Таланту Н. П. Задорнова. Колдуны?

/Роман «Амур-батюшка» рассказывает о прошлом Приамурья, о тяжелых условиях жизни крестьян-переселенцев в 60-70-е годы XIX века, об освоении ими дикой природы края и, конечно, о дружбе с местными народами, без которой невозможно было бы выжить на новом месте. В 1952 году роман был отмечен Государственной премией СССР./

     Иноземные учёные в Петербурге не раз спрашивали его, не известны ли ему в Сибири какие-либо знаменитые колдуны?
«Ищут колдунов, исследуют их методы, обосновывают научно, стараются проверить народные средства
или ещё чего-нибудь из чужой страны,
   а сами поносят и унижают русский народ,
говорят, что он дик, тёмен, не способен к образованию, вообще без мозгов!
И выше колдунов не может подняться без помощи варягов.
   А Кузнецов уверяет, что хлеб на земле из-под берёзового леса лучше, белее».
– А что же китаец, ваш сосед, сеет?  Ему пшеница ценнее?  
Да он сеет и ячмень, и бобы, и овёс, всего понемногу, но ярицу не сеет.
Китаец чёрной муки не признаёт.
– Да, они белую любят. А как же он за два года такую большую пашню распахал?
– Там и пашня, и огород.
Он третий год работает. Китайцы ведь старательный народ.
– Да, трудолюбивый.  Славный народ!
    Переселенцы всюду хвалят китайцев. Сам Максимов изучал китайский язык.
Он бывал в Китае и в Маньчжурии. К китайцам чувствами проник!
– Чем же хороши китайцы, по-твоему?
– Они честный народ. Не крадут и не обманывают.
Что китаец обещал – сделает. Они хорошо  работают.
Как мы сюда пришли, только и слыхали: китайцы, мол, обманщики, воры, народ худой.
Их, мол, много, и китаец пойдёт на Русь и всех зальёт, как водой.
– Кто же эту теорию вам изложил?
– Да господа… Об этом Оломов говорил -
в Николаевске есть такой  скупщик рыбы, был он иностранец, не близкий по духу, не родной,
а теперь принял наше подданство, он всё нам говорит: «Бойтесь китайцев. Это народ ой-ой!»
А Бердышов говорит, что он то же самое и китайцам говорит:
«Мол, русские ой-ой! Бойтесь русских!» А сам торгует со всеми, но очень уж неродной.
    Егор не стал рассказывать,
как однажды он сам наломал бока братьям Гао за насилия, которые терпели от них гольды.
Не стал  про то сказывать.
И хотя он за гольдов заступался, но выместил своё – без слов показал, как надо с насилием быть.
– А вот стали мы с китайцем соседями и видим, что можно жить.

____
Николай Павлович Задорнов. Амур-батюшка. Книга первая. Глава 46 (отрывок).
   …учёные в Петербурге не раз спрашивали его, не известны ли ему в Сибири какие-либо знаменитые колдуны.
«Ищут колдунов, исследуют их методы, обосновывают научно, стараются проверить народные средства, а сами поносят и унижают русский народ, говорят, что он дик, темен, не способен к образованию и выше колдунов не может подняться без помощи варягов. А право, и мне стоит задуматься. Кузнецов уверяет, что хлеб на земле из-под березового леса лучше, белее».
– А что же китаец, ваш сосед, сеет?
– Да он и пшеницу, ячмень, бобы, овес, всего понемногу. Ярицу не сеет. Они ведь черной муки не признают.
– Да, они белую. А как же он за два года такую большую пашню распахал?
– Там и пашня и огород. Он третий год работает. Китайцы ведь старательный народ.
– Да, трудолюбивый.
– Славный народ, Александр Николаевич!
Максимов замечал, что переселенцы всюду хвалят китайцев.
Сам Максимов изучал китайский язык. Он бывал в Китае и в Маньчжурии. Жизнью китайцев на Амуре среди русских он интересовался особенно и решил познакомиться с Сашкой.
– Чем же хороши китайцы, по-твоему?
– Они честный народ. Не крадут и не обманывают. Что китаец обещал – сделает. И работает хорошо. Как мы сюда пришли, только и слыхали: китайцы, мол, обманщики, воры. Их, мол, много, и китаец пойдет на Русь и всех зальет, как водой.
– Кто же эту теорию вам изложил?
– Да господа… Говорил об этом Оломов. Вот в Николаевске есть скупщик рыбы, был он иностранец, а теперь принял наше подданство, он все нам говорит: «Бойтесь китайцев. Это народ ой-ой!» А Бердышов говорит, что он то же самое и китайцам говорит: «Мол, русские ой-ой! Бойтесь русских!» А сам торгует со всеми.
Егор не стал рассказывать, как однажды он сам наломал бока братьям Гао за насилия, которые терпели от них гольды. И хотя он за гольдов заступался, но выместил свое.
– А вот стали мы с китайцем соседями и видим, что можно жить.
_________
   Амур образуется слиянием рек Шилка и Аргунь (за начало реки принято считать восточную оконечность острова Безумный). Высота истока - 304 м над уровнем моря. Длина реки - 2824 километров от места слияния рек Шилка и Аргунь до его впадения в Амурский лиман. 
   Наименование реки произошло от общей для тунгусо-маньчжурских языков основы амар, дамур — «большая река». Китайцы называли Амур «Хэйхэ»  — «чёрная река», затем «Хэйлунцзян» —  «Река чёрного дракона». Согласно легенде, в давние времена чёрный дракон, обитавший в реке и олицетворявший добро, победил злого, белого, дракона, который топил лодки на реке, мешал людям рыбачить и вообще нападал на любое живое существо. Победитель остался жить на дне реки в районе Хинганских щёк, что на границе Амурской и Еврейской автономной областей. С тех пор эта река и называется рекой Чёрного Дракона.
«Хвост» Чёрного Дракона находится в степях Монголии и Даурии, «туловище» лежит в четырёх российских регионах и в одной китайской провинции. Две левые «лапы» дотягиваются до самого Станового хребта, где берут начало притоки Амура — Зея и Бурея, а две правые «лапы» — притоки Сунгари и Уссури — в Китае и в Приморье. «Голова» Дракона упирается в Охотское море, и он «пьёт воду» Татарского пролива. Длина «тела» Чёрного Дракона от «хвоста» до «головы» — более 4500 км, а площадь его (бассейн Амура) достигает 1,8 млн кв. км.
У монголов Амур назывался «Амур Хара-Мурэн» — «чёрная широкая река». По-маньчжурски река называется «сахалиян ула», где сахалиян означает «чёрный», а ула — «вода». Собственно река Амур начинается после слияния рек Шилки — «узкая долина» по-эвенкийски и Аргунь — «широкий» (ергунь) в переводе с монгольского.


Рецензии