Анна АхмАтова. 3 частЪ. мАлые воспоМИНАния
аааааааааааааа -А-А-А- аааааааааааааааа
АХМАТОВА – ВОСПОМИНАНИЯ – воспоМИНАния
мАленькой ЧукОвской.
10 ноября 1938. Вчера я была у Анны Андреевны по делу.
Никогда я не думала, что с дЕтства
зная наизусть её стихи,
собирая её портрЕты,
когда-нибудь пойду к ней «по делу» и буду на «ты»...
Когда мне было лет триНАДцать,
Корней Иванович повел меня к ней однажды
и она надписала мне «У самого моря».
Я не могла поднять на неё глаз,
потому что КорнЕй ЧукОвский, войдя, сказал:
«Лида говорит – по сравнению с журнальным вариантом тут не хватает строкИ».
Это «Лида говорит» меня чуть было не убило в дУшу и мозгИ…
Потом – или раньше? – пАмять – мгла,-
я видела её в Доме литераторов на вечере памяти БлОка.
Она прочитала: «А Смоленская нынче именинница» и сразу ушла.
Меня поразили осанка, лазурная шаль,
пОступь, рассеянные голос и взглЯД...
Невозможно было поверить, что она такой же человек, как мы все.
После её ухода я очень остро испытала «тайную боль разлуки».
Но никто не мог бы заставить меня идти знакомиться с ней.
Потом, в Ольгине, я встретила ее на прямой аллее от вокзала к мОрю.
(А может быть, это было на Лахте?)
Она шла с какой-то пышноволосой дамой
(я только потом догадалась, что это СудЕйкина, чтО ли..)
Я поздоровалась с Анной АндрЕевной всех оперед'я,
ещё более обычного стыдясь себя:
своей нескладности, своей сутУлости.
Аллея была пряма, как струна в алмАзах,
и, поглядев им вслед, я подумала, что не в тУловище
их стройное явление на этой аллее легче было бы выразить срАзу
какой-нибудь музыкальной, не словесной, фразой.
Вчера я снова была у Анны Андреевны по делу.
Сквозь Дом Занимательной Науки (какое дурацкое название!) я прошла в сад.
Сучья деревьев росли будто из ее стихов или пушкинских.
Я поднялась по черной, трудной, не нашего века лестнице,
где каждая ступенька за три в наугАД...
Лестница ещё имела некоторое касательство к ней, но дальше!
На звонок мне открыла женщина, отирая пену с рук.
Этой пены и обОдранности передней, где обои висели клочьями стрАшными,
как-то совсем не ждала. Женщина шла впереди.
Кухня; на веревках белье, шлепающее мокрым по лицу.
Мокрое бельё, словно завершение какой-то скверной истории вне, –
из Достоевского, может быть. Иль соврУ ..?
Коридорчик после кухни и дверь налево – к ней.
Она в черном шелковом халате с серебряным драконом на спине.
Я спросила. Я думала, она будет искать черновик или копию. Нет.
Ровным голосом, глядя на меня светло и прямо,
она прочла мне все наизусть целиком.
Я запомнила одну фразу:
«Все мы живем для будущего, и я не хочу,
чтобы на мне осталось такое грязное пятно».
А я стоЮ и ещё что-то из уст её жду…
Общий вид комнаты: запустение, развАл;
у печки кресло без ноги, ободранное, с торчащими пружИнами;
пол не мЕтен; красивые вещи, – резной стул-нахАл;
зеркало в гладкой бронзовой раме с рЕзьбо - ужИмками,
лубкИ на стенах – не красят никогдА,
наоборот, ещё более подчеркивают убОжество.
(Может попросИть ей бОжества у БОЖЕствА ??)
Единственное, что в самом деле красИво, –
это окно в сад и дерево, глядящее прямо в окнО.
Чёрные ветви. ………….. И она сама, конечно плаксИво.
Меня её руки: молодые, нежные, с крошечной,- поразИли,-
как у Анны Карениной, кистью с кинО.
