От Нобеля - до Стихиря и обратно
Поскольку автор высказывания не раскрыл смысл этого определения, то я позволю себе предположить, что он имел под этим в виду совокупность критериев, подобных тем, которые существуют на сайте, т.е. читательскую популярность , выраженную в количестве лестных откликов?!
Итак, как говорил Жванецкий, "прошу к столу - вскипело!"
1901 Сюлли-Прюдом «За выдающиеся литературные достоинства, высокий идеализм, художественное совершенство и необычное сочетание душевности и таланта».
1902 Теодор Моммзен «За монументальный труд „Римская история“».
1903 Бьёрнстьерне Бьёрнсон «За благородную высокую поэзию, которая отличалась свежестью вдохновения и редкой чистотой духа, а также за эпический и драматический талант».
1904 Фредерик Мистраль «За свежесть и оригинальность поэтических произведений, правдиво отражающих дух народа».
Хосе Эчегерай-и-Эйсагирре «За многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы».
1905 Генрик Сенкевич «За выдающиеся заслуги в области эпоса».
1906 Джозуэ Кардуччи «За творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу его поэтических шедевров».
1907 Редьярд Киплинг «За наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя».
1908 Рудольф Кристоф Эйкен «За серьёзные поиски истины, всепроницающую силу мысли, широкий кругозор, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию».
1909 Сельма Лагерлёф «Как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения».
1910 Пауль Хейзе «За художественность, идеализм как лирический поэт, драматург, романист и автор известных всему миру новелл».
1911 Морис Метерлинк «За драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией».
1912 Герхарт Гауптман «В знак признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в области драматического искусства».
1913 Рабиндранат Тагор «За глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление».
1914 Премия не присуждалась. Денежные средства включены в спецфонд секции.
1915 Ромен Роллан (присуждена в 1916 г.) «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».
1916 Карл Густав Вернер фон Хейденстам «Виднейший представитель новой эпохи в мировой литературе».
1917 Карл Адольф Гьеллеруп «За многообразное поэтическое творчество и возвышенные идеалы».
Хенрик Понтоппидан «За правдивое описание современной жизни Дании».
1918 Премия не присуждалась. Денежные средства включены в спецфонд секции.
1919 Карл Шпиттелер (присуждена в 1920 г.) «За несравненный эпос „Олимпийская весна“».
1920 Кнут Гамсун «За монументальное произведение „Плоды земли“ о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям».
1921 Анатоль Франс «За блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом».
1922 Хасинто Бенавенте-и-Мартинес «За блестящее мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы».
1923 Уильям Батлер Йейтс «За вдохновенное поэтическое творчество, передающее в высокохудожественной форме национальный дух».
1924 Владислав Реймонт «За выдающийся национальный эпос — роман „Мужики“».
1925 Джордж Бернард Шоу (присуждена в 1926 г.) «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».
1926 Грация Деледда (присуждена в 1927 г.) «За поэтические сочинения, в которых с пластической ясностью описывается жизнь её родного острова, а также за глубину подхода к человеческим проблемам в целом».
1927 Анри Бергсон (присуждена в 1928 г.) «В знак признания его ярких и жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с которым эти идеи были воплощены».
1928 Сигрид Унсет «За запоминающееся описание скандинавского средневековья».
1929 Томас Манн «За великий роман „Будденброки“, который стал классикой современной литературы».
1930 Синклер Льюис «За мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры».
1931 Эрик Аксель Карлфельдт «За его поэзию (посмертно)».
1932 Джон Голсуорси «За высокое искусство повествования, вершиной которого является „Сага о Форсайтах“».
1933 Иван Бунин («без гражданства») «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
1934 Луиджи Пиранделло «За творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства».
1935 Премия не присуждалась. Денежные средства включены в спецфонд секции (2/3) и Нобелевский фонд (1/3).
1936 Юджин О’Нил «За силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии».
1937 Роже Мартен дю Гар «За художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни».
1938 Перл Бак «За многогранное, поистине эпическое описание жизни китайских крестьян и за биографические шедевры».
1939 Франс Эмиль Силланпяя «За глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой».
1940 Премия не присуждалась. Денежные средства включены в спецфонд секции (2/3) и Нобелевский фонд (1/3).
1941 Премия не присуждалась. Денежные средства включены в спецфонд секции (2/3) и Нобелевский фонд (1/3).
1942 Премия не присуждалась. Денежные средства включены в спецфонд секции (2/3) и Нобелевский фонд (1/3).
1943 Премия не присуждалась. Денежные средства включены в спецфонд секции (2/3) и Нобелевский фонд (1/3).
1944 Йоханнес Вильхельм Йенсен (присуждена в 1945 г.) «За редкую силу и богатство поэтического воображения в сочетании с интеллектуальной любознательностью и самобытностью творческого стиля».
1945 Габриэла Мистраль «За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки».
1946 Герман Гессе «За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».
1947 Андре Жид «За глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью».
1948 Томас Стернз Элиот «За выдающийся новаторский вклад в современную поэзию».
1949 Уильям Фолкнер (присуждена в 1950 г.) «За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа».
