Наследие предков. Часть 14

Тема: Всё в былом, в былом, в былом...

Или бывший монастырь бернардинок.

Добрый вечер, поющие о былом судари и сударыни!

  Тема нашего разговора касается удивительных перевооплощений монастыря бернардинок и смены энергетики молитвы с женской на мужскую, позволившую развить поклонение Иисусу Христу до сногшибательных пределов. Для пояснения моей солнечной мысли мне необходимо использовать два сокровеных языка- русский и белорусский,- а вам, мои дорогие читатели, - свой проникновенный ум, сумевших соединить два звучания в одно, и доброе сердце, наполненное тишиной и благоговением. Итак, дорогие мои, я начинаю на белорусском, а заканчиваю на русском...

   Былы кляштар бернардзiнак.

   У лiтаратуры сцвярджаецца, што кляштар бернардзiнак быу пабудаваны на "пляцы" праваслаунага манастыра Святых бессрэбнiкау Кузьмы i Дзям"яна. Яшчэ у першай палове 20 стагоддзя тут прахадзiла вулiца Казьмадзям"янауская.

   Першыя бернардзiнкi З"явiлiся у Менску у 1630 годзе i спачатку не мелi свайго кляштара i касцёла. Сярод тых першых бернардзiнак была Людвiка Завiша - дачка вiцебскага кашталяна Мiкалая Завiшы.

   Кляштар бернардзiнак заснавау 20 верасня 1633 года троцкi ваявода А.Служка. Спачатку з"явiуся драуляны будынак, у 1642 годзе пачалi ставiць мураваны.

   Маскоускi дыпламат П.Талстой 15 красавiка 1697 года пабывау "в кляшторе у панен барнардынок": "Девицы барнардынки ходят в чёрном, на голом теле носят вместо рубашек волосяницы толстые и подпоясаны верёвками с узлами, ступаю всегда босыми ногами в зиме и в лете на колодках".

   Пасля пажару 1741 года кляштар аднавiлi i рэканстуявалi. Двухпавярховы жылы корпус атрымау П-падобны план.

   Кляштар бернардзiнак быу злучаны лёхамi з кляштарамi бернардзiнцау i банiфратрау. Пра гэта сведчаць размовы з масцовымi жыхарамi, апублiкованыя у 1985 годзе:" Пасля размовы са старажыламi выявiлася, што у дворыку бернардзiнак былi два уваходы пад зямлю. Адзiн, што зачыняуся масiунымi жалезнымi дзвярамi, знаходзiуся пасярэдзiне двара. Аб iм ведау дворнiк ( прозвiща Казей ).

   У час вайны, калi гаспадарча-камунальная служба горада амаль не працавала, ён адкапау дзверы тунэля i адчынiу iх. Туды i скiдвалi жыхары смецце i нечыстоты на працягу трох ваенных гадоу. Пасля вайны, калi рабiлi рамонт у манастырскiх мурах, гэта месца засыпалi. Узровень паверхнi двара за кошт падсыпкi ( скiдвалi будаунiчае смецце ) павысiуся на адзiн метр. Аднак i цяпер у цэнтры дворыка, якраз на асфальтавай дарожцы, што перасякае яго па дыяганалi, бачна усадка грунту.

   Спусцiцца у тунэльможна было па цагельных усходах. Падземны калiдор вёу на пауночны усход, у бок Свiслачы i вулiцы Гандлёвай ( цяпер Зыбiцкая ), быу выкладзены цэглай, даволi прасторны, у рост чалавека.

   Другi уваход у падземны тунэль знаходзiуся у вугле двара ля самай касцельнай вежы. Ён таксама зачыняуся масiунымi жалезнымi дзвярамi i быу прысыпаны зямлёй. Раскапалi яго дзецi у пачатку 1950-х гадоу. Жыхарка Мiнска, Л.А. Пiскунова, якая пражывала тут ад нараджэння у 1944 году да 1981 года, рассказваепра дзiцячую "экспедыцыю" у падзямелле у 1953 гаду. Дваравыя хлопчыкi i дзяучаткi падвязалiся шнурам з-пад бялiзны, бы альпiнiсты, i, запалiушы лiхтары, спусцiлiся у ход ля касцёльнай вежы. Унiз вялi цагэльныя усходы, скляпеннi- цылiндрычныя, вышыня iх каля двух метрау, усё выкладзена чырвонай цэглай. У тунэлi было вельмi холадна, але суха. Спачатку дзецi пайшлi у бок вулiцы Бакунiна ( цяпер Кiрыла i Мефодзiя ) пад кляштар. Аднак, прайшоушы некалi дзясяткау метрау, наткнулiся на пяшчаны завал. Пясок прасыпауся зверху. Далей iсцi не адважылiся. Баялiся, каб iх там не завалiла. Вярнулiся да выхада i пайшлi па тунэлi, што вёу на пауночны захад у бок Замчышча. Метрау праз 50-70 улева ад гэтага тунэля адыходзiу яшчэ адзiн калiдор. Следапыты пайшлi проста i, прайшоушы 50-60 метрау, наткнулiся на чалавечы шкiлет. Перапалох быу немалы, павярнулi назад, толькi пяткi блiшчэлi. Пра гэтыя прыгоды даведалiся бацькi. Пасля напамiнку аб "бярозавай кашы" i калi жалезныя дзверы былi зноу чарынены i замкнуты, дзецi перасталi цiкавiцца падземнымi хадамi.

