Диалоги

Сцена из семейной жизни в одном  акте и действии.

                «Она выпила Дюрсо, а я – «Перцовую»
                За советскую семью, образцовую!»
                А.Галич «Красный треугольник»

О чём задумался, детина? – Игриво спросила Эмоция, прихорашиваясь перед зеркалом.

Разум (насупленно озабоченный): Да, вот, думаю, что такое учёный?

Эмоция: Господи, да это же элементарно! Тот, кто занимается наукой.

Разум: Не каждый, кто «занимается наукой», учёный! Это известно давно. Даже Эйнштейн указывал на это, говоря о «храме науки».

Эмоция: Ну, тогда тот, чьи работы были оценены научным сообществом, типа учёная степень, звание, занимаемая должность... Ассистент, аспирант, докторант, кандидат, доктор, доцент, профессор, академик...

Разум: Милая, в твоей очаровательной головке всё смешалось: учёные степени с должностным положением.

Эмоция: Какая разница? Мы же говорим о том, кто или что такое учёный!

Разум: Так я уже сказал, ни степени, ни официальный статус, ни должность, ни звание, ни титулы не дают нам ясно понять, что такое учёный. Ты вернулась к началу беседы путём перечисление некоторых атрибутов.

Эмоция: Ладно! Тогда давай ты определение этому явлению.

Разум: Я думаю, что учёный – это особый склад характера.

Эмоция (моментально): Ах, так? Тогда определи понятие «Характер» вообще.

Разум: Ну, характер – это …  совокупность неких психических свойств, особенностей человека, причём эта совокупность достаточно устойчивая.

Эмоция: Ты хочешь сказать, дорогой, что характер – это устойчивая совокупность неких психических свойств и особенностей, проявляющихся в поведении?

Разум: При чём здесь поведение, я этого не говорил. Эта совокупность  и так далее.

Эмоция: Значит когда ты спишь, ты тоже проявляешь характер? Или, может, если «храпишь», это черта характера?

Разум: Я -- ХРАПЛЮ? Ты мне никогда об этом не говорила.

Эмоция: Я и сейчас этого не говорю, а просто спрашиваю!

Разум: Мы ушли куда-то в сторону!

Эмоция: Никуда мы не ушли! Тебе не понравилось моё добавление «Проявляется в поведении». А как иначе можно узнать характер? По биотокам мозга? По кожно-гальванической реакции? По цвету крови или мочи? По рентгеновскому снимку?

Разум (недовольно): Ты всё время эпатируешь и срываешься в крайности!

Эмоция: Так это естественно. Такой уж я родилась – ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ!

Разум: Хорошо. Поразмыслив чуть я принимаю твоё определение. Значит характер человека...

Эмоция (перебивает): Что ты всё время твердишь «человека»? А что, у животных нет характера? Ещё как есть и не меньше человеческого!

Разум: Ладно, ладно, успокойся. Согласен. Вот, только что стукнула мыслишка в голову: Я сказал «устойчивая совокупность психических черт», а как назвать человека бесхарактерного?  Какая же тут устойчивоть того, чего вообще нет?

Эмоция: Ну, тут  тебя запутала просто лингвистика, терминология. Нет людей бесхарактерных, это обычно люди, СЛАБОхарaктерные, легко меняющие свои взгляды, вкусы, убеждения легко поддающиеся влиянию извне...

Разум: Почему, «запутала»? Вон, Франсуа де Ларошфуко ещё сказал: «Единственый недостаток характера, который не поддаётся исправлению – это отсутствие характера».

Эмоция: Ларошфуко явно имел в виду именно слабохарактерность. Я же сказала, «бесхарактерность» – это просто термин, эпитет, призванный усилить отрицательное отношение к явлению. Но на самом деле – это просто слабохарактерность!
Давай-ка вернёмся к теме «учёного».

Разум: Значит принимаем, хотя бы в качестве рабочей гипотезы, моё определние, что это склад характера?

Эмоция: Принимаем, да что толку? «Склад характера» – слишком общо и расплывчато. С тем же успехом можно назвать учёного «формой существования материи». Что, неверно? Существует некий сгусток протоплазмы (материи), имеющий определённую форму, называемую «учёный»!

