Страх влияния или незнания?
А также добавлены новые мои комментарии по затронутой тематике.
Встречаются удачные строки и у Вильгельма Велецкого. Например в стихотворении «Руки»:
Я слышу, -
деревьями став,
зовут нас
и все беспокоятся
напряженные руки погибших.
Жаль только, что этот образ многократно использовали предшественники... Так у Заболоцкого еще в 1937 году:
...и души лип вздымали кисти рук,
Все голосуя против преступлений.
Или у того же уже упомянутого Григулиса:
Расстрелянные дерева
Свои обугленные руки тянут к небу...
Да и французский поэт Пьер Сегерс (1906-1987) в стихотворении «Люди» об этом же:
Есть у деревьев руки,
Значит, есть кулаки.
Справедливости ради отмечу, что у всех трех поэтов работает схема «деревья-руки», а у Велецкого «руки-деревья»... Но разве зеркальное отображение образа разрушает его? И разве меняется суть оттого, что он не зрительный, а слуховой?
Придумать новый образ не так просто, поэтому и далее многие идут по проторенной колее и даже в прозе. Так в книге "Исполнитель" (2017) Павла Комарницкого можно прочесть: "Голые деревья в отчаянии тянули кривые руки-ветви к этому холодному небу..."
Здесь затронута очень острая и болезненная проблема, многим не повезло и они не смогли появиться на свет несколькими веками раньше и попали под влияние своих великих предшественников. Независимо даже от того - читали их или нет. Всё это замечательно и очень глубоко раскрыто в книге Хэролда Блума "Страх влияния". Замечу, что наша поэтическая братия по своей темноте этого страха не ведает. Но незнание закона не освобождает... Читайте Блума! Замените строку, если совпало. Не позорьтесь.
Свидетельство о публикации №118082205856