От Нобеля - до Стихиря и обратно

С удивлением прочёл у кого-то на Стихире, что членство в Нобелевских лауреатах - понятие РЕЙТИНГОВОЕ.
Поскольку автор высказывания не раскрыл смысл этого определения, то я позволю себе предположить, что он имел под этим в виду совокупность критериев, подобных тем, которые существуют на сайте, т.е. читательскую популярность , выраженную в количестве лестных откликов?!

Итак, как говорил Жванецкий, "прошу к столу - вскипело!"

1901  Сюлли-Прюдом «За выдающиеся литературные достоинства, высокий идеализм, художественное совершенство и необычное сочетание душевности и таланта».
1902  Теодор Моммзен «За монументальный труд „Римская история“».
1903  Бьёрнстьерне Бьёрнсон «За благородную высокую поэзию, которая отличалась свежестью вдохновения и редкой чистотой духа, а также за эпический и драматический талант».
1904  Фредерик Мистраль «За свежесть и оригинальность поэтических произведений, правдиво отражающих дух народа».
 Хосе Эчегерай-и-Эйсагирре «За многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы».
1905  Генрик Сенкевич «За выдающиеся заслуги в области эпоса».
1906  Джозуэ Кардуччи «За творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу его поэтических шедевров».
1907  Редьярд Киплинг «За наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя».
1908  Рудольф Кристоф Эйкен «За серьёзные поиски истины, всепроницающую силу мысли, широкий кругозор, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию».
1909  Сельма Лагерлёф «Как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения».
1910  Пауль Хейзе «За художественность, идеализм как лирический поэт, драматург, романист и автор известных всему миру новелл».

1911  Морис Метерлинк «За драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией».
1912  Герхарт Гауптман «В знак признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в области драматического искусства».
1913  Рабиндранат Тагор «За глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление».
1914 Премия не присуждалась. Денежные средства включены в спецфонд секции.
1915  Ромен Роллан (присуждена в 1916 г.) «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».
1916  Карл Густав Вернер фон Хейденстам «Виднейший представитель новой эпохи в мировой литературе».
1917  Карл Адольф Гьеллеруп «За многообразное поэтическое творчество и возвышенные идеалы».
 Хенрик Понтоппидан «За правдивое описание современной жизни Дании».
1918 Премия не присуждалась. Денежные средства включены в спецфонд секции.
1919  Карл Шпиттелер (присуждена в 1920 г.) «За несравненный эпос „Олимпийская весна“».
1920  Кнут Гамсун «За монументальное произведение „Плоды земли“ о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям».

1921  Анатоль Франс «За блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом».
1922  Хасинто Бенавенте-и-Мартинес «За блестящее мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы».
1923  Уильям Батлер Йейтс «За вдохновенное поэтическое творчество, передающее в высокохудожественной форме национальный дух».
1924  Владислав Реймонт «За выдающийся национальный эпос — роман „Мужики“».
1925  Джордж Бернард Шоу (присуждена в 1926 г.) «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».
1926  Грация Деледда (присуждена в 1927 г.) «За поэтические сочинения, в которых с пластической ясностью описывается жизнь её родного острова, а также за глубину подхода к человеческим проблемам в целом».
1927  Анри Бергсон (присуждена в 1928 г.) «В знак признания его ярких и жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с которым эти идеи были воплощены».
1928  Сигрид Унсет «За запоминающееся описание скандинавского средневековья».
1929  Томас Манн «За великий роман „Будденброки“, который стал классикой современной литературы».
1930  Синклер Льюис «За мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры».

1931  Эрик Аксель Карлфельдт «За его поэзию (посмертно)».
1932  Джон Голсуорси «За высокое искусство повествования, вершиной которого является „Сага о Форсайтах“».
1933 Иван Бунин («без гражданства») «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
1934  Луиджи Пиранделло «За творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства».
1935 Премия не присуждалась. Денежные средства включены в спецфонд секции (2/3) и Нобелевский фонд (1/3).
1936  Юджин О’Нил «За силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии».
1937  Роже Мартен дю Гар «За художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни».
1938  Перл Бак «За многогранное, поистине эпическое описание жизни китайских крестьян и за биографические шедевры».
1939  Франс Эмиль Силланпяя «За глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой».
1940 Премия не присуждалась. Денежные средства включены в спецфонд секции (2/3) и Нобелевский фонд (1/3).

