Сказки для профанов

С учёной степенью мужи,
Нас принимая за профанов,
И день и ночь потоки лжи
Вливают в мозг с телеэкранов.

Из их рассказов чудный мир
Уже, друзья, не за горами,
А лестью созданный кумир
Сияет рядом с образами.

Но слушать этих знатоков,
Апологетов от науки,
Я, извините, не готов,
Глаза слипаются от скуки.

Какие сказки без прикрас?
В словах неведома им скупость,
И подтверждают всякий раз:
Учёность глупого - лишь глупость!


Рецензии
Миша, смею надеяться, что это не в мой огород.

Профессор Оболенский   28.08.2018 16:31     Заявить о нарушении
Женя, я тоже надеюсь, что Вы меня не считаете лицемером, называющим Вас другом и пишущем о своем друге подобное.)

Михаил Мухин 3   28.08.2018 18:46   Заявить о нарушении
Дорогой друг, я чувтствую в Вашей интонации избыток боевого духа. Что Вас тревожит, мне понятно. Но Миша, Вы же понимаете не хуже меня, что нервничать по поводу несовершенства мира, это как плевать против ветра, стоя в середине Потемкинской лестницы с веточкой вербы в свободной от кармана руке. Давайте делать настоящую поэзию, оставив парламентариям изменять мир к лучшему. Кстати, Вы стали писать много качественней чем прежде. Я этому обстоятельству очень рад. Молодец, короче говоря. Попробуйте перечитать Лермонтовского «Азраэля». Есть что обсудить потом.

Профессор Оболенский   28.08.2018 21:04   Заявить о нарушении
Из "Азраила" Лермонтова я отметил два места:
1. "Но я, блуждая много лет,
Искал - чего, быть может, нет." Это можно отнести к поискам справедливого мироустройства, о чем Вы, Женя, с иронией написали. Нам справедливости не найти, Вы правы, но и стоять безучастно в стороне как-то не получается.
2. "Вот женщина! Она обнимает одного и отдает свое сердце другому". Как раз этого долго искать не нужно, обычное дело.)
Благодарю, Женя, за положительный отзыв о моих стихостараниях. За два года нахождения на портале я научился держать ритм, применять поменьше глагольных рифм, но это только форма, а настоящей поэзии нет, к сожалению, дилетантство никакими заумными фразами не прикрыть. Но я не вижу повода для огорчений, как Вы говорите, будем писать, и это правильно.

Михаил Мухин 3   28.08.2018 22:58   Заявить о нарушении
Миша, не надо лишних слов. Проникнитесь Гениальность молодого человека, жившего задолго до современных открытий и не имеющего нашего с Вами багажа знаний:
"РАССКАЗ АЗРАИЛА

Когда еще ряды светил
Земли не знали меж собой,
В те годы я уж в мире был,
Смотрел очами и душой,
Молился, действовал, любил.
И не один я сотворен,
Нас было много; чудный край
Мы населяли, только он,
Как ваш давно забытый рай,
Был преступленьем осквернен.
Я власть великую имел,
Летал, как мысль, куда хотел,
Мог звезды навещать порой
И любоваться их красой
Вблизи, не утомляя взор;
Как перелетный метеор,
Я мог исчезнуть и блеснуть.
Везде мне был свободный путь.

Я часто ангелов видал
И громким песням их внимал,
Когда в багряных облаках
Они, качаясь на крылах,
Все вместе славили творца,
И не было хвалам конца.
Я им завидовал: они
Беспечно проводили дни,
Не знали тайных беспокойств,
Душевных болей и расстройств,
Волнения враждебных дум
И горьких слез; их светлый ум
Безвестной цели не искал,
Любовью грешной не страдал,
Не знал пристрастия к вещам,
Он весь был отдан небесам.
Но я, блуждая много лет,
Искал — чего, быть может, нет:
Творенье, сходное со мной
Хотя бы мукою одной.
И начал громко я роптать,
Мое рожденье проклинать
И говорил: «Всесильный бог,
Ты знать про будущее мог,
Зачем же сотворил меня?
Желанье глупое храня,
Везде искать мне суждено
Призрак, видение одно.
Ужели мил тебе мой стон?
И если я уж сотворен,
Чтобы игрушкою служить,
Душой, бессмертной может быть,
Зачем меня ты одарил?
Зачем я верил и любил?»

И наказание в ответ
Упало на главу мою.
О, не скажу какое, нет!
Твою беспечность не убью,
Не дам понятия о том,
Что лишь с возвышенным умом
И с непреклонною душой
Изведать велено судьбой.
Чем дольше мука тяготит,

Тем глубже рана от нее;
Обливши смертью бытие,
Она опять его живит,
И эта жизнь пуста, мрачна,
Как пропасть, где не знают дна:
Глотая всё, добро и зло,
Не наполняется она.
Взгляни на бледное чело,
Приметь морщин печальный ряд,
Неровный ход моих речей,
Мой горький смех, мой дикий взгляд
При вспоминанье прошлых дней,
И если тотчас не прочтешь
Ты ясно всех моих страстей,
То вечно, вечно не поймешь
Того, кто за безумный сон,
За миг столетьями казнен.

Я пережил звезду свою, —
Как дым рассыпалась она,
Рукой творца раздроблена;
Но смерти верной на краю,
Взирая на погибший мир,
Я жил один, забыт и сир.
По беспредельности небес
Блуждал я много, много лет
И зрел, как старый мир исчез
И как родился новый свет;
И страсти первые людей
Не скрылись от моих очей.
И ныне я живу меж вас,
Бессмертный, смертную люблю
И с трепетом свиданья час,
Как пылкий юноша, ловлю.
Когда же род людей пройдет
И землю вечность разобьет,
Услышав грозную трубу,
Я в новый удалюся мир
И стану там, как прежде сир,
Свою оплакивать судьбу.

