Историческая поэма, сокрытая от народа!
Поэма - касыда Х-М. ас-Сугури "Три имама или век-Давитель" рассказывает о событиях времён Кавказской войны 19 века. Здесь важно то, что автор - мудрый учёный и поэт, очевидец событий даёт чрезвычайно глубокий и точный анализ причин взлёта и падения единого северо-кавказского государства - Имамата Шамиля.
Для русского читателя здесь открывается совершенно иной - даже противоположный официальному взгляд очевидца на события Кавказской войны. Для всех мыслящих людей сегодня весьма актуальным является вопрос - почему пал этот "Рай под сенью сабель", основанный на духовных законах? И почему дагестанцы оказались сегодня в пекле ада - под властью казнокрадов, взяточников, откровенных уголовных террористов и народоубийц?
Зта великая поэма должна быть настольнаой книгой, каждого мыслящего дагестанца, кавказца, мусульманина! Именно такие глубокие призведения представляют истинную дагестанскую литературу. Но не совковые псевдо-литературные агитки "колёсиков и винтиков" тоталитарно-террористического режима. И не примитивные надписи на рогах и копытах или пустые, хвалебные вирши придворных лакеев и алкашей.
Мы публикуем актуальный фрагмент из этой поэмы, который раскрывает именно эти причины катастрофы дагестанского социума и этноцида-геноцида древнейших уникальных народов Дагестана.
Король Поэтов Фатхула Джамаль
______________________________
Хаджи-Мухаммад ас-Сугури
ТРИ ИМАМА ИЛИ ВЕК-ДАВИТЕЛЬ
(Актуальный фрагмент из поэмы)
Период имама Шамиля
Да, без вождя народу не ступить ни шагу.
И вот Шамиль услышал новую присягу.
Тесня врагов ислама всюду, проявлял он
В сраженьях с ними несравненную отвагу.
Но правоверных никогда не притеснял он,
А пресекал он их губительную тягу
К измене, божеский закон не преступая,
И в жажде чести скорбь алкал он, словно влагу.
Тогда за долгое усердье и терпенье
Аллах наслал триумф мечу его и флагу.
Он креп, прося поддержку втайне у Аллаха,;
И стала цель его известна даже лагу.
Так, не сходя с Пути к Судящему ни разу,
Он возвышался, подражая аварагу,
За что сплоченьем заблудившихся народов
Почтил его Распределяющий-Все-Блага.
К нему шли толпы и просили устроенья,
Испив на бедствиях настоянную брагу,
И воссоздал он из руин Дворец Ислама,
Чтобы любого приютить в нем бедолагу, ;
И объявил под крышей веры благодарным,
Что пробил час вести отступников на плаху.
И тех, кто раньше не страшился душ тихамца
Подверг он тотчас унизительному страху.
Пускай защиту Господа испросит слабый,;
И мощь безбожника сам приведет Он к краху!
Не раз в народе так звучал призыв к джихаду,
Что даже мертвые могли б восстать из праха.
... Когда имам возглавил воинство восставших,
Перед войною обратился он к Аллаху:
"Вон те ушли под покровительство гнетущих,
Из года в год они идут на нас в атаку.
И если с нами разорвали узы веры,;
Они под шашками исламскими полягут!"
И вместо крыльев покровительства над ними
Мечи возмездья развернул он, чтобы мраку
Не поддались другие, а владыки мира
С шести концов отозвались о нем: оракул!
__________
Так в дни побед священных мы воспряли снова,
Они для нас ; источник духа боевого.
Какие крепости враги у нас воздвигли,
Найдя спасение под их надежным кровом!
Они, как цепи, опоясавшие горы,
Пожалуй, совершеннее дворцов Хосрова:
Прищур бойниц, окрест орущее оружье
В былые годы напугать могли любого.
И вот однажды, снарядив мюридов войско,
Шамиль сумел разрушить даже их основы,
И возвратился он с трофеями большими,;
Для угнетателей исхода нет иного.
В те дни судьба ему светила, словно солнце,;
Счастливый век ему был свыше уготован,
Он без остатка посвятил его джихаду,
Войска и замыслы выстраивая ровно.
Числом и духом возросли в те дни мюриды,
Его стремленью подчинясь беспрекословно.
О сколько полчищ обратили они в бегство!
Так ветер гонит вспять бесчисленные волны.
И, похищая по ночам врагов богатых
Они до выкупа держали их в неволе,
И женщин, брошенных во время отступленья,
Затем подобранных на бывшем бранном поле.
... А солнце счастья западало понемногу
И опускалась ночь измен и худшей доли.
И к Шамилю пришло великое смятенье.
Сполна познал он ложь, предательство, лишенья.
Затих даритель всех побед ; Восточный Ветер.