1941 Премия не присуждалась. Денежные средства включены в спецфонд секции (2/3) и Нобелевский фонд (1/3).
1942 Премия не присуждалась. Денежные средства включены в спецфонд секции (2/3) и Нобелевский фонд (1/3).
1943 Премия не присуждалась. Денежные средства включены в спецфонд секции (2/3) и Нобелевский фонд (1/3).
1944  Йоханнес Вильхельм Йенсен (присуждена в 1945 г.) «За редкую силу и богатство поэтического воображения в сочетании с интеллектуальной любознательностью и самобытностью творческого стиля».
1945  Габриэла Мистраль «За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки».
1946   Герман Гессе «За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».
1947  Андре Жид «За глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью».
1948  Томас Стернз Элиот «За выдающийся новаторский вклад в современную поэзию».
1949  Уильям Фолкнер (присуждена в 1950 г.) «За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа».
1950  Бертран Рассел «Один из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашный борец за свободу слова и свободу мысли на Западе».

1951  Пер Лагерквист «За художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который искал ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством».
1952  Франсуа Мориак «За глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни».
1953  Уинстон Черчилль «За высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности».
1954  Эрнест Хемингуэй «За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в „Старике и море“».
1955  Халлдор Кильян Лакснесс «За яркую эпическую силу, которая возродила великое повествовательное искусство Исландии».
1956   Хуан Рамон Хименес «За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии».
1957  Альбер Камю «За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
1958  Борис Пастернак (отказался от премии, диплом и медаль были вручены сыну в 1989 г.) «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».
1959  Сальваторе Квазимодо «За лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени».
1960  Сен-Жон Перс «За возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают обстоятельства нашего времени».

1961  Иво Андрич «За силу эпического дарования, позволившую во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны».
1962  Джон Стейнбек «За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением».
1963  Йоргос Сеферис «За выдающиеся лирические произведения, исполненные преклонения перед миром древних эллинов».
1964  Жан-Поль Сартр (отказался от премии) «За богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время».
1965  Михаил Шолохов «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
1966  Шмуэль Йосеф Агнон «За глубоко оригинальное искусство повествования, навеянное еврейскими народными мотивами».
  Нелли Закс «За выдающиеся лирические и драматические произведения, исследующие судьбу еврейского народа».
1967  Мигель Анхель Астуриас «За яркое творческое достижение, в основе которого лежит интерес к обычаям и традициям индейцев Латинской Америки».
1968  Ясунари Кавабата «За писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания».
1969  Сэмюэл Беккет «За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом».
1970  Александр Солженицын «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы».

1971  Пабло Неруда «За поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента».
1972  Генрих Бёлль «За творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы».
1973  Патрик Уайт «За эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк».
1974  Эйвинд Юнсон «За повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе».
 Харри Мартинсон «За творчество, в котором есть всё — от капли росы до космоса».
1975  Эудженио Монтале «За достижения в поэзии, которая отличается огромной проникновенностью и выражением взглядов на жизнь, напрочь лишенных иллюзий».
1976  Сол Беллоу «За гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве».
1977  Висенте Алейксандре «За выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами».
1978  Исаак Башевис-Зингер «За эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вечные вопросы».
1979  Одисеас Элитис «За поэтическое творчество, которое в русле греческой традиции, с чувственной силой и интеллектуальной проницательностью рисует борьбу современного человека за свободу и независимость».
1980   Чеслав Милош «С бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами».

1981   Элиас Канетти «За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
1982  Габриэль Гарсиа Маркес «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».
1983  Уильям Голдинг «За романы, в которых обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла, все они объединены идеей борьбы за выживание».
1984  Ярослав Сейферт «За поэзию, которая отличается свежестью, чувственностью и богатым воображением и свидетельствует о независимости духа и разносторонности человека».
1985  Клод Симон «За сочетание в его творчестве поэтического и живописного начал».
1986  Воле Шойинка «За создание театра огромной культурной перспективы и поэзии».
1987  Иосиф Бродский «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».
1988  Нагиб Махфуз «За реализм и богатство оттенков арабского рассказа, который имеет значение для всего человечества».
1989  Камило Хосе Села «За выразительную и мощную прозу, которая сочувственно и трогательно описывает человеческие слабости».
1990  Октавио Пас «За пристрастные всеобъемлющие произведения, отмеченные чувственным интеллектом и гуманистической целостностью».

