Спасы
На хмурый лоб наложат крест.
На все седые выкрутасы
Мне дней оставлено в обрез.
Стихи коробочками мака
Развеет спелый Макавей,
Со лба морщин больную накипь
Смахнёт движением бровей.
Омоет душу Остречина
И белых лилий детский сон
Вольёт в меня святой Причиной,
Стихи расплещет в унисон.
Топорщит камыши последствий
На злых излучинах судьба...
Но август ветерком из детства
Охолонёт горячность лба.
Перепадёт мне на орехи
На мой холщовый Третий Спас:
За все проступки и огрехи -
Проступит Лик и скажет: "Пас..."
Когда бы не было печали
От предрассветных дежавю,
Я передёрнул бы плечами:
Бывало, хуже... Проживу.
*** на Август приходятся летние церковные праздники - Спасы. Всего их три - 14 августа - Медовый Спас, 19 августа - Яблочный Спас, 29 августа - Ореховый Спас.
В первый день Успенского поста, 14 августа, называемый в народе "мокрым", "медовым" или "маковым" Спасом, Православная Церковь отмечает праздник - Происхождение (Изнесение) Древ Животворящего Креста Господня. Праздник утвердился в Константинополе. Существовал обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест из-за часто бывавших в августе болезней. В этот день кропили святою водой лошадей. А там, где поблизости была река, животных просто перегоняли через ее освященные воды.
В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с крещением Руси 1 августа 988 года и отмечается с XV века. В этот день, согласно церковной традиции, принято освящать воду (до или после литургии). Вместе с освящением воды совершается освящение меда - пчеловоды несли в церковь освящать первые вырезанные соты. С этого дня благословляется вкушение нового сбора. Первый Спас в народе называют 'мокрым Спасом' в честь малого водосвятия, "медовым Спасом", "маковым Спасом". В домах подавали мед со свежими огурцами. В народе отмечается как праздник "Макавей" - в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. В этот день пекут маканцы, мачники - постные пироги, рулеты, булочки, плюшки, пряники с маком и медом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко, маково-медовую массу, в нее обмакивали блины.
19 августа — второй Спас, праздник Преображения Господня. Евангелие рассказывает, что незадолго до Своей смерти Иисус, призвав трех учеников - Петра, Иакова и Иоанна, взошел на высокую гору. По преданию, это была гора Фавор. Долго взбирались они по крутым тропинкам и, поднявшись очень высоко, остановились на вершине. Все житейское и суетное осталось далеко позади. Над головою простиралось небо. Здесь Господь начал молиться, а апостолы, утомленные трудным восхождением, задремали. Внезапно пробудившись, они увидели ослепительный свет, исходящий от Христа - лицо Его сияло, как солнце, а одежды стали настолько белыми, что ни один белилыцик на земле не мог бы выбелить их так, и блистали подобно снегу. А рядом со Христом стояли два человека, о которых ученики догадались, что это великие древние пророки Моисей и Илия... И вдруг светлое облако окружило Иисуса с пророками, и голос раздался из облака: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте". В страхе апостолы упали ниц, а когда поднялись, Иисус уже был один. Это евангельское событие, явившее славу Господню перед Его добровольным унижением, и послужило основой для установления праздника Преображения.
29 августа - третий Спас, названный в народе ореховым или холщевым. Ореховый - потому что народные природоведы приурочивают к этому дню окончательное созревание орехов. С 'холщовым' дело обстоит немного сложнее.
Православная церковь 29 августа празднует перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя - куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа. В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами. 'Первый Спас - на воде стоят; второй Спас - яблоки едят; третий Спас - на зеленых горах холсты продают'.
На Руси образ Христа очень почитали. Поэтому третий Спас (после Медового и Яблочного) называли еще Спас на полотне, холщовый или хлебный, ореховый. С этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая. Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая. Третий Спас - на воде. Чистили к осени целебные источники, пили подземную водицу, обходили колодцы кругами, как бы замыкая теплое времечко.
После третьего Спаса улетают последние ласточки. Хорош третий Спас - зимой будет квас.
Свидетельство о публикации №118081606621