Время и пространство 2

       Здесь я рискну сделать очень дерзкое предположение, что Время стоит тогда, когда оно не соприкасается с Пространством, ибо эта неразлучная пара обходит друг друга как в хороводе, меняя друг друга местами и в то же время пронизывая и пронзая, то есть сразу как бы и обходит свою пару и проходит сквозь неё, и в момент, когда плюс меняется на минус, то есть когда противоположности меняются местами(а пространство и время - противоположны), наступает миг "зависания" - "не работы". Дерзким же это предположение является потому, что оно неизбежно предполагает, что пространство и время не только противоположны, но и взаимообратимы, а от такой мысли, нужно сказать, даже у меня мурашки по коже идут: ведь это означает ни много, ни мало, что Пространство в конце своего круга хороводного, после некоторого "зависания" превращается во Время, а Время после своего "стояния" в конце круга превращается в Пространство! Вот такой у них весёлый хоровод!
       И видимо, они вообще являются единой субстанцией, лишь противоположно отбрасываемой друг от друга, но в полном круге - неразличимо единой. Посмотрим же теперь, что это нам даёт и не забудем, что это лишь дерзкое предположение, быть может только следствиями из которого оно ещё может быть само подтверждено и укреплено.
       Представим себе Время, которое остановилось в конце пути и стоит, для того, чтобы лечь - лечь, превратившись в Пространство, такая картина рисуется мне именно таким образом потому, что Время течёт не вперёд, как обычно считают(да и вообще, позвольте спросить, где этот перёд?), а вверх, ну и, соответственно, вниз от лежачего пространства. При этом, Пространство, условно говоря, представляет из себя некоторый пассив, и массив одновременно, который взвихряют потоки времени, как интенции. Здесь нету, конечно же, ни переда, ни зада, но зато есть активные и пассивные, или потенциальные и актуальные роли. Время - роль актуальная, и разъятая, роль больная грехом индивидуального обособления. Время нагнетается, доходит до своей крайней точки и вновь становится пространством: либо опадая в него, либо - свершаясь, то есть когда оно само порождает пространство новое. Как в том, так и в другом случае, есть точка, где Время "стоит" - словно бы перед пределом своих возможностей - перед созданием своего мира или же перед вечным великим возвратом, возвращением.
       В сущности "стояние" Времени это ощущение его через крайние пределы, если бы нашёлся художник, способный изобразить живописно Время, то он бы изобразил его как некоторый столб или столп, быть может тот самый, который у Флоренского был утверждением истины. Фигура Времени - это столб - вихря, воздуха, ветра, поэтому "стояние" Времени - это его проекция на свою совершенную избыточность и полноту, на объём своих возможностей. Стояние Времени - это Время как оно есть всё! И оказывается, полное Время стоит, а вовсе не течёт. Ибо актуальность Времени не в его течении, а в его стоянии, в том верхнем пределе его возможностей, в котором Время похоже на пространство и льнёт к нему, как похожее к похожему или подобное к подобному. Время целиком - пространство, взметнувшееся вверх и застывшее!
       Кстати говоря, наша память, которая "работает" со Временем возможна лишь при условии того, что она странствует по столбу этого Времени, именно, как застывшего - память передвигается в столбе Времени как в тунеле, отыскивая в нём нужные места и точки, но она никогда не смогла бы работать, если бы столб уже заранее не стоял. Бергсон и тут прав - мы отыскиваем прошлое так легко потому, и мгновенно всегда можем в него возвратится лишь по той причине, что мы в действительности постоянно "стоим" в нём, а не находимся только в одномоментном настоящем.

        Теперь у нас есть как бы три Времени: Время, отражённое в самом Времени(по аналогии с сознанием сознания или мышлением о мышлении), Время, отражённое в Пространстве и Время, взятое в своей цельности как оно есть само по себе, т.е Время - столб.
        После этих трёх форм данности нам Времени, осталось рассмотреть только ещё его критические точки: начало Времени и Конец Времени, а также состояние его действительного отсутствия - вечность.