1991  Надин Гордимер «Своим великолепным эпосом принесла огромную пользу человечеству».
1992  Дерек Уолкотт «За яркое поэтическое творчество, исполненное историзма и являющееся результатом преданности культуре во всем её многообразии».
1993  Тони Моррисон «В своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности».
1994  Кэндзабуро Оэ «C поэтической силой создаёт воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод».
1995  Шеймас Хини «За лирическую красоту и этическую глубину поэзии, открывающую перед нами удивительные будни и оживающее прошлое».
1996  Вислава Шимборская «За поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности».
1997  Дарио Фо «Наследуя средневековых шутов, порицает власть и авторитет и защищает достоинство угнетенных».
1998  Жозе Сарамагу «Используя притчи, подкрепленные воображением, состраданием и иронией, даёт возможность понять иллюзорную реальность».
1999  Гюнтер Грасс «Его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории».
2000   Гао Синцзянь «Произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире, которые открывают новые пути перед китайской прозой и драматургией».

2001   Видиадхар Найпол «За синтез проницательного повествования и непреклонной честности в произведениях, заставляющих нас задуматься над фактами, которые обсуждать обычно не принято».
2002  Имре Кертес «За творчество, в котором хрупкость личности противопоставлена варварскому деспотизму истории».
2003  Джон Кутзее «В бесчисленных вариациях показывает неожиданную сопричастность постороннего».
2004  Эльфрида Елинек «За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы».
2005  Гарольд Пинтер «В своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения».
2006  Орхан Памук «В поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур».
2007  Дорис Лессинг «Повествующей об опыте женщин, со скептицизмом, страстью и провидческой силой подвергшей рассмотрению разделённую цивилизацию».
2008  Жан-Мари Гюстав Леклезио «Автор новых направлений, поэтических приключений, чувственных восторгов, исследователь человечества вне пределов правящей цивилизации».
2009  Герта Мюллер «С сосредоточенностью в поэзии и искренностью в прозе описывает жизнь обездоленных».
2010  Марио Варгас Льоса «За детальное описание структуры власти и за яркое изображение восставшего, борющегося и потерпевшего поражение человека» 

2011  Томас Транстрёмер «За его краткие, полупрозрачные образы, которые дают нам обновлённый взгляд на реальность»
Я решил остановиться на 2011 -ом году, ибо счёл это вполне достаточным.

Теперь внимательно прочтите список, обращая вниманин на квинтэссенции формулировок.
Это же песня!
Одни "краткие, полупрозрачные образы, которые дают нам обновлённый взгляд на реальность" Томаса Транстрёмера чего стоят?!

Задайтесь следующими вопросами:
1.Скольких авторов из этого списка вы читали?
2.О скольких слышали?
3.Кого из списка лично вы считаете достойными этой чести?
4.Сколько, по-вашему, здесь конъюнктурных, рассовых и местнических назначений на лауреатство?
5.Не кажется ли вам странным (по меньшей мере), что в списке отсутствуют : Лев Толстой и Набоков, Джойс и Кафка, Фаулз и Борхес?
6.Не кажется ли вам, что с годами, литературный Нобель девальвировался и скукожился?

Литературная "плазма", подобно Вселенной, то расширяется, то сжимается.
На её небосклоне рождаются, остывают и гаснут звёзды-гиганты и звёзды-карлики и свет, испускаемый ими - величественен, холоден, вечен и убийственно-прекрасен!
 


Рецензии
Читала больше половины тех, кто в списке.
Многих не по разу. Но остальных - ни разу. Среди "достойных этой чести" из прочитанных мной - больше половины. О непрочитанных судить не могу.
Была раньше такая книжная серия - "Приложение к журналу "Иностранная литература", у нас дома много томов было. Нобелевских лауреатов там печатали.
Это сейчас не знаешь, где стоящую книгу взять. И на что из интернет-макулатуры стоит тратить время. Где звёзды-гиганты, где карлики или "черные дыры".

Лина Чирко   07.08.2018 19:40     Заявить о нарушении
А как же Толстой, Борхес, Набоков, Фаулз-?

