Вояж в Италию

Позабыв про дела неотложные,
Бесконечные, важные, сложные,
Те, что будут такими и далее,
Чтоб мечтой насладиться давнишнею,
В лютый холод - да сочною вишнею,
Я направила стопы в Италию.

Со времён, называемых младостью,
Имя этой страны было сладостью,
В сердце детском пленительной сказкою,
Где поют лишь уста мармеладные,
Где восходы с закатами ладные
Озаряют волну алой краскою.

Мне казалось ( была я наивною )
Не глаголы, а трель соловьиную
Исторгает живущий в Италии,
Что на лодках звенят мандолинами
Кабальеро с глазами маслинными,
И в садах расцветают азалии.

А ещё я иглой патефонною
Добывала красивую, томную
Песнь, что пел Робертино божественный,
Потому с чемоданом на роликах
За блаженства хоть малою толикой
Подалась я светло и торжественно.

Но в стране вкусных пицц с моцареллою
И балконов с лепниною белою,
Я встречалась с лиловыми неграми.
Не рыдали шарманки старинные,
Переулками узкими длинными
Шли юнцы с карабинами серыми.

Про Лоррети, чьим голосом грезила,
Расскажу не печально, не весело,
Расскажу аппетитно и смачливо:
Усмехаясь мечтам и сказаниям
И отдав предпочтенье лазаниям,
Ресторатором стал он удачливым.

Ну, а девушки наши, что с косами,
Позабывши в  России берёзовой
Свет жилища родного,  желанного,
Промышляют работой не сладкою,
Где открыто, а где и украдкою,
Положив на алтарь что-то странное.

За визит, именованный сделкою,
Я платила валютой не мелкою
Став в вопросах обмена учёною,
Грезя втайне отеческим воздухом,
Что с рожденья по праву был воздан мне,
Я глотала слезу подгорчёную.

Вспоминаю каникулы знатные
(Где хотела в Россию обратно я)
И озноб в итальянскую сессию.
Верно, было там по-человечески,
Но желаю лишь дом я отеческий,
Где "медведи, снега и агрессия".


Рецензии
Здравствуйте, Любовь! Какое замечательное стихотворение! С первых же строк вплетаешься в его завораживающий шестистрочный распев, и растворяешься… начинает звучать музыка патефонная… и слышится голос Робертино… и поднимаются из времени палаццо с кампанилами…
А затем в идиллию эту вдруг начинают вторгаться негры лиловые и карабинеры, и девушки с косами из России берёзовой, промышляющие работой несладкою…
Обычно стихи, посвящаемые Италии, полны восторгов и нескрываемой похвальбы автора, осчастливленного знакомством с удивительной страной.
И вдруг – « Вспоминаю каникулы знатные, (где хотела в Россию обратно я)»!
И вот эта, завершающая строка, Любовь «Где "медведи, снега и агрессия"» – ох, как точно передает их представления о России! Это не преувеличение. Собственные стереотипы о России вполне устраивали итальянцев, и всегда присутствовало нежелание узнать больше.
Вспоминаю тут же многие из эпизодов общения с итальянцами. Еще в далёком 1981 году, на вопрос итальянки «Вы откуда приехали», отвечаю «из Советского Союза». Итальянка закатывает глаза: «mamma mia! из Сибири?!».
Знания о России другого собеседника ограничивались топонимами «Москва и Сибирь»! Ничуть не преувеличиваю.
Но мнение о себе было у них всегда на высоте: «Семьдесят процентов всех мировых культурных ценностей создано в Италии!» – говорили мне на полном серьёзе люди вполне серьёзные. А «Семьдесят процентов всех Итальянских бесценных ценностей сконцентрирована в Тоскане!» – уверяли меня жители Флоренции.
Так что, Россия – это "медведи, снега и агрессия" в представлениях многих итальянцев укрепилось в последние годы еще больше. И еще они уверены, что они сами очень просвещенные, культурные, высокоинтеллектуальные. Знаком с итальянцами не на уровне музейных экспозиций, много лет общался с разными представителями итальянской интеллигенции на профессиональной ниве. Именно с теми, кто считает себя «сливками итальянской интеллигенции», людьми высокоодаренными. (Увы, меня уровень их образованности, да и желания, или способности думать и анализировать, крепко озадачивал.)
Не могу сказать, что знаю страну прямо-таки «вдоль да поперёк», но «поперёк» уж точно знаю. Так что, при всём восхищении культурным наследием этой невероятно интересной страны, иллюзий не испытываю. А меняется в Италии всё стремительно. Происходящие перемены наблюдал, начиная именно с 1981года, когда первый раз оказался там в составе группы от Союза архитекторов из тогда еще Советского Союза. Может быть, изменения происходят уж не настолько стремительно и «взрывно», как во Франции, но происходят быстро.
Не «повезло», правда, сталкиваться «с юнцами с карабинами серыми», но полиция вооруженная автоматами встречалась и в прежние времена, куда как более «спокойные».
И соглашусь, Любовь: при всём восторженном отношении к архитектурной среде и к благодатной природе Италии, всегда с таким нетерпением, с радостью возвращаешься домой. Спасибо огромное, Любовь! Столько эмоций, желание разделить Ваши впечатления и сравнить их с собственными.
И извините мне словоохотливость мою.
И еще вдруг вспомнилось то, что касается наших женщин…
По возвращении из Италии меня расспрашивали сотрудницы наши, прекрасные, умные, обаятельные, пытающиеся, видимо, «держать равнение» на "несравненных" женщин с глянцевых обложек европейских журналов: «И как там итальянки? Наверное, они очень красивые, элегантные?»
И я задумываюсь и ловлю себя на мысли, что итальянок в Италии я и не заметил. И это я – совершенно молодой тогда человек, естественно, встречающий и провожающий взглядом буквально каждую женщину!
Всё-всё, закругляюсь. И ещё раз поблагодарю Вас, Любовь
С наидобрейшими пожелание, с теплом душевным.))

Аристарх Басаргин   17.07.2023 07:39     Заявить о нарушении
Аристарх, вы меня очень порадовали таким обстоятельным откликом и довольно синхронными рассуждениями на злобу итальянской жизни. Спасибо. Спасибо, что не удивились отсутствием восторженных од. Зачем писать о том, о чём и так много написано. Чаще всего, следуя традициям восторгаться. Я не умаляю достоинства, коими богата эта страна, но я, перемещаясь из одной улицы Рима на другую, ничего италийского не увидела. Всё впопыхах... Больше смотрела под ноги... И итальянцев (и итальянок) если и видела, то мало, да и те, возможно, были зарубежными гостями...
Эх! Побывать бы там совсем в другом формате... Спасибо, Аристарх!

Любовь Самарина   17.07.2023 18:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.