Присутствие
В. В. Бибихин.Хайдеггер.
Думаю, что и до отсутствия присутствия человек дойти может, ибо человек- зверь, человек - садист, человек - фашист, механически выполняющий свою работу убивания и пыток есть уже вещь, животное - механизм, либо инстинкт среды - полное отсутствие, стирание лица, и тем самым - катастрофически ужасен.
А что мы всегда делаем "как люди" - это та доля автоматизма в нас, которая работает "за нас", "вместо нас", "от лица нас", а фактически нас придавливает и опускает на дно. На какое дно? Сначала на дно нас самих - в подавленные желания и эмоции как собственные недоразвитые способности - ведь если осуществляется автомат, то я фактически(автоматически) при этом не осуществляюсь, а если я не осуществляюсь, то я застаиваюсь внутри себя. И вот налицо мы имеем либо подавленного невротического субъекта(который своё собственное отставляет в сторону в угоду людскому), либо выхолощенного(когда своё собственное он постоянно разменивает на общепринятое, то есть настолько уже обманывается, что принимает последнее за своё). Далее эти две ветки имеют собственное отдельное развитие. Невротики доходят до кризиса, в котором либо взрываются и выбрасывают своё в "лицо окружающим" - "нате!", либо окончательно схлопываются и пополняют собой ряды выхолощенных личностей. Последние же плавно и медленно, и достаточно долго "живут" за счёт поэтапного уничтожения своего, становясь тем самым "взрослыми" или "как все" или "как люди". В общем, "люди как люди" - вот кто они.
Сюда ещё следует прибавить, что процесс "облюдения" может происходить и в достаточно раннем возрасте, что чаще всего, кстати, и имеет место в действительности. Уже семья и отношения с родителями зачастую калечат людей, так что общество только завершает и окончательно закрепляет их изуродованность. В идеале наше общество, само выстроенное не человеческим способом требует, чтобы субъект уже в ранней юности не имел своего, а был "готовым" к взрослой жизни, то бишь был "заготовкой", которую можно было бы куда-нибудь, и главное, без особых хлопот, вставить.
Поэтому человек, взятый как потенциальная бесконечность - всегда присутствие, да, здесь прав Бибихин. Но этот же человек, взятый как бесконечность актуальная, то есть конкретная, именно "вот эта", живая, что перед тобой - бесконечность, которая состоялась именно вот так, а не иначе, - такой человек, как правило, не достигает уровня своего собственного присутствия. В этом плане мы можем и должны говорить, что большинство людей - всегда отсутствуют, а не присутствуют.
Вот почему на вопрос "Кто здесь?" - редко кто отвечает. Не Иванов, не Петров, не Сидоров, не имена, не фамилии, не номера - присутствие, но нахождения себя актуального в себе потенциальном. Совпадение - редчайшая вещь - ПРИСУТСТВИЕ. Так что вроде бы всем дано, да ни у кого его нет - хоть загадку такую загадывай. Что это такое? - Что всем дано, да ни у кого его нет? Наше присутствие.
И про что же это я рассказываю? - спросит наверное кто-нибудь, не применёт. Да я вам рассказываю о простейших вещах - настоящее актуальное присутствие ни с чем спутать невозможно, с ним мы знакомимся чаще всего через присутствие любимого человека. Вот тот, кого вы любите - действительно присутствует - вот это нечто неуловимое, что вы ощущаете от его прихода и есть не фикция, не наличие, а присутствие(невидимый эфир). Попадались мне также и иные рассказы, время от времени: зашёл преподаватель в аудиторию и вдруг чем-то странным повеяло, почувствовалось, что сейчас что-то будет, что-то интересное, необычное. А просто - личность пришла, ребята! Пришла и принесла с собой своё присутствие. А что до этого у вас было, кто до этого на кафедру взбирался? Мистер Никто, и нет ему числа - это много, много преподавателей, таких как все - "преподавателей как преподавателей". Но вот появилось ПРИСУТСТВИЕ и неумолимо выделило себя из всего остального. Иначе оно не умеет, иначе - ему самому не быть.
Но кто из вас, скажите, гоняется за этим подлинным настоящим присутствием???
Свидетельство о публикации №118082003284