Испания. Гранада. Альгамбра
Построена и реконструирована Альгамбра в одно время с севильским Алькасаром. В реконструкции принимали участие одни мастера, поэтому красоты этих резиденций перекликаются друг с другом.
Что я могу сказать об Альгамбре? Боюсь, что ничего, ибо слова здесь бесполезны. Могу сказать только то, что я после этого тура влюбилась в арабскую архитектуру с ее изысканностью, воздушностью, обилием солнечных бликов, журчанием воды. Арабская вязь по дереву ли, по штукатурке перехватывает дыхание своей утонченностью, легкостью и каким-то внутренним мудрым смыслом, который хочется разгадать и постичь. Нечто подобное я чувствую рядом со зданиями, построенными Росси. Гармония пропорций входит в унисон с пропорциями тела, создавая в нем комфорт.
Мне кажется, находясь каждый день в такой красоте, человек должен становиться возвышенней, мудрее, добрее. Но моя теория, наверно, не верна, так как это вроде бы не происходило с хозяевами красот. Может, их портил грязный город за воротами своих дворцов? Когда я вижу в своем городе отвратительные спальные районы с уродскими зданиями, в которых нет ни воздушности, ни возвышенности пропорций, зданиями, которые остаются грубыми, тяжелыми, несмотря на жалкие попытки архитекторов украсить фасады лепниной, бессмысленными башенками, выступами, мансардами, здания, которые изуродованы аляпистыми вывесками и рекламой в полфасада, я чувствую, как внутри меня зарождается злость и какой-то протест. Кажется, если еще чуть-чуть добавить уродства, то захочется вскочить на горячего скакуна и помахать шашкой. Может, из-за этого окружающего уродства у подростков и появляется страсть к разрушению? Теория разбитых окон в действии? Что изменится, если пнуть урну, разрисовать остановку? А, ничего. Как был уродский пейзаж вокруг, так и остался, да еще и с посильно внесенной собственной лептой.
Пусть эти мои размышления останутся серым фоном для той красоты, что мы увидели.
Экскурсии в Альгамбру резервируются за несколько месяцев. Вот Трамп, например, не зарезервировал, и его не пустили. Об этом с гордостью сообщили все телеканалы Испании. А про нас ничего не сообщили, так как зарезервировали и прошли в точно назначенное время.
Альгамбра, переводится, как красный замок, так как стены Альгамбры красноватого цвета обожженной глины.
Со стен крепости открываются виды на Гранаду, на горы Сьерра-Невада. Жаль, что они в мае уже сбросили свои снежные шапки. Внутри стен несколько дворцов.
Монументальный, с большим круглым залом с колоннами был построен при короле Карле после изгнания арабов. Строил его архитектор, проходивший обучение у Микеланджело.
Массивное здание контрастирует с воздушной архитектурой дворцов Насридов, щедро украшенных арабской вязью по штукатурке и дереву.
Каждый дворец обязательно имеет свои внутренние дворики. Например, миртовый дворик. Для араба самые желанные звуки - шум воды, ржание коня и смех женщины.
За женским смехом идем в следующий дворец - жилой Дворец Льва со своим же львиным двориком. На фонтане осталась надпись:
"смотри на воду, и ты не сможешь решить - спокойна ли вода или струится мрамор". Вот он симбиоз воды и архитектуры, которая не только "застывшая музыка", но и струящийся в водной глади мрамор.
Любуемся то городом внизу, то многочисленными внутренними двориками.
Завершается наша прогулка по Альгамбре во дворце и райских садах Хенералифе. Во внутреннем дворике дворца стоит погибший кипарис, привязанный к чему-то, чтобы не упал.
С ним связана кровавая история многовековой давности: одна из жен не нашла ничего лучшего, как ночью выйти на свидание и целоваться под этим кипарисом прямо под окнами опочивальни эмира.
Муж молча понаблюдал за "картиной маслом", а утром опросил всех молодых мужчин из дворца по очереди:
-Ты целовался с моей женой?
-Может,ты?
-А может, это был ты?
В общем, все наотрез отказались, но головы все равно были отрублены всем, и вода в пруду окрасилась в красный цвет.
Нет, ну, что за страсти такие мавританские? Неужели нельзя было отойти целоваться за угол куда-нибудь? И нашли где прятаться - за стройным кипарисом.
Жене голова не была отрублена. Её (жену) куда-то сослали подальше.
Сады расположены на террасах. Вид с них открывается просто умопомрачительный - на крепость, на город, на горы. Воздух - пьянящий ароматами и свежестью. Свежесть не только в смысле чистоты, но и в смысле прохлады. Холодные, однако, ночи, что в Африке, что в Испании. Ноги в этих садах в открытой обуви замерзли, пришлось надеть носочки, нанюхаться напоследок цветами, эвкалиптами, самшитом, миртом и еще, Бог знает чем, в этих божественных садах и с сожалением спуститься вниз.
По дороге слушаем про Лорку, который родился, жил в Гранаде, восхвалял ее в стихах:
О, гордый цыганский город,
Как ты хорош под луною,
Флаги на перекрестках,
В кувшинах настой вишневый.
А башни твои из корицы,
И весь ты — душистый мускус.
О, гордый цыганский город!
Кто видел тебя, не забудет.
Здесь, в Гранаде, Лорка и был расстрелян. Загадочна его смерть и предшествующей ей арест, якобы по доносу Сальватора Дали, с которым они были долгое время дружны, но потом отдалились друг от друга.
Отчего ты, Испания, в небо смотрела,
Когда Гарсия Лорку вели на расстрел?
Андалузия знала и Валенсия знала.
Отчего ты земля под ногами убийц не стонала?
Увели обманули, увели не на площадь.
Увели обманули к апельсиновой роще.
Шел он гордо и смело, песни пел до рассвета.
Так всегда перед смертью поступали поэты.
(А.Градский)
Вот так вот всё круто замешано в этом пряном уголке рая: гордость, достоинство, подлость, слезы, торжество королевы и прощальный вздох мавра...
август 2018
Свидетельство о публикации №118082109268