1950 Бертран Рассел «Один из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашный борец за свободу слова и свободу мысли на Западе».
1951 Пер Лагерквист «За художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который искал ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством».
1952 Франсуа Мориак «За глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни».
1953 Уинстон Черчилль «За высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности».
1954 Эрнест Хемингуэй «За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в „Старике и море“».
1955 Халлдор Кильян Лакснесс «За яркую эпическую силу, которая возродила великое повествовательное искусство Исландии».
1956 Хуан Рамон Хименес «За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии».
1957 Альбер Камю «За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
1958 Борис Пастернак (отказался от премии, диплом и медаль были вручены сыну в 1989 г.) «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».
1959 Сальваторе Квазимодо «За лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени».
1960 Сен-Жон Перс «За возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают обстоятельства нашего времени».
1961 Иво Андрич «За силу эпического дарования, позволившую во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны».
1962 Джон Стейнбек «За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением».
1963 Йоргос Сеферис «За выдающиеся лирические произведения, исполненные преклонения перед миром древних эллинов».
1964 Жан-Поль Сартр (отказался от премии) «За богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время».
1965 Михаил Шолохов «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
1966 Шмуэль Йосеф Агнон «За глубоко оригинальное искусство повествования, навеянное еврейскими народными мотивами».
Нелли Закс «За выдающиеся лирические и драматические произведения, исследующие судьбу еврейского народа».
1967 Мигель Анхель Астуриас «За яркое творческое достижение, в основе которого лежит интерес к обычаям и традициям индейцев Латинской Америки».
1968 Ясунари Кавабата «За писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания».
1969 Сэмюэл Беккет «За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом».
1970 Александр Солженицын «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы».
1971 Пабло Неруда «За поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента».
1972 Генрих Бёлль «За творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы».
1973 Патрик Уайт «За эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк».
1974 Эйвинд Юнсон «За повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе».
Харри Мартинсон «За творчество, в котором есть всё — от капли росы до космоса».
1975 Эудженио Монтале «За достижения в поэзии, которая отличается огромной проникновенностью и выражением взглядов на жизнь, напрочь лишенных иллюзий».
1976 Сол Беллоу «За гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве».
1977 Висенте Алейксандре «За выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами».
1978 Исаак Башевис-Зингер «За эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вечные вопросы».
1979 Одисеас Элитис «За поэтическое творчество, которое в русле греческой традиции, с чувственной силой и интеллектуальной проницательностью рисует борьбу современного человека за свободу и независимость».
1980 Чеслав Милош «С бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами».
1981 Элиас Канетти «За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
1982 Габриэль Гарсиа Маркес «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».
1983 Уильям Голдинг «За романы, в которых обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла, все они объединены идеей борьбы за выживание».
1984 Ярослав Сейферт «За поэзию, которая отличается свежестью, чувственностью и богатым воображением и свидетельствует о независимости духа и разносторонности человека».
1985 Клод Симон «За сочетание в его творчестве поэтического и живописного начал».
1986 Воле Шойинка «За создание театра огромной культурной перспективы и поэзии».
1987 Иосиф Бродский «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».
1988 Нагиб Махфуз «За реализм и богатство оттенков арабского рассказа, который имеет значение для всего человечества».
1989 Камило Хосе Села «За выразительную и мощную прозу, которая сочувственно и трогательно описывает человеческие слабости».
1990 Октавио Пас «За пристрастные всеобъемлющие произведения, отмеченные чувственным интеллектом и гуманистической целостностью».
1991 Надин Гордимер «Своим великолепным эпосом принесла огромную пользу человечеству».
1992 Дерек Уолкотт «За яркое поэтическое творчество, исполненное историзма и являющееся результатом преданности культуре во всем её многообразии».
1993 Тони Моррисон «В своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности».
1994 Кэндзабуро Оэ «C поэтической силой создаёт воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод».
1995 Шеймас Хини «За лирическую красоту и этическую глубину поэзии, открывающую перед нами удивительные будни и оживающее прошлое».
1996 Вислава Шимборская «За поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности».
1997 Дарио Фо «Наследуя средневековых шутов, порицает власть и авторитет и защищает достоинство угнетенных».
1998 Жозе Сарамагу «Используя притчи, подкрепленные воображением, состраданием и иронией, даёт возможность понять иллюзорную реальность».
1999 Гюнтер Грасс «Его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории».
2000 Гао Синцзянь «Произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире, которые открывают новые пути перед китайской прозой и драматургией».
2001 Видиадхар Найпол «За синтез проницательного повествования и непреклонной честности в произведениях, заставляющих нас задуматься над фактами, которые обсуждать обычно не принято».
2002 Имре Кертес «За творчество, в котором хрупкость личности противопоставлена варварскому деспотизму истории».
2003 Джон Кутзее «В бесчисленных вариациях показывает неожиданную сопричастность постороннего».
2004 Эльфрида Елинек «За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы».
2005 Гарольд Пинтер «В своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения».
2006 Орхан Памук «В поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур».
