Быть порядочным

     Не люблю ранних телефонных звонков. Они всегда заставляют меня вздрагивать от неожиданности, не суля ничего хорошего. Так случилось и в этот раз. Звонил брат. Случилось несчастье – сломал ногу. Он не сразу позвонил мне, а только на второй день. Гипс ему уже наложили.

     Бросив все свои дела, я собралась ехать к нему. На электричку я уже не успевала. Решила ехать автобусом. Я знала, что все рейсовые автобусы шли через наш посёлок, так как мост через речку Северский Донец возле Чугуева был на ремонте. Подошёл автобус. Заплатила десять гривен. Но, когда подъехали к «Источнику», оказалось, что автобус через посёлок не идёт. Я попросила водителя остановиться. Вышла, понимая, что мне теперь придётся пешком преодолевать немаленькое расстояние.

     Конец ноября принёс неприятную холодную погоду. Дул сильный, пронизывающий ветер, а затем пошёл снег с крупой, которая, словно плетью, жёстко и очень больно хлестала по лицу. Ветер забирался в рукава, под капюшон (благо, догадалась надеть пальто).

     Я перешла трассу и вышла на дорогу, ведущую в Малиновку. Она была, как бы, продолжением дороги из Купянска, пересекая ростовскую трассу. Влево, строго на юг шла ещё одна дорога, ведущая к целому промышленному центру, совсем недавно открывшемуся недалеко от Малиновки. В 1980-ые годы здесь был построен филиал завода имени Малышева. Сейчас он фактически не работает.

     13 августа 2003 года был открыт завод металлической упаковки; 28 октября 2006 года начал работать ликёро-водочный завод «Prime» (говорят, донецкие приложили сюда свои руки). Чуть позже начало работу ООО «Малиновский стеклозавод». Совсем недавно начал работу трубный завод: ЧАО «ТММ-Энергострой». Вот такой появился «букет» промышленных предприятий. До этого жители посёлка работали (да и сейчас работают) на промышленных предприятиях города Харькова. На работу ездили (и сейчас ездят большинство) электричкой.

     Местность была открытой. По обе стороны от дороги были ухоженные поля. А когда-то здесь был танковый испытательный полигон. Во время танковых испытаний, земля здесь была буквально разворочена гусеницами танков. Подпрыгивая на ухабах, будто с трамплинов, они поднимали высоченные столбы пыли, из-за которых посёлка совсем не было видно.

     Не понимала, как люди жили на прилегающих к полигону улицах! К этому ещё надо добавить ужасный рёв моторов и стрельбу по мишеням. Однажды мне довелось увидеть это своими глазами. Зрелище запомнилось на всю жизнь. Как ни странно, но этот полигон был достопримечательностью посёлка! С правой стороны находился огромный парк военной техники. Чего там только не было: танки, тягачи, БТРы, военные грузовые автомобили, пушки… Парк был обнесен высоким забором. А дальше, ближе к посёлку, стояли добротные казармы.

     И ещё дальше – военный городок. После развала Советского союза всё теперь здесь выглядело совсем по-другому. Вместо танкового полигона – поля, исчезла военная техника. Ничего от неё не осталось. Заброшенными стояли казармы. Знаю об этом очень хорошо. Отец работал электриком в офицерском и солдатском лагерях и часто брал меня с собой на работу. Эти лагеря находились по обе стороны ростовской трассы под Башкировкой. На горе расположен город Чугуев – родина И. Е.Репина.

     Оба лагеря (с левой стороны – офицерский, с правой – солдатский) располагались в сосновом лесу. Именно солдатский лагерь был напичкан военной техникой. Там были ангары, в которых стояли тягачи с зачехлёнными ракетами; огромный полигон; было много военных машин, а также машин, которыми перевозили ракетное топливо.

    В офицерском лагере стояла подстанция, столовая и летние помещения для офицерского состава. Если пройти поперёк лагеря, перпендикулярно трассе, то можно спуститься к речке Северский Донец.

     Но сейчас мне было не до воспоминаний. Я часто поворачивалась спиной или боком к ветру. Чтобы, хоть как-нибудь, защититься от этой ненавистной крупы.
Ветер, к тому же, усилился, идти было очень трудно. Мимо проехал мерседес, но я и не думала голосовать. Проехали ещё несколько машин, дорога снова стала пустынной.

     Я прошла приличный отрезок пути, когда увидела, остановившиеся чуть впереди меня, «Жигули». Прошла мимо (кто знает, почему остановилась машина), но открылась дверца, и меня окликнул мужчина лет сорока:
- Садитесь, я Вас подвезу.
Я села в кресло возле водителя и мы поехали. В салоне было очень тепло, играла музыка. Было уютно. Согрелась.

- Вам куда надо?
Я попросила его подвезти к школе, а там уже недалеко идти, минут десять, не больше. Поинтересовалась – местный ли он.
- Нет, я сюда езжу на работу, на трубный завод, который находится за Малиновкой. А живу в Харькове.

     Я удивилась, что он ездит на работу машиной. Спросила, как его зовут. Оказалось, что имя и фамилия мужчины точно совпали с фамилией и именем моего однокурсника по институту: Москаленко Пётр.

     Вот и школа. Я спросила у Петра, сколько я ему должна.
- Что Вы? Ничего Вы мне не должны! Это ведь совсем ничего не стоит!
Да, для него это ничего не стоило, а для меня – много. Я поблагодарила его и пообещала, что не забуду об этом. Вот, не забыла. Имя и фамилия мужчины – настоящие. Я их не меняла.

     Человеческая порядочность стоит очень многого.
Как, оказывается, совсем просто быть порядочным человеком.

 
16. 05. 2015 год
Фото из интернета

 


Рецензии
Побольше бы нам таких порядочных людей! Мне тоже такие встречались! Спасибо, Надежда, за публикацию этого замечатерьного рассказа!

Эдуард Неганов   13.08.2018 16:09     Заявить о нарушении
И тете спасибо, Эд, за отзыв!
Удачи!

Надежда Крайнюк   13.08.2018 16:30   Заявить о нарушении
И тебе, Эд, спасибо за отзыв. Извини за ошибку. :-)

Надежда Крайнюк   15.03.2019 21:24   Заявить о нарушении