   У гэты час да левага бакавога нефа святынi бернардзiнак была прыбудавана крытая паперць (там цяпер служат панiхiды )i зроблена побач мураваная двухметровая агароджа. Уваход у падземны ход, такiм чынам знаходзiцца цяпер у саборы пад падлогай паперцi.

   Не выклiкае сумлення, што тунэль ад бернардзiнак быу пракладзены да касцёла i кляштара банiфратау, якi стаяу унiзе пад пагоркам у канцы былой Казьмадзям"янаускай вулiцы, якраз насупраць таго места, дзе цяпер тралеубусна-аутобусный прыпынак. А вось куды вяло пауднёво-заходняя адгалiнаванне тунэля, якi  бачылi дзецi, сказаць цяжка."

   30 снежня 1838 года у кляштары ноччу загарэуся комiн. Агонь своечасова выявiлi i залiлi вадой з вёдзер. З настаяцельнiцы спагналi штраф 10 рублей.

   30 мая 1835 года пачауся чарговы пажар. Як згадвау сведка таго здарэння польскi акцёр и рыжысёр Казiмеж Скiбiнскi, "пажар, спачатку не вельмi значны, пачауся з даху кляштара манашак- бернардзiнак". Моцны агонь под схiлам даху ва внутраным дворыку зауважялi а 9-й гадзiне. Усе кiнулiся да дзвярэй у двор, але адчынiць дзеля сумятни не змаглi. Дзверы выбiлi салдаты тапографы, якiя жылi у cуседняй авiцiне. Манашкi з келляу на другом паверсе павiслi на рамах вокнау, некаторыя, не дачакаушыся, пакуль iм паставят драбiны, сарвалiся. Пажарнiкi не дацягвалiся да агню на даху, якi тым чынам перакинууся на кляштар бернардзiнцау (сучасная вулiца Кiрыла i Мефодзiя. У той момант другая труба пажарнiкау, што стаяла унiзевулiцы Бернардзинскай, зламалася. Вецер перакiнуу полымя на Петропавловскiй собор города Менска ( плашча Свабоды, 23а ) i губернскую гiмназiю ( плошча Свабоды, 23 ).

   Каля 1842 года у кляштары жылi 20 бернардзiнак, паслушнiца, кандыдатка i дзве манашкi ордэна тэрцыярак. У гэтых мурах гадавалiся каля 20-дзяучат-сiрот.

   У 1853 годзе кляштар был зачынены, а манашкi перавезены у Нясвiж. Келлi занялi cтудэнты Мiнскай духоунай семiнарыi, пераведзенай у 1860 годзе са Слуцка у Мiнск.
Т.Корзан сведчыу, што не поздней за 1850-я гады "...чуу жаласлiвыя апавяданнi пра скасаванне кляштара i касцёла паненак бернардзiнак".

   У 1863 годзе у будынку былi зняволены удзельнiкi паустання, сярод якiх- Камiля Марцiнкевiч, дачка пiсьменнiка Дунiна-Марцiнкевiча.

   У 1863 годзе па хадайнiцтве архiепiскапа Мiнскага i Бабруйскага Аляксандра Дабрынiна з дзяржаунага скарбу былi выдзелены сродкi ( 13 тысяч рублёу ), з якiх палова пайшла на рамонт будынка. 4 студзеня 1870 года тут адбылося адкрыццё манастыра. Брацiю склалi насельнiкi слуцкага Свята-Троiцкага манастыра, якiя перабралiся сюды разам з бiблiятэкай, рызнiцай i iншай маёмасцю. У мае 1870 года Сiнод загадау назваць манастыр Свята-Духавым.

   Манастыр быу бедны, у 1905 годзе тут жылi усяго десяць насельнiкау. У 1918 годзе яго закрылi.

   У 1943 годзе, пад нямецкай акупацыяй, Свята-Духау мужчынскi манастыр быу адноулены, тут жылi тры манахi. Памяшканне перадала рэлiгiйнай грамадзе Менская гарадская управа.