Олег Стоеросов   07.08.2018 19:51   Заявить о нарушении
А это, полагаю, уже вопрос личных предпочтений членов жюри. А для русских авторов - еще и вопрос качества перевода. Что осталось от "Евгения Онегина" в английском переводе? Сюжет. Боюсь, что сам "дух" Толстого переводы не передают. А сюжеты достаточно тривиальны... А морализаторство скучно...

Лина Чирко   08.08.2018 07:32   Заявить о нарушении
Во-первых: меня интересовало не мнение жюри, а ваше собственное, а во-вторых: 1.Набоков блестяще писал и на английском и на французском
2.Кафка на немецком
3.Джойс на английском
4.Подавляющее большинство нобелевских лауреатов читались в переводах с испанского, итальянского, с иврита, идиш.
Опять же, с русского: Бунин, Шолохов, Пастернак, Бродский, Солженицын.
Так что аргументы по снижению качества текстов из-за искажений и девальваций переводов - мне кажутся несостоятельными.
А кроме того, не всех даже (из моего реестра) вообще номинировали на Нобеля!

Олег Стоеросов   08.08.2018 07:41   Заявить о нарушении
...да, вот ещё что, в П.4 я забыл упомянуть Светлану Алексиевич!
("Великий слепой: Гомер, Мильтон и Паниковский", как говорил Остап Бендер.
Бунин, Щолохов и Алексиевич?!)

Олег Стоеросов   08.08.2018 07:47   Заявить о нарушении
А Вы считаете, что я озвучила мнение нобелевского жюри, а не свое собственное? Странно...
Кафка и Джойс, конечно, интересны. Но являются ли авторами мировой величины? Этот вопрос я задавала себе и когда читала, и когда изучала со старшеклассниками из гуманитарного класса на уроках зарубежной литературы.Удивили - да. Но что поведали городу и миру? Кафка вообще был пациентом доктора Фрейда...
А Набоков, считаю, на любителя.Пишет хорошо, но по мне - длинно и скучно. Честно прочитала два толстых тома, чуть ли не насильно заставляя себявникать в "красоты стиля". А "Лолита" - ужас и кошмар, к тому же, как пишут в интернете, плагиат...
Насчет Толстого судить не берусь. Может, он в те времена, когда только начали присуждать Нобеля, не был столь хорошо известен мировой общественности, как в 20-м веке, после "киноопупеи" Бондарчука?
И еще у меня есть подозрение, что русскими лауреатами становились те, кто громче всех кричал о своей ненависти к Советам. Тот же Бунин, Пастернак с его "Живаго" (посути антисоветским),а Шолохов - только благодаря "Тихому Дону", за который его именно в те годы нещадно трепали и ставили вопрос об авторстве.

Лина Чирко   08.08.2018 13:52   Заявить о нарушении
У меня снова клавиатура глючит. Пробелы не пропечатывает... А с телефона писать не люблю, там легко не в ту букву попасть. Так что уж простите, если сможете.

Лина Чирко   08.08.2018 13:54   Заявить о нарушении
… исчерпывающе...

Олег Стоеросов   08.08.2018 13:55   Заявить о нарушении
А Светлана Алексиевич с ее военной прозой и документальными книгами, на мой взгляд, вполне вписывается в разряд лауреатов. Тем более что не является "пророком в своем Отечестве", в Белоруссии то есть.

Лина Чирко   08.08.2018 13:57   Заявить о нарушении
… ну, разумеется вписывается

Олег Стоеросов   08.08.2018 14:00   Заявить о нарушении
Вы серьёзно говорите или иронизируете?

Лина Чирко   08.08.2018 14:04   Заявить о нарушении
… разумеется, серьёзно!
Ибо я хочу выпить за своё здоровье, ибо если буду здоров я, то будет здорова моя жена, а если будет здорова она, то будут здоровы все мужчины нашего селения, а если будут здоровы они, то будут здоровы их жёны, а если будут здоровы их жёны, то буду здоров и я!

Так выпьем же за моё здоровье и за здоровье всех Нобелевских лауреатов по литературе, включая Светлану Алексиевич!

Олег Стоеросов   08.08.2018 14:09   Заявить о нарушении
И да здравствует строгое нобелевское жюри и еще более строгие и справедливые его критики. Чин-чин!

Лина Чирко   08.08.2018 14:25   Заявить о нарушении
Амен, амен !

Олег Стоеросов   08.08.2018 14:26   Заявить о нарушении