14. Учимся, любя. Кому нужна поэзия

Привет всем авторам площадки.

С вами З.М., и мы продолжаем окололитературные беседы и размышления.


Бывало ли с вами такое: читаешь чью-то дискуссию и споришь вслух? Как разговор Светлакова с телевизором? У меня - часто.
И вот вам дискуссия. Ее тема: "Современная российская поэзия живет в гетто: стихи пишут и читают примерно одни и те же люди".

У меня есть такое ощущение, когда я просматриваю списки своих читателей))) А мои друзья вообще не читают стихов, и не знают моих стихов, и я даже не пытаюсь им их читать, иначе сойду за сумасшедшего))) А ведь это лучшие мои друзья, которые со мной всю жизнь, и простят мне даже поэзию))).

Участники опубликованной в "Афише Дейли" дискуссии: Андрей Василевский (главный редактор журнала «Новый мир», поэт), ЛИНОР ГОРАЛИК (поэт, писатель,
эссеист, переводчик), ДМИТРИЙ КУЗЬМИН (главный редактор  журнала «Воздух», поэт, критик, переводчик), ИЛЬЯ КУКУЛИН (филолог, критик, поэт), АНДРЕЙ
КУРИЛКИН  (главный редактор  «Нового издательства» и издательской программы института «Стрелка»), МАРИЯ  СТЕПАНОВА (поэт, главный редактор Openspace.ru).


 
Гулин: Есть расхожее мнение, что современная поэзия — это вещь «для своих», что она потребляется тем же кругом, которым и производится, плюс какая-то маленькая прослойка вокруг него. Существует статья cоциологов Светланы Королевой и Алексея Левинсона, в которой они исследовали востребованность современной поэзии у студентов и выяснили, что она крохотная. Там есть очень точная формулировка, что современная поэзия — это «про всех, но не для всех». Это очень похоже на сегодняшнюю ситуацию, притом что статья написана 9 лет назад.

Кукулин: Сама ситуация неуспеха поэзии обсуждается, самое позднее, начиная с эпохи романтизма. Нынешняя «невостребованность» — отчасти иллюзия, возникающая из-за невольного сравнения с успехом поэзии в советские времена, когда она во многом выполняла не литературную, а социально-терапевтическую функцию. Я имею в виду, с одной стороны, Вознесенского, Евтушенко и других «легальных» шестидесятников; с другой — «интеллигентские» стихи 70-х, в диапазоне от Кушнера до Владимира Соколова, которые немножко отличались от окружающего фона и были популярны среди людей, которые устали от упрощенной соцреалистической поэзии. Поэзия тогда входила в жизнь на правах социально-культурной практики, которая позволяла человеку внутреннюю самостоятельность среди окружающей рутины. Сегодня такого рода терапию обеспечивает, например, артхаусное кино. И надо сказать, что сравнительная узость круга читателей — ситуация, характерная для всей Европы, и она стабильна, то есть число любителей поэзии не уменьшается. Немецкий поэт Ханс Энценсбергер не зря говорил, что число читателей поэзии в любой стране вне зависимости от ее размеров составляет 3000 человек.

 

 
«Стихи для всех» существуют. Просто мы, когда говорим слово «поэзия», выносим их за скобки. Они существуют как приложение к музыке»

 
 

Кузьмин: У Бродского в Нобелевской лекции более оптимистичная формула: стихи всегда читает один процент населения, желающие могут утешаться демографическим взрывом.

Кукулин: Почему так происходит? Об этом уже писали Левинсон и Королева: современная поэзия работает с достаточно дискомфортными переживаниями, с которыми не каждый соглашается иметь дело. Потому что современный город и так человека напрягает, и большинство горожан логичным образом стремятся через культуру анестезировать повседневные стрессы, а не анализировать их. Для того чтобы принять те переживания, о которых говорит поэзия, нужно ответить на вопрос: «А зачем тебе это нужно?» Людей, которые готовы над этим вопросом думать, никогда не будет много. Не потому что они лучше других — а потому что тут просто предполагается специальная психологическая ориентация.

Василевский: Тут прозвучала формулировка «стихи не для всех». Дело-то в том, что «стихи для всех» прекрасно существуют. Просто мы, когда говорим слово «поэзия», выносим их за скобки. Они другими людьми пишутся, иначе транслируются и существуют как приложение к музыке. Если мы суммируем аудиторию попсы, рока, авторской песни, рэпа, мы увидим, что это покрывает всю страну. Люди не живут вне поэзии, просто они взаимодействуют с ней иначе и, как правило, с плохой. Вот фильм «Брат», идет Данила Багров в наушниках, в которых играет «Наутилус». Представить его с книжкой стихов трудно. Но можно сказать, что этот типаж живет вне поэзии? Нельзя. Но мы с вами, когда говорим о поэзии, имеем в виду нечто другое. Но это нечто другое заведомо не адресовано большой аудитории.

 
***************
Жду ваших мнений, дорогие Единомышьленники.
Рубрика обновляется по вторникам и пятницам. На этой неделе последние обновления, потом у мыша отпуск)))
 
 


Рецензии
1.Мне всегда ,когда заходит речь о писателях и поэтах само собой вдруг Колчак начинает мерещится.Колчак ,конечно ,тоже гад ещё тот- наймит вражеский и палач ,но нетленку то оставил ..."«Артистов, кучеров и проституток не трогать — они одинаково нужны любой власти»
Здесь наверное надо и закончить тему.Вспомните за Дом Грибоедова у Булгакова и союзписателей при СССР)))
2.Дальше только ИМХО.
Лучшие произведения и стихи писались для себя и в стол.Всё что написано союзом писателей и что там было у поэтов можно вместе с заслуженными грамотами смело выбрасывать в мусорную корзину..После случившейся "внезапно" перестройки и гибели очередной российской империи ,когда принудиловка по изданиям отменилась,а книгопечать перешла на буржуйские коммерческие рельсы всё стало вдруг понятно с отечественной драмматургией.
Естественно спрос на задвинутых при СССР "гениальных" авторов превышал любое предложение,но потом и с ними оказалось не всё так просто.Когда ажиотаж спал и стали различимы детали,то окалось вдруг,что литературное сито при СССР не зря и хлеб свой ело.Просто большинство непризанных "гениев" ,издававшихся за рубежом,делали магарыч на русофобии и антисоветчине.

Зы.
А я вот в Абхазии отдыхаю постоянно рядом с ихними санаториями.Санатории писателям были первоклассные. Абхазия это было запредельно по отдыху для простого советского человека.

Тимофеев Борис   12.08.2018 10:53     Заявить о нарушении
Мне кажется порой,что я сомневаюсь вообще гораздо больше чем оно того надо.Ну есть поэзия...Раньше пришёл в магазин,а там тпбе Пушкин и Лермонтов и всё ещё по