   У 1988 годзе разглядалася магчымасць стварэння у будынку экспазiцыi cтаражытнабеларусского мастацтва. Цяпер будынкi колiшнего манастыра бернардзiнак належыць Беларусской праваслаунай царкве...

   Бывший монастырь бернардинок.

   В литературе утверждается, что монастырь бернардинок был построен на "участке" православного монастыря Святых безсеребреников Кузьмы и Демьяна. Ещё в первой половине 20 века здесь проходила улица Кузьмадемьяновская.

   Первые бернардинки появились в Менске в 1630 году и не имели сначала своего монастыря и костёла. Среди тех первых бернардинок была Людвика Завиша - дочка витебского каштеляна* Николая Завишы.

   Троецкий воевода Людвиг Завиша основал монастырь бернардинок 20 сентября 1633 года. Сначала появилось деревяное здание, в 1642 году стали ставить каменные. Последнюю дату называет В.Сырокомля.

   Московский дипломат П.Толстой побывал 15 апреля 1697 года "в кляштаре у панен барнадынок":"девицы барнадынки ходят в чёрном, на голом теле носят вместо рубашек волосяницы толстые и подпоясаны верёвками с узлами, ступают всегда босыми ногами в зиме и в лете на колодках".

   После пожара 1741 года монастырь обновили и реконструировали. Двухэтажный жилой корпус получил П-подобный план.

   Монастырь бернардинок был соединён подземными ходами с монастырями бернадринцев* и бонифратов*. Об этом свидетельствуют разговоры с местными жителями, опубликованные в 1985 году:"После разговоров со старожила выяснилось, что в дворике бернардинок были две лесницы под землю. Одна, что закрывался массивными железными дверями, находилась посередине двора. О ней знал дворник (позвище Казей). В час войны, когда хозяйственно-коммунальная служба города почти не работала, он откопал двери туннеля и открыл их. Туда и скидывали жители мусор и нечистоты на протяжении трёх военых лет. После войны, когда делали ремонт в монастырской каменной кладке, это место засыпали. Уровень поверхности двора за счёт подсыпки (скидывали строительный мусор) повысился на один метр. Однако и сейчас в центре дворика, как раз на асфальтовой дорожке, что пересекает его по диаганали, заметна усадка грунта.

   Спустится в тунель можно было по кирпичным ступеням лесницы. Подземный коридор вёл на северный вход, в сторону Свислочи и улицы Торговая (сейчас Зыбицкая), был выложен кирпичём, довольно просторный, в рост человека.

   Другой вход в подземный туннель находился в угле двора, около самой костёльной башни. Он также закрывался массивными жележными дверями и был присыпан землёю. Раскопали его дети в начале 1950-х годов. Житель Минска Л.А.Пискунова, которая проживала здесь от рождения в 1944 году до 1981 года, рассказала про детскую "экспедицию" в подземелье в 1953 году. Дворовые мальчики и девочки повязались шнуром из-под белья, словно альпинисты, и, запаливши огни, спустились в ход около кирпичной башни. Вниз вели кирпичные ступени, дугоподобные перекрытия - цилиндрические, высота их около двух метров, всё выложено красным кирпичём. В туннеле было очень холодно, но сухо. Сначала дети пошли в сторону улицы Бакунина (сейчас Кирилла и Мефодия) под монастырь. Однако, пройдя несколько десятков метров, наткнулись на песчаный завал. Песок просыпался сверху. Дальше идти не посмели. Боялись, чтобы там их не завалило. Вернулись до выхода и пошли по туннеле, что вёл на северо запад  в сторону Замчышча. Метров через 50-70 влево от этого туннеля отходил ещё один корридор. Следопыты пошли просто и, пройдя ещё метров 50-60, наткнулись на человеческий скелет. Переполох был не малый, повернули повернули назад, колько "пятки сверкали". Об этих приключениях узнали отцы. После напоминания "о берёзовой каше" и когда железные двери были снова закрыты и замкнуты, дети перестали интересоваться подземными ходами.

   В это же время до левого бокового нефа святыни бернардинок была пристроена крытая папереть (там цяпер служатся панихиды) и сделано рядом кирпичная двухметровое ограждение. Вход в подземный ход, таким образом, находится сейчас в соборе под полом паперти.

   Не вызывает сомнений, что туннель от бернардинок был проложен до костёла и монастыря бонифаторов, который стоял внизу, под погорком, в конце бывшей Кузьмадемьяновской улицы, как раз напротив того места, где сейчас траллейбусно-автобусная остановка. Но вот куда вело юго-западное ответвление туннеля, которое видели дети, сказать тяжело.