И с Запада повеял Ветер Истребленья.
Подобно адскому, огонь войны раздул он
И смерти жернова везде привел в движенье.
Лица не разглядев, брат убивает брата
(Огонь войны несет не свет, а ослепленье).
Опять народ погряз во тьме междоусобиц,;
Они имама довели до исступленья.
Судьба на Шамиля как будто разъярилась,
Повсюду следуя за ним с жестоким мщеньем.
И от ее нелепой смертоносной блажи
Разрушились его духовные строенья.
И был он увезен в пристанище неверных,
Где смерть его ждала и вечное плененье.
...Обманешься лишь в том, кому всегда ты верил,
Когда стал близкий друг врагом в одно мгновенье.
Так и случилось с ним: клялось из-за корысти
Ему в любви бесчисленное окруженье.
Вращались по ветру их крылья, как у мельниц,
Когда вертелись жернова его стремленья,
И с ветром западным случились перемены,;
Иными стали их порывы, убежденья.
Рассекся правый путь, и сброд клятвопреступный
Неправой стороны держась, искал спасенья.
Так разошлись пути имама и наибов,
И стал Шамиль для них желанною мишенью.
Завидуя сокровищам его и славе,
Они решились сообща на ограбленье.
А как они клялись доверчивому шейху,
Что будут с ним всегда в дни бед и потрясений!
И вот пришли те дни. Да только не поддержки
Дождался он от них, а клятвопреступленья.
Его наибы насаждали повсеместно
Порок,; на то давал им дьявол наущенья.
Страдал народ. Благочестивые алимы;
И те упорно восславляли угнетенье.
И как они могли надеяться на счастье?;
В недобром деле неизбежно пораженье.
Они бесчинствовали так самозабвенно,
Что не смогли избегнуть низкого паденья.
...Предупреждали нас хадисы Мухаммеда,
Что государство гордых ; ветхое строенье.
Но простоять оно сумеет и без веры,
Когда согласие в нем есть и уваженье.
Ведь справедливость ; это лучшая подпорка
(На то есть строгое в Коране повеленье).
А тот, кто ищет власти надо всей Землею ;
Бросает вызов Богу: мир ; его владенье.
Но все, что знаешь ты из моего рассказа ;
Святым пророчествам святое подтвержденье.
Пророк скорбил, о том правителе, который
Всегда Аллаху воздавал благодаренье
За свой надел, что был ему дарован свыше
На краткий срок земной во имя утвержденья
Добра и веры, справедливости и правды,
А не во имя тирании и глумленья.
...Шамиль, как пастырей, назначил над народом
Наибов, те же проявляли волчье рвенье;
Добру и вере, справедливости и правде
Учил ; они же умножали притесненья.
Казалось людям, что сужаются просторы
Родной земли от беспрестанного гоненья.
В войне священной угнетатели;наибы
Народ лишили сил и всякого стремленья.
Но восхвалял Шамиль их днесь и притворялся,
Что ничего не знает о людских мученьях.
А скольких оттолкнули от него наибы
Людей, искавших у имама утешенья!
Делами низкими высокие не правят,
Под властью их нет ни приюта ни спасения.
И вот погублены народ и справедливость,
Наибам низким отданные на хранение.
И как при троекратном расторженьи брака,-
Забыты клятвы и забыты соглашенья...
__________
Когда Шамиль покинул край свой, род от рода
Менялся к худшему нрав нашего народа.
Кто называл себя при нем благочестивым ;
Святым обрядам предпочел манеры сброда.
Содрав чалмы с себя и муллы, и наибы
Вино лакают от заката до восхода.
Нет ни стыда у них, ни страха перед Богом,
Существованье их позорней год из года.
Когда земная жизнь есть рабское беспутство,
Для праведников смерть ; дороже, чем свобода.
Итак, Шамиль ушел, а грешники и трусы
Взялись его судить. О грязная порода!
На лживых их устах был раньше мед весенний,
Теперь уста в крови ; примета живоглота.
... Ушел Шамиль за горы, как уходит солнце,
И, как гнилушки, засияли те уроды.
Да будут прокляты они и их потомки,
Пусть им сопутствуют и гибель, и невзгоды.
... Пусть в этих бейтах нет поэзии (о славе
я не мечтал), но если даже их природа
Тебе покажется магической, знай, брат мой,
Что это я свидетельствовал мимоходом
О веке сумрачном, как скорбный очевидец.
И если стал народ мой стадом сумасбродов,
Тогда я, Хаджи-Мухаммад, с поклоном низким
Прошу у Господа хорошего исхода.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПОЭМЫ - http://samlib.ru/m/murtazali/hadjimuhammedsuguri.shtml
Свидетельство о публикации №118082004620