Глава 2. Эпизоды детской жизни
Окно вагона окутала ночная мгла .Я ничего не мог видеть.
При тусклом освещении вагона,видел отражение своего задумчевого,
нахмуренного лица,которое пыталось чего-то вспомнить.Усталый
мозг просил покоя,глаза смыкались,наваливалась дремота,одолевал
сон,сон у вагонного окна.
Вижу улыбку своей мамы ,которая мне
казалась, красивее всех и лучше всех. Она была розовощекой,
черноглазой и с большой чёрной,как воронье крыло, туго заплетенной
косой . Стоит она у ворот и разговаривает с рыбаком.
Вся озаренная утренними солнечными лучами,вся сияющая,как стекло.
Её улыбка,её радость и счастье на лице говорили о том, что ей приятен
этот разговор. Но, в моей детской памяти ,этот разговор вызвал у меня
сомнения .Я вспомнил этого бледного,худощавого рыбака,со слегка
горбатым носом, серыми улыбающимися глазами, он разговаривал
с моей мамой и смеялся. Я запомнил его на всю жизнь. Сейчас
он стоял перед моими глазами. С большой отчётливостью
вспомнились первые,быть может не столь ясные и понятные детские
впечатления о разговоре мамы с рыбаком.
И таким вот мучительным, безжалостным оно оставалось до полного
моего созревания . Я не мог,как не старался себя переубедить,
отделаться от прошлого наваждения о своей близкой,родной,любимой,
маме. Я не обвинял и не осуждал маму. Да и как я мог это
сделать в свои несмышлёные семь лет.
Погруженный в свои воспоминания, я не заметил резкой остановки
поезда. Даже резкие осуждающие браные слова произносимые
многочисленными пассажирами в адрес машиниста не могли меня
отвлечь от воспоминаний о своём детстве.Поезд простоял две минуты.
Плавно и незаметно он стал набирать скорость. Пассажиры
усаживались поудобнее,успокаивались.Наступала тишина и
в этой тишине память опять напомнила эпизоды детской жизни.
В памяти отчетливо всплыл первый школьный день.По всему
селу раздавался колокольный звон. Он звал детей в школу.
В первый класс приходской школы меня провожала мама.
Это было 1-го сентября 1919 г. село. Петровское.
Обувать,кроме лаптей,было нечего.Мама взяла меня за руку и через
задний огород повела в школу.По пыльному проулку не пошла,боясь
выпачкать свои босые ноги.Короткая,но ещё зеленеющая трава была
покрыта серебристой росой. Босые ноги ощущали не приятный холодок
и оставляли чёрный след. А у меня за спиной висела холщовая сумка
в которой лежала грифельная доска,старый затрёпанный букварь,
привезенный папой из госпиталя, и грифель. Прозвенел первый
школьный звонок.Для меня открылась дверь в мир знаний.
К этому времени я не знал ни одной буквы и ни одной цифры.
Старшая сестра три года училась урывками, нянчилась с младшими
братьями и сестрой. Из рассказа мамы - младшие братья умерли,а я
"зацепился "за жизнь. Часто болел,не хотел есть,меня насильно
кормили. Мама больше всех жалела меня,постоянно опекала и
берегла. Ведь я был у неё единственным сыном оставшимся живым.
В десять лет я читал все подряд, что мне попадало под руки.
Читал быстро не обращая внимание на знаки препинания. Не досыпая,
я почитывал книгу за книгой. Они меня увлекали,я многое познавал.
Был-ли я счастлив тогда? Я был по детски счастлив!
Моими друзьями были такие-же ребята, как и я. Гурьбой ходили в лес
за ягодами и грибами. Ходили на речку ловить рыбу и до посинения
купались. Когда возвращался домой, приходилось отчитываться перед
мамой за каждую ,без её разрешения,прогулку. Она запрещала
мне встречаться с ребятами, ходить в лес и на речку без неё.
Я не мог представить себя в не компании друзей- в одиночестве.
Все предупреждения мамы не останавливали меня. Я продолжал
встречаться с ребятами. Весной мы ходили на заливные луга,где
появлялись первые цветы. Луг переливался всеми красками.
Я воображал себя разведчиком,красным лазутчиком,которому нужно
не заметно проникнуть в неприятельский штаб и похитить
стратегический план.
Порой мы играли в красных следопытов-разведчиков. Следили из-за
кустов за проезжающими автомашинами по главной проезжей дороге.
Пытались уловить выражение лиц,сидящих в кабине.
В моей неугомонной голове возникали все новые,невообразимые
фантазии. Они зависели от того,что мною было прочитано накануне.
Часто моё детское воображение уплывало в далекие Африканские
страны. Я находил что- нибудь подходящее для сидения,садился и
застывал. Становился безучастным к самому себе и ко всему,что
происходило вокруг меня. И тогда, красавицы ели превращались в
пальмы, надежно вцепившиеся корнями в песок. Блестевшая от
солнечных лучей, речная вода превращалась в море (океан), а холмы
на лугах, окружённые водой,превращались в изумрудные,благоухающие
острова. Я высаживался на один из островов и обживал его.
Я благодарен моей любимой и дорогой маме. Она дала мне жизнь
и сохранила её. Я помню ощущение тепла ее добрых рук и нежную
материнскую улыбку.
Была-ли мама тогда счастлива? Этого я не мог знать.
В её лучистых черных глазах и в красиво улыбающихся губах
светилась житейская радость.
Воспоминания отца Думчева Алексея Алексеевича 1912 года рожд.
Свидетельство о публикации №118082004714
Спасибо тебе за труд. Продолжай в том же духе. Лида
Лидия Шевелева 2 20.08.2018 17:20 Заявить о нарушении