Таланту Н. П. Задорнова. Язычество!

/Роман «Амур-батюшка» рассказывает о прошлом Приамурья, о тяжелых условиях жизни крестьян-переселенцев в 60-70-е годы XIX века, об освоении ими дикой природы края и, конечно, о дружбе с местными народами, без которой невозможно было бы выжить на новом месте. В 1952 году роман был отмечен Государственной премией СССР./

   Идолища поганые, постыдные. Окаянство это прочь!
Поп хватал в фанзе гольда деревянных божков, ломал их, топтал и бросал в огонь.
Гольд уже не мог божкам помочь.
   Ведь это кусок дерева, как ты не понимаешь! – гремел поп, обращаясь к гольду,
который хотел пошаманить на ночь, -
ведь это ты сам придумал, сам вырезал – какой же он бог? Ты дереву дивишься!
Подумай, чему ты молишься?
   Однажды поп застал шамана в доме Покпы.
Он оттаскал колдуна за волосы, все шаманские предметы изломал, сжёг в очаге, как всё там жгут,
а железки выбросил в воду, зная, что гольды нырять не умеют и в реке их не найдут.
   Шаманы боялись попа как огня. Один из них, Хангани, пробовал сопротивляться,
но поп явил такую силищу, что все пришли в ужас, еле успели разбежаться.
Завидя попа, гольды прятали божков и бубны, но на молитву собирались охотно .
Пение попа, его парчовая одежда, кадило с благовониями, евангелие в серебре – всё нравилось им,
рядом с попом им становилось так беззаботно.
  Гольды крестились и кланялись, вериля в него,
признавали, что главный бог един и что их молитва дойдёт до него.
Но вот поп уезжал и снова они доставали своих идолов, что были для них  желанны,
бубны, сушеных ершей и разные другие талисманы.
Поп знал об этом, но верил, что сломит их упорство на корню.
Он говорил всем: язычество, мракобесие я искореню!

____
Николай Павлович Задорнов. Амур-батюшка. Книга первая. Глава 29 (отрывок).
– Идолища поганые, постыдные… Окаянство это прочь!
Поп хватал в фанзе гольда деревянных божков, ломал их, топтал и бросал в огонь.
– Ведь это кусок дерева, как ты не понимаешь! – гремел он, обращаясь к гольду. – Ведь это ты сам придумал, сам вырезал – какой же он бог? Подумай, чему ты молишься?
Однажды поп застал шамана в доме Покпы. Он оттаскал колдуна за волосы, все шаманские предметы изломал, сжег; а железки выбросил в воду, зная, что гольды нырять не умеют и в реке их не найдут…
Шаманы боялись попа как огня. Один из них, Хангани, пробовал сопротивляться, но поп явил такую силищу, что все пришли в ужас.
Завидя попа, гольды прятали божков и бубны, но на молитву собирались охотно. Пение попа, его парчовая одежда, кадило с благовониями, евангелие в серебре – все нравилось им. Гольды верили ему, крестились и кланялись, признавали, что главный бог един и что их молитва дойдет до него.
Но вот поп уезжал, и снова они доставали своих идолов, бубны, сушеных ершей и разные другие талисманы.
Поп знал об этом, но верил, что сломит их упорство.
– Язычество, мракобесие я искореню, – говорил он.
_________
   Амур образуется слиянием рек Шилка и Аргунь (за начало реки принято считать восточную оконечность острова Безумный). Высота истока - 304 м над уровнем моря. Длина реки - 2824 километров от места слияния рек Шилка и Аргунь до его впадения в Амурский лиман. 
   Наименование реки произошло от общей для тунгусо-маньчжурских языков основы амар, дамур — «большая река». Китайцы называли Амур «Хэйхэ»  — «чёрная река», затем «Хэйлунцзян» —  «Река чёрного дракона». Согласно легенде, в давние времена чёрный дракон, обитавший в реке и олицетворявший добро, победил злого, белого, дракона, который топил лодки на реке, мешал людям рыбачить и вообще нападал на любое живое существо. Победитель остался жить на дне реки в районе Хинганских щёк, что на границе Амурской и Еврейской автономной областей. С тех пор эта река и называется рекой Чёрного Дракона.
«Хвост» Чёрного Дракона находится в степях Монголии и Даурии, «туловище» лежит в четырёх российских регионах и в одной китайской провинции. Две левые «лапы» дотягиваются до самого Станового хребта, где берут начало притоки Амура — Зея и Бурея, а две правые «лапы» — притоки Сунгари и Уссури — в Китае и в Приморье. «Голова» Дракона упирается в Охотское море, и он «пьёт воду» Татарского пролива. Длина «тела» Чёрного Дракона от «хвоста» до «головы» — более 4500 км, а площадь его (бассейн Амура) достигает 1,8 млн кв. км.
У монголов Амур назывался «Амур Хара-Мурэн» — «чёрная широкая река». По-маньчжурски река называется «сахалиян ула», где сахалиян означает «чёрный», а ула — «вода». Собственно река Амур начинается после слияния рек Шилки — «узкая долина» по-эвенкийски и Аргунь — «широкий» (ергунь) в переводе с монгольского.


Рецензии