ДиалОги диалОгам диаЛОЖАт..:
– Думаю: вешать на стену картины или уже не стОит?
– 19 сентября я ушла от Николая Николаевича.
Мы шестнадцать лет прожили вместе. Но я даже не заметила на этом фоне.
– Одно хорошо: я так сильно больна, что, наверное, скоро умру.
– Князев умер. Святополк-Мирский собирает кОрки..
– Женщина в очереди, стоявшая позади меня, заплакала, услыхав мою фамилию.
Я попросила её почитать мне стихи.
Тем же ровным, словно бы обесцвеченным голосом она прочитала:
………………………. Одни глядятся в ласковые взоры,
…………………….. Другие пьют до солнечных лучей,
…………………………...А я всю ночь веду переговоры
………………………….. с неукротимой совестью моей.
(( «Взоры» – «переговоры» почему-то звучат здесь так же пронзительно,
как «странен» – «ранен» у Пушкина. ))
------------------------ Недвижим он лежал, и странен
------------------------ Был томный мир его чела.
------------------------ Под грудь он был навылет ранен;
------------------------ Дымясь из раны кровь текла.
Мне от этого «странен – ранен» всегда было больнее, чем от струИ крОви…
И вот так же ударяют по сердцу невесть чем «взоры – переговОры».
@^^^^^^^^^^^&*&^^^^^^^^^@
БоевОй ДонбАсс – Боевая ГОРловка – НовоРУСЬ*
*ДНР – НовоРОСсия*
П\с – 1:
Анна Ахматова. частъ 1-я - поэмы, 01.08.2018 17:41
http://www.stihi.ru/2018/08/01/6368
АхмАтова - воспоМИНАния. 2 частЪ - поэмы, 09.08.2018 00:48
http://www.stihi.ru/2018/08/09/260
П\с - 2:
Анна Андреевна Ахматова
в девичестве — Горенко, по первому мужу Горенко-Гумилёва,
после развода взяла фамилию Ахматова, по второму мужу Ахматова-Шилейко,
после развода Ахматова; 11 [стар. стиль 23] июня 1889г.
Одесса — 5 марта 1966, Домодедово, Московская область .
Русская поэтесса Серебряного века, переводчица и литературовед,
одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века.
Была номинирована на Нобелевскую премию по литературе (1965 и 1966).
Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей:
первый муж, Николай Гумилёв, был уже после их развода расстрелян в 1921 году;
третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году;
единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении
в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет.
Горе жён и матерей «врагов народа» было отражено
в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».
Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы,
Ахматова позже подвергалась замалчиванию, цензуре и травле
(включая постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни),
многие произведения не были опубликованы на родине
но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти.
В то же время имя Ахматовой ещё при жизни окружала слава
среди почитателей РУсо-поЭзии как в СССР, так и в эмиграции.
Имя при рождении - Анна Андреевна Горенко.
Дата рождения - 11 ( старый стиль 23) июня 1889.
Место рождения - Одесса, Российская империя.
Дата смерти - 5 марта 1966 (76 лет).
Место смерти - Домодедово, Россия.
Гражданство (подданство) - Российская империя. СССР.
Род деятельности: поэтесса, переводчица, литературовед.
Годы творчества : 1911—1966
Направление: акмеизм (раннее творчество),- модернизм.
Язык произведений: русский. Премии «Этна-Таормина» в ИтАлии и ЕврОпе.
============================
П\с - 3:
Лидия Чуковская - Записки об Анне Ахматовой.
Книга Лидии Чуковской об Анне Ахматовой – не воспоминания.
Это – дневник, записи для себя, по живому следу событий.
В записях отчетливо проступают приметы ахматовского быта, круг её друзей, черты ее личности...
2
«Записки об Анне Ахматовой. 1938-1941» – читать
Читать книгу «Записки об Анне Ахматовой. 1938-1941» онлайн.
Автор: Лидия Чуковская.
Из-под каких развалин говорю! Из-под какого я кричу обвала!
Свидетельство о публикации №118081005848