        "И настанет время, когда времени уже не будет", т. е и настанет конец времени. Приближение этого конца, как умаление, исчезновение времени мы ощущаем уже сегодня. И пусть не происходит раз за разом так упорно предвещаемый и ожидаемый апокалипсис, он неизбежно маячит в непосредственной близи, философ же тут должен сказать грамотно в отличие от обычных человеческих выражений: значит, он приблизился, этот конец, или мы приблизились к той точке, которая называется Конец Времён.
        Почему Времён, а не Времени, хотя говорят и так, и так? И хотя, и то, и то справедливо. Потому что в нашем Времени естественно существовало огромное, но не дурно-бесконечное, а определённое число времён, и все они скончаются вместе со Временем вообще, все они свершаться в рамках основного столба Времени. А пока ещё в рамках текущего основного Времени, все они имеют свои маленькие, ограниченные апокалипсы, рождения и умаления, кто на что горазд. Само Время фонтанирует миллионами маленьких фонтанчиков, имеющих собственные истории, не выходящие однако никогда за пределы вопросов общего Времени - даже один такой маленький фонтанчик может разрешить проблему целого Времени, такое возможно и вполне может быть, но это всё же будет вот эта проблема, задача, которая стоит перед всеми нами, а не совсем бог весть что невообразимое.
        В конце Времён Время свернётся как свиток - так сказано нам. Свиток - это то, что от конца сворачивают, подтягивают к началу - в одну трубочку. Осмысливать все эти образы - вовсе не излишне, они все уже есть, даны, но мы не можем увидеть их как подвижные, живые образы, они остаются для нас, к сожалению, мёртвой буквой. Итак, окончательное Время не превратится мгновенно в какой-то конец: пиф-паф и всё, но прежде всего конец времени будет представать, как ход времени обратно к своему началу - трубочка летописи, что ползла вниз, поползёт вверх - к Началу. Время будет оканчиваться определённым способом, не как Взрыв, а как СВОРАЧИВАНИЕ.
Во сворачивании же, конец должен встретиться с началом. Итак, тот конец, что не совсем ещё конец(а это, скорей всего и есть наша точка, в которой мы сегодня пребываем) - по глупости ожидается как полный конец(апокалипсис), между тем сам апокалипсис может быть лишь точкой отсчёта: а теперь время побежало обратно, т.е точкой в которой разворачивающееся время побежало обратно сворачиваться. Но истинный конец будет там, где он совпадёт с началом. Вот почему мыслить по-настоящему начало и конец времени - это мыслить, в принципе одно и то же. Заглянуть в Начало времён - всё равно, что заглянуть в Конец времени.
        Мы всё время пытаемся заглядывать в будущее, но реальное будущее увидит лишь тот, кто заглянет в прошлое до самого его источника. Там - он увидит Будущее.
        Я назвала реальное Время столбом, но его можно назвать и свитком, смотря в какой проекции мы его мыслим. Свитком время является как рисунком и фигурой всего происходящего, всего, что было, и следовательно всего, что "есть". Вовсе не пространство, а Время записывает подобную "информацию", или скажем так, эту "информацию" записывает пространство в виде своей уникальной единственной противоположности - Времени.
        Всё это позволяет чётко сказать: Начало Времён и Конец Времён - принадлежат Вечности. Чтобы помыслить их правильно, мы должны мыслить уже Вечность. Здесь, в этих точках и образах, мы расстаёмся уже непосредственно с самим Временем(Время во времени, Время в Пространстве, Время -столб) и попадаем в область Вечности. А то, что Вечность вовсе не находится где-то там, неизвестно где, а находится постоянно рядом с нами, и сама постоянно "заглядывает" к нам подтверждает "мгновение ока" - то есть тот момент, или те моменты, когда Время вдруг мгновенно пропадает и перед нами зияет обнажённая Бездна мгновения. Лишь через "мгновения ока" мы можем непосредственно постигнуть вечное. Потому что "мгновение ока" есть взгляд вечного в наш мир - взор, пронзающий как молния. Появляется Око - и оно на нас смотрит.
         В "мгновении ока" начало и конец времени тождественны и неразличимы, и соответственно поэтому время не течёт(течь - разворачивать свиток). Но течь и разворачивать свиток - проявляться тому, что должно, вовсе не обязательно, когда можно воспринимать сразу "всё как есть". Там, где возможно подобное восприятие, мистерия "проявлений" и времён ни к чему, они упразднены и свёрнуты в трубочку. Око зрит без всякой летописи. Нет необходимости в отдельных операциях раскладывания, обособления, сравнения и складывания. Всё мгновенно и расчленено, и целостно, всё - в одном, всё множественное в одном.
        Время понимается из Вечности, но никак не наоборот. И пока, мы здесь, по простому так сказать, по земному пытаемся наоборот, результатов мы не достигнем. Весь перечисленный ряд времён и его форм завязан на понимание одного-единственного мгновения и одной единственной формы: "мгновения ока". Кто понимает "мгновение ока" - понимает всё.


Рецензии