   30 декабря 1834 года в монастыре ночью загорелся камин. Огонь своевременно выявили и залили водой с вёдер. С настоятельницы взяли штраф 10 рублей.

   30 мая 1835 года начался очередной пожар. Как вспоминал свидетель того происшествия польский актёр и режиссёр Казимеж Скибинский, "пожар, сначала не очень значительный начался с крыши монастыря монашек-бернардинок". Мощный огонь под низом крыши во внутреннем дворику заметили в 9 часу. Все кинулись да дверей в двор, но открыть из-за суматохи не смогли. Двери выбили солдаты-топографы, которые жыли в соседнем здании. Но в этот час крышу уже охватило пламя. Монашки с келий на втором этаже повисли на рамах окон, некоторые, не дождавшись пока им поставят приставные лестницы, сарвалися. Пожарники дотягивались до огня на крыше, который тем временем перекинулся на монастырь бернардинцев ( современная улица Кирилла и Мефодия, 6). В тот момент вторая труба пожарников, что стояла внизу, на улице Бернардинскай, сломалась. Ветер перекинул пламя на Петропавловский собор (пл. Свободы, 23а, ) и губернскую гимназию (пл. Свободы, 23).

   Каля 1842 в монастыре жили 20 бернардинок, послушница, кондидатка и две монашки с ордена тэрциярок. В этих каменных помещениях воспитывались около 20 девочек-сирот.

   В 1853 году монастырь был закрыт, а монашки перевезены в Несвиж. Кельи заняли студенты Минской духовной семинарии, перевезённой в 1860 году со Слуцка в Минск. Т.Корзан свидетельствовал, что не поздней за 1850-я годы "...слышал жалостливые повести о закрытии монастыря и касцёла паненак бернардинок".

   В 1863 году в здании были лишены свободы участники восстания, среди них- дочка писателя Дунина-Марцинкевича.

   В 1869 году по ходотайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра Добрынина с государственной казны были выделены денежные средства (13 тысяч рублей), из которых половина пошла на ремонт здания. 4 января 1870 года здесь произошло открытие монастыря. Братство костёла составили обитатели слуцкого Свято-Троицкого монастыря, которые перебрались сюда вместе с библиотекой, ризницей и иным имуществом. В мае 1870 года Синод повелел называть монастырь Свято-Духовым.

   Монастырь был бедным, в 1905 году здесь жили всего 10 обитателей. В 1918 году его закрыли.

   В 1943 году, под немецкой оккупацией, Свято-Духов мужчинский монастырь был обновлён, здесь жили три монахини. Менская гарадская управа передала помещение рэлигийнай грамадзе.

   В 1988 году рассматривалась возможность создания в здании монастыря экспозиции древнебелорусского искусства. Сейчас здания прежнего монастыря бернардинок принадлежат Беларусскай православной церкви.



1. Примечание: Литературный источник: Виктор Корбут, Димитрий Лосько "Минск. Наследие Старого города". Минск "Беларусь". 2016 год. Стр 100-103.

2. Примечание: Фотограф Дмитрий Лосько "Бывший монастырь бернардзiнак" стр. 101.


3. Примечание: Бернардинский орден- В Польше и Литве бернардинским называли орден, который по отношению к соблюдению монашеской дисциплины занимал среднее положение между меньшим и строжайшим уставами св. Франциска Ассизского и именовался меньшею братией, обсервантами. ... Ввиду этого различия во взглядах в отдельных монастырях образовались различные монашеские общины, хотя в общих чертах жившие по одному уставу, но отличавшиеся друг от друга большей или меньшей строгостью духовной дисциплины и не подчинявшиеся одному общему для всего ордена начальнику. Этот монашеский орден заключает в себе три разряда (ordines) лиц, к нему принадлежащих, именно: первый, состоящий из священников и клериков, обязанных наряду с церковной деятельностью заниматься науками, второй - из светских послушников, или так называемых "лаиков профессов" (laici professi), дающих одинаково с первыми обет послушания, целомудрия и нищенства, почему имеют право носить капюшон, но от первых отличаются тем, что не обязаны обладать какими бы то ни было научными познаниями, и, наконец, третий, который составляли миряне, дающие обет повиновения и целомудрия, но могущие свободно распоряжаться своим имуществом и отказывать его по завещанию. Этот разряд носит название "терциариев" и, как не исполняющий всех обетов монашества, лишен права носить капюшоны.- материал взят из интернета.

4. Примечание: Орден бонифаторов- это орден госпитальеров святого Иоанна Божьего , "милосердные братья".  Монахи бернардинцев считались специалистами по уходу за больными.

© Copyright: Олег Малашонок, 2018


Рецензии