Химеры и снобизм
Общий уровень культуры падает с каждым годом, что, конечно, является печальным фактом. Химеры примитивного мышления прорастают буйным сорняком в современном сознании. Образ врага в послевоенной и перестроечной литературе, к великому сожалению, до сих пор живуч. Жестокая этническая пропаганда затрагивает и поэзию. Классическим примером является стихотворение Константина Симонова «Убей его». Но есть и другие, прямо противоположные примеры – «Ну, что с того, что я там был» Юрия Левитанского. А сколько написано произведений прозаиками о подвигах «чекистов» в наше время!
Живуча и химера «Золушки», процветающая в телесериалах по низкопробным сценариям. Например, «Доярка из Хацапетовки», где, волею судеб, девушка из провинции меняет жизнь сына олигарха. То есть современной девушке предлагается модель подъёма по общественной лестнице за счёт удачного брака. Эта модель присутствует в романах Татьяны Устиновой, к моему великому сожалению, так как я люблю читать её произведения. Есть и другая модель – неожиданное наследство. Но она тоже ущербна, на мой взгляд. Бороться с этим невозможно. Общественное сознание искажено. Изменения в философской квинтэссенции произведений искусства могут произойти только после изменения морально-нравственных отношений в обществе. Классическим примером реалистичного подхода к изображению Золушки может служить рассказ «Переполох» Антона Павловича Чехова. Столкновение «мадам Кукушкиной» и наивной Машеньки, романтичной и витающей в облаках, описано мастерски, захватывает, заставляет сострадать.
Современные авторы, скажем, Галина Манукян, тоже не чураются этой темы. Взять хотя бы роман «Без боя не сдаёмся» .Танцовщица из шоу-балета ищет добродетельных путей в жизни. А, в итоге, героиня находит материальный достаток. Приторность метаморфоз очевидна. Юлия Бузакина в романе «Выскочка» тоже воспевает образ «белокурого ангела», покорившего сразу двух олигархов – отца и сына.
Современная поэзия, являясь мне во всем своём многообразии на сайтах Поэмбук и Стихи.ру, поражает своей многогранностью и непредсказуемостью. Меня привлекает и творчество «тихих лириков», городских романтиков, таких, как Евгений Глушаков, Виктор Сосновский, и творенья авангардистов и милых «беспредельщиков» (типа Полозковой). Не буду вдаваться в философские рассуждения о противоречии формы и содержания, но скажу, что в современной поэзии такое противоречие выступает в обостренном виде. За красивостью и цветистостью стихов порой теряется смысл. Авангардизм в контексте концепции цикличности мы можем наблюдать не только в поэзии, но и в живописи. Постмодернистские формы разных видов искусства имеют много общего – уход от реальности, вычурность подачи. Яркий пример – картины Мунка.
В России широкую популярность приобрёл авангард советского и постсоветского периодов. Мне близки по духу полотна И. Гончарова, В. Сидур, М.Шемякина, художников, не примкнувших ни к каким объединениям, чьё творчество развивалось в русле андеграунда, а представители соц-арта (Э.Булатов, В.Комар) для меня не так интересны. Другое движение авангардизма ,«Чемпионы мира», более насыщено идеями и новыми формами их воплощения. Художники намеренно работали на бросовых материалах, раздавая картины прямо на вернисажах. Хочу подчеркнуть, что живопись и поэзия очень родственны по манере самовыражения. Недаром говорят: «Пишу картину», а не рисую… Точно передающие эмоции мазки, взахлёб, как строфы на белый лист, ложатся на холст быстро и, на первый взгляд, беспорядочно. Но композиция рождается, прослеживается, дорабатывается в седьмом поту. Наконец, она начинает жить своей жизнью.
Такими крупными мазками написано стихотворение Сергея Гандлевского:
ЕСТЬ в растительной жизни поэта
Злополучный период, когда
Он дичится небесного света
И боится людского суда.
И со дна городского колодца,
Сизарям рассыпая пшено,
Он ужасною клятвой клянется
Расквитаться при случае, но,
Слава Богу, на дачной веранде,
Где жасмин до руки достает,
У припадочной скрипки Вивальди
Мы учились полету — и вот
Пустота высоту набирает,
И душа с высоты пустоты
Наземь падает и обмирает,
Но касаются локтя цветы...
Ничего-то мы толком не знаем,
Труса празднуем, горькую пьем,
От волнения спички ломаем
И посуду по слабости бьем…
Сюрреалистические образы Нины Искренко просто шокируют:
Я танцую на электрическом столике.
У меня волосы как крестики и нолики.
У меня ноги загибаются как розовые бублики.
Я скачу на электрическом Бобике.
У меня на лбу проступает жемчужно-гранатовая карта Африки
Из глаз и ушей льется кровоточит красота неземная.
Ты подойдешь ты угостишь меня вафелькой.
Я откушу, я потанцую с тобой, я тебя не узнаю…
Эти стихи настолько разные, что рука не поднимается поставить их в один ряд… Я не хочу огульно клеймить все современные течения в искусстве по той причине, что я не являюсь снобом, коих в наше время развелось немало. «Я знаю только то, что ничего не знаю». Это древнейшее изречение является полярным по отношению к профессиональному снобизму литераторов. Он проявляется в жутком высокомерии, неумении считаться с мнением другого автора. Некорректность в общении зашкаливает. По мнению известного психолога Александра Тхостова, если давать глубокое современное определение сноба, то «это не только человек, который презирает определенных людей, но он одновременно и преклоняется перед тем слоем, к которому он реально не принадлежит. Вот такой, знаете, двойной стандарт. Есть люди - такие "горние высоты", а есть - такие "дольние"... И он такой живущий, на самом деле, среди этого плебса»…
Сноб всегда хочет казаться значительнее, чем он есть на самом деле. И вот это, мне кажется, принципиально - казаться, а не быть. В сфере искусства ничего хорошего в снобизме нет, поскольку речь не идет о людях в действительности умных, значительных, много сделавших в жизни, а речь идет о людях, которые хотят казаться таковыми, безосновательно причисляющих себя к профессионалам. Появился новый психологический термин «интеллект эмоций». И это не пустое словосочетание! Подразумевается, что соприкосновение с высоким искусством должно облагораживать фон общения. Та мера напора, с которой критик высказывает свои замечания и определяет - насколько развит его эмоциональный интеллект.
Отсюда делаем вывод, что надо работать над тематикой произведений, затрагивающей тонкие струны читательской души, выбором соответствующей формы их подачи, а также над уровнем культуры профессионального общения литераторов. Не отражайте, и без того безобразную, действительность в кривом зеркале. Люди искусства, объединяйтесь!
Свидетельство о публикации №118081001715