Вот повесть чудная моя.
Поверь иль нет — мне всё равно:

Доверчивое сердце я
Привык не находить давно.
Однако ж я молю: поверь
И тем тоску мою умерь.
Никто не мог тебя любить
Так пламенно, как я теперь.
Что сердце попусту язвить,
Зачем вдвойне его казнить?
Но нет, ты плачешь. Я любим,
Хоть только существом одним,
Хоть в первый и последний раз.
Мой ум светлей отныне стал,
И, признаюсь, лишь в этот час
Я умереть бы не желал."

Это Великий Лермонтов. Каждая строчка - тема для восхищения. Гениально и очень интересно!

Профессор Оболенский   29.08.2018 08:50   Заявить о нарушении
Дева. Я тебя не понимаю, Азраил, ты говоришь так темно. Ты видел другой мир, где ж он? В нашем законе ничего не сказано о людях, живших прежде нас.

Азраил. Потому что закон Моисея не существовал прежде земли.

Профессор Оболенский   29.08.2018 08:52   Заявить о нарушении
А как Вы понимаете это?

Профессор Оболенский   29.08.2018 08:53   Заявить о нарушении
Женя, людям не дано понять устройства мироздания, каким бы багажом знаний они ни обладали. Новые открытия порождают лишь новые вопросы. Все упирается в точку отсчета. Мудрые евреи подошли к этому радикально: Бог был всегда и нечего больше обсуждать, Он создал все, видимое и невидимое, в том числе и ангелов. Лермонтова его воображение унесло в те времена, когда Господь, по всей видимости, еще не задумывался о сотворении нашего мира. И мир ангелов, как мы видим, тоже не идеален, не всем по нраву славословить Всевышнего, сомнения и их одолевают. Но слово, сказанное поперек воли Сильнейшего, как и у нас, влечёт наказание.

Михаил Мухин 3   29.08.2018 11:09   Заявить о нарушении
А Лермонтов гениален и его поэзия поистине вызывает восхищение!

Михаил Мухин 3   29.08.2018 11:11   Заявить о нарушении
Неплох. Однако, я намекал на возможную закономерность, заложенную в основе мироздания. Мудрые евреи говорят лишь об одном частном случае сотворения, подчёркиваю, нашего мира. Существует гипотеза о временных рамках таких вот миров. Я увидел в откровении главного героя намёк на описание этого явления. Конечно же ангелы и демоны здесь не при чём. Это адаптированные аллегории к русской православной традиции. Меня поражает другое, как этот юнец так глубоко копнул? Мне известно, что совсем юного Мишу Лермонтова посвятил в библейскую историю и мудрость их семейный врач, иудей немецкого происхождения. Он же до 16-летия поэта был его ангелом-хранителем ввиду сильной болезненности Миши и по совместительству учитель-гувернёр. Я думаю, что именно он обратил внимание юного Лермонтова на главу из Ветхого завета, повествующую про вещий сон Якова в пустыне. А именно это и есть, пусть и написанное простым языком, подтверждение цикличности всего бренного. Меня не интересует моральный аспект повествования, ибо это только мешает научно подойти к наиважнейшей теме с моей точки зрения. Всё остальное - лирика, что, в свою очередь, тоже немаловажно для поэтического повествования. Миша, друг мой, не надо ничего менять, ибо, как показывает опыт все предыдущих поколений, можно сделать только ещё хуже.

Профессор Оболенский   29.08.2018 11:59   Заявить о нарушении
Гипотез может быть сколько угодно, но без весомых доказательств они так и останутся гипотезами. Для Лермонтова главным является внутренний мир его героя, драматизм его судьбы, а вовсе не цикличность мироздания. С Библией он знаком, это несомненно, и использовал ее истории для сюжета поэмы. До создания Земли, как мы знаем, был Бог и были ангелы, Азраил один из них, наказанный за недовольство своим ангельским существованием. Также мы знаем, что мир наш ждет апокалипсис и затем люди увидят "новое небо и новую землю", туда и отправится наш несчастный Азраил, страдать и мучиться дальше. Все просто, Женя, но как написано!)

Михаил Мухин 3   29.08.2018 23:36   Заявить о нарушении
"Также мы знаем, что мир наш ждет апокалипсис и затем люди увидят "новое небо и новую землю", туда и отправится наш несчастный Азраил, страдать и мучиться дальше"
Заметьте, Миша, это Ваши слова. Пусть не совсем научным языком, но именно Вы описали явление цикличности. Данный частный случай только подтвердил мои соображения по данному вопросу. И ещё, дорогой друг, постарайтесь выйти за рамки однобокого советского образования. Это же явно мешает полёту Вашей замечательной, тонко чувствующей души. Думаю, мы друг друга теперь поняли. Удачи.

Профессор Оболенский   30.08.2018 07:18   Заявить о нарушении
Да, Женя, Вы абсолютно правы, и я это прекрасно понимаю, но, как говорится, поздно пить шампанское. Об этом я когда-то с горечью написал:
Себя, друзья, я ненавижу
За все ошибки прежних лет,
За тех людей, кто мной обижен,
И за детей, которых нет.

За отношение к учебе,
Когда усидчивый еврей
Учился чуть ли не в утробе,
А я, по глупости своей,

Искал окурки по дорогам
И пил стаканами вино,
И было мне тогда до Бога,
Как и до черта, все равно.

Далеким светом коммунизма
Нам затуманили мозги,
Теперь мы, дети атеизма,
Не видим в будущем ни зги.

Мудры и праведны евреи,
И по заслугам правят бал,
К чему им новые идеи,
Когда Господь о всём сказал!

Михаил Мухин 3   30.08.2018 08:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.