Разум : Ты права! Это мы определили некую группу, общность, к которой относится определение, но самого определения пока не дали.
Итак, одной из черт характера учёного должно быть … знаю! Любопытство!

Вбегает резвый ясноглазый мальчуган: Мама, папа, вы звали меня?

Эмоция (ласково): Дитя, позови свою сестричку.

Все втроём: Любознательность!!!

Вбегает резвая ясноглазая девочка-близняшка, очень похожая на мальчика: Папа, мама, вы звали меня?

Разум: Да, только посидите здесь тихо и не мешайте нам рассуждать!

Любопытство и Любознательность в один голос: А ПОЧЕМУ? Мы хотим знать, о чём вы размышляете! Это ведь так интересно!

Разум (чуть ворчливо): Всё верно, им от природы свойственно всё время задавать вопросы: Да, как? Да, почему7 Да, что это7

Эмоция (детям): Мы с папой думаем вместе над тем, что такое учёный? Какие свойства характера присущи такому человеку?

Любопытство: Мама, а ПОЧЕМУ только человеку? Животные тоже часто любопытны! Даже очень! Значит они учёные???

Любопытство и Любознательность рассмеялись над «глупыми родителями».

Разум: А детишки -то наши ведь правы! Любопытства и Любознательности МАЛО! Это качества необходимые, но не достаточные! Нужно что-то ещё!

Эмоция: Знаешь, дорогой, думаю, а точнее, ЧУВСТВУЮ, что я знаю: Нужна Эмоция!!!
 
Разум(скептически): Да, уж, дорогая, тебя только в науке не хватает, Я должен ДУМАТЬ холодно, трезво и строго логично над решением какой-то серьёзной научной проблемы, а ты мне в это время на шею будешь вешаться?

Эмоция (тихо):  Оставь «подробности»! Здесь дети!

Любопытство и Любознательность в один голос:
А что такое «подробности»? И ПОЧЕМУ их надо «оставить»?

Разум (чуть смущённо): Дети, поймите, мы с мамой обсуждаем занятия наукой, в которой обычно много разных «подробностей». Деталей, понимаете? Вот, мама мне и советует мыслить более общими категориями, не вдаваясь в подробности, то есть в мелочные детали...

Дети с сомнением качают головами, но умолкают.

Эмоция: Если бы ты дослушал до конца, ЧТО я имею в виду, ты не полыхал бы гневом!
Ответь на такой вопрос: Что тебя ЗАСТАВЛЯЕТ думать над чем-то? Голод? Жажда славы? Страсть к материальным благам? Спортивный интерес – побить противника?

Разум: Это как раз то во многих так называемых учёных, что осуждал Эйнштейн, а он был настоящим учёным. Верно, надо учёному обеспечить некий бытовой комфорт, чтобы все заботы, тобой перечисленные, его не занимали, правда, с жаждой славы и спортивным интерсом сложнее. Скажем, он должен думать БЕСКОРЫСТНО, имея в виду ВСЁ, тобой перчисленное.
Но ты права, Меня мучит эмоция ДУХОВНОГО дискомфорта и это всё время побуждает меня думать, искать решение, и тем избавить себя от достаточно мучительного чувства! Эйнштейн не раз писал друзьям даже такое: «Дьявол проблем сжимает меня безжалостно в своиx когтях». Он не мог решить определённой задачи и это его просто мучило. А когда удавалось решить, тогда...

Эмоция (перебивает его): Сам, того не заметив, ты определил суть проблемы и её решение:
Эмоция подталкивает тебя к мышлению!
Эмоция подталкивает Разум. А Разум снабжает Эмоцию питанием.
Информацией и думанием. И когда ты додумываешься до решения, что ты чувствуешь? Облегчение! Радость! Чувство счастья! Это всё доставляю тебе я в благодарность за твоё думание: Моя пища – Твоё думание! А я непрерывно побуждаю тебя думать! Мы неразрывны! Идеальная пара и детишки наши даёт нам дополнительное необходимое ощущение единой семьи.

Детишки (хором):
Разум питает Эмоцию-Маму, а Эмоция подталкивает Папу-Разум к Думанию! Но и без нас никак не обойтись!
Это то, что называется учёным!
12 VIII 2018


Рецензии