2007 Дорис Лессинг «Повествующей об опыте женщин, со скептицизмом, страстью и провидческой силой подвергшей рассмотрению разделённую цивилизацию».
2008 Жан-Мари Гюстав Леклезио «Автор новых направлений, поэтических приключений, чувственных восторгов, исследователь человечества вне пределов правящей цивилизации».
2009 Герта Мюллер «С сосредоточенностью в поэзии и искренностью в прозе описывает жизнь обездоленных».
2010 Марио Варгас Льоса «За детальное описание структуры власти и за яркое изображение восставшего, борющегося и потерпевшего поражение человека»
2011 Томас Транстрёмер «За его краткие, полупрозрачные образы, которые дают нам обновлённый взгляд на реальность»
Я решил остановиться на 2011 -ом году, ибо счёл это вполне достаточным.
Теперь внимательно прочтите список, обращая вниманин на квинтэссенции формулировок.
Это же песня!
Одни "краткие, полупрозрачные образы, которые дают нам обновлённый взгляд на реальность" Томаса Транстрёмера чего стоят?!
Задайтесь следующими вопросами:
1.Скольких авторов из этого списка вы читали?
2.О скольких слышали?
3.Кого из списка лично вы считаете достойными этой чести?
4.Сколько, по-вашему, здесь конъюнктурных, рассовых и местнических назначений на лауреатство?
5.Не кажется ли вам странным (по меньшей мере), что в списке отсутствуют : Лев Толстой и Набоков, Джойс и Кафка, Фаулз и Борхес?
6.Не кажется ли вам, что с годами, литературный Нобель девальвировался и скукожился?
Литературная "плазма", подобно Вселенной, то расширяется, то сжимается.
На её небосклоне рождаются, остывают и гаснут звёзды-гиганты и звёзды-карлики и свет, испускаемый ими - величественен, холоден, вечен и убийственно-прекрасен!
Свидетельство о публикации №118080704595
Многих не по разу. Но остальных - ни разу. Среди "достойных этой чести" из прочитанных мной - больше половины. О непрочитанных судить не могу.
Была раньше такая книжная серия - "Приложение к журналу "Иностранная литература", у нас дома много томов было. Нобелевских лауреатов там печатали.
Это сейчас не знаешь, где стоящую книгу взять. И на что из интернет-макулатуры стоит тратить время. Где звёзды-гиганты, где карлики или "черные дыры".
Лина Чирко 07.08.2018 19:40 Заявить о нарушении
Лина Чирко 08.08.2018 07:32 Заявить о нарушении
2.Кафка на немецком
3.Джойс на английском
4.Подавляющее большинство нобелевских лауреатов читались в переводах с испанского, итальянского, с иврита, идиш.
Опять же, с русского: Бунин, Шолохов, Пастернак, Бродский, Солженицын.
Так что аргументы по снижению качества текстов из-за искажений и девальваций переводов - мне кажутся несостоятельными.
А кроме того, не всех даже (из моего реестра) вообще номинировали на Нобеля!
Олег Стоеросов 08.08.2018 07:41 Заявить о нарушении
("Великий слепой: Гомер, Мильтон и Паниковский", как говорил Остап Бендер.
Бунин, Щолохов и Алексиевич?!)
Олег Стоеросов 08.08.2018 07:47 Заявить о нарушении
Кафка и Джойс, конечно, интересны. Но являются ли авторами мировой величины? Этот вопрос я задавала себе и когда читала, и когда изучала со старшеклассниками из гуманитарного класса на уроках зарубежной литературы.Удивили - да. Но что поведали городу и миру? Кафка вообще был пациентом доктора Фрейда...
А Набоков, считаю, на любителя.Пишет хорошо, но по мне - длинно и скучно. Честно прочитала два толстых тома, чуть ли не насильно заставляя себявникать в "красоты стиля". А "Лолита" - ужас и кошмар, к тому же, как пишут в интернете, плагиат...
Насчет Толстого судить не берусь. Может, он в те времена, когда только начали присуждать Нобеля, не был столь хорошо известен мировой общественности, как в 20-м веке, после "киноопупеи" Бондарчука?
И еще у меня есть подозрение, что русскими лауреатами становились те, кто громче всех кричал о своей ненависти к Советам. Тот же Бунин, Пастернак с его "Живаго" (посути антисоветским),а Шолохов - только благодаря "Тихому Дону", за который его именно в те годы нещадно трепали и ставили вопрос об авторстве.
Лина Чирко 08.08.2018 13:52 Заявить о нарушении
Лина Чирко 08.08.2018 13:54 Заявить о нарушении
Лина Чирко 08.08.2018 13:57 Заявить о нарушении
Ибо я хочу выпить за своё здоровье, ибо если буду здоров я, то будет здорова моя жена, а если будет здорова она, то будут здоровы все мужчины нашего селения, а если будут здоровы они, то будут здоровы их жёны, а если будут здоровы их жёны, то буду здоров и я!
Так выпьем же за моё здоровье и за здоровье всех Нобелевских лауреатов по литературе, включая Светлану Алексиевич!
Олег Стоеросов 08.08.2018 14:09 Заявить о нарушении
Лина Чирко 08.08.2018 14:25 Заявить о нарушении