И всё – в движении. И всё на каком-то определённом фоне быта ли, природы ли... И всё – в сопровождении музыки – то ли песен, то ли мелодии определённого темпа, тембра, соответствующих сюжетам и тематике... Огромнейшая работа мысленного сотворения! Колоссальная!
Это мы смотрим фильм на экране и не осознаём, что это всё сценарист, кинорежиссёр до этого создали, сотворили в своём уме – образно представляя. СНАЧАЛА МЫСЛЬЮ СОТВОРИЛИ!
Да, чтобы мысленно сотворить, хотя бы фильм, нужно иметь в запасе тысячи ОБРАЗОВ РАЗЛИЧНЫХ и по форме, и по способу восприятия: визуальных, аудиальных*, тактильных,** обонятельных и даже – образов состояния и настроения души.
Естественно - для того, чтобы их иметь, надо очень много наблюдать, сопережить, соперечувствовать, передумать – опыт, знания.
Если бы инстинкт, например, самосохранения, давался свыше, давался в готовом виде человеку ли, животному ли, ещё в утробный период или закладывался на генном уровне, то ни трёх месячный, ни полугодовалый малыш не тянул бы в рот что придётся, не тянулся б рукой к пламени огня, не хватал бы змею за хвост, рискуя жизнью.
А нам не пришлось бы, предупреждая его об опасности, тревожно кричать: «Нельзя! Выбрось изо рта сейчас же это бяку!», «Нельзя! Жижа! Вавка будет!», «Не тронь – укусит, умрёшь!»
Опыт. Жизненный опыт. Пожалуй, с момента зачатия. Через осязание, обоняние, зрение, слух - через все и пять, и девять органов чувств! Чувственность, настроение, состояние организма физическое и душевное – образы всего этого фиксируются организмом, откладываются, хранятся где-то в нашем мозгу и называются нами - памятью.
Где именно хранится столь сложный клад всевозможных Образов в нашем мозгу ( и только ли в мозгу?) - в какой из его частей - в коре или подкорке? Прежде всего надо знать строение мозга, и, хотя бы не хрестоматийном уровне, понимать функции коры - этого тоненького слоя серого вещества, что покрывает гораздо большую по объёму часть белого вещества, называемого - подкоркой. И функции этой подкорки. В которой и происходит весь процесс мышления, и находится,разложенная по особым ячейкам, память. Да и то, что мы называем - интуицией, подсознанием, вторым голосом, предчувствием...
В наш"оцифрованный" кибернетический век работу нашей подкорки можно смело сравнить с работой компьютерных программ- задаёшь задание, ставишь проблему и они не прекратят работу, пока не решат её.
Коре же в этом случае отведена роль этакого контролёра - судьи. Отработал какой-то вариант решения компьютер-подкорка и выдал "на гора". Если данный вариант кора не находит целесообразным - отправляет обратно на доработку. И так до тех пор, пока не найдёт целесообразным какой-то вариант.На этом процесс образного мышления подкорки прекращается по данной теме.Кора "утверждает" и дает человеку "добро" на действие, т.е. - на воплощение в бытовую материальную реальность того, что уже сотворено мысленно.
Иногда, в силу каких-то физических или психических причин взаимосвязь деятельности коры и подкорки нарушается, и тогда мы говорим: "Крыша поехала", или "Срез по фазе", т.е - нарушение логики мышления, а значит и нелогичного поведения субъекта, которому, разумеется - необходима медицинская помощь.
Человек до сих пор, когда уже владеет второй сигнальной системой – речью, всё равно мыслит образами. МЫСЛЬЮ ТВОРИТ!!!
Кино, книги, самолёт, ракета...
Да возьмите простой детский стульчик или клетку для кролика. Что – прям взяли кусок дерева, и давай рубить – пилить?
Неэээт. Вы постараетесь молча сосредоточиться на мысли – образно представить этот стульчик или клетку. Мысленно увидеть. Мысленно просверлить все отверстия, пазы соединения, способы крепления, размеры, форму и даже цвет окраски, короче – вы свой стульчик или клетку сначала мысленно творите.
Раз, другой, третий - представляя мысленно все детали, весь процесс создания и лишь потом возьмётесь за его претворение в жизнь.
И пусть кто-то в этот момент попробует обратиться к вам с какой-то речью, вы тут же, и не без досады, заметите ему:
- Уйди! Не мешай думать! Уйди, уйди, сказал тебе! Не мешай думать!
Швея-закройщик сначала берёт кусок материала, раскладывает на столе и смотрит молча на него. Попробуйте-ка в эту минуту подойти к ней с разговорами! Она вас так же попросит уйти. А будете настаивать – с досадой выпроводит вас за дверь.
Потому, что мыслью творить не легко: надо мысленно, образно, представить фасон, размер, все эти выточки, сборки, рюшки, кнопки, швы, нитки - сотни деталей – образно представить раскрой, наживку, примерку, шитьё – мыслью сотворить, и только потом браться за ножницы.
Кажется, достаточно приведено примеров и толкований, чтоб понять выражения: "человек мыслит образами", "человек мыслью творит", образы представления для него толчок к мышлению, сигнал к действию. Первая сигнальная система.
Видимый огонь, ручей, обрыв, зверь, качающееся дерево, катящийся с горы камень, боль и гримаса, вызванная болью, горем или радостью, кивание головы, взмахи рук, движения ног, шум воды, багряный закат, тучи или ясное небо и яркие звёзды средь зимы и т.д. в этом роде – всё это и аналогичное являлось приметами, СИГНАЛАМИ к действию, что и называется ныне ПЕРВОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ.
Вторая сигнальная система связана со звуками. Вот и поговорим о ней просто и доступно в следующей главе, минуя, по возможности, научную терминологию.
_____________________________________
*- аудиальных, т.е. - звуковые образы, полученные посредством органов слуха;
** - тактильные образы - образы информации, полученные путём восприятия тактильными рецепторами;
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №118082300085
Прежде всего для
Органов ОБРАЗОВания
(детсады,школы,вузы),
где процесс Образного
Мышления постепенно
уничтожают новоявленные
реформы,созданные
за границей нашей Родины.
Наши недоброжелатели
меньше всего желают,
чтобы наши дети
вырастали Образованными
Людьми,умеющие
Мысленно Творить...
Запад больше заинтересован,
чтобы из наших детей
получалась обслуга и
биопридатки к инструментам
и технике...
С Уважением.
Добрый Ян 25.04.2019 22:20 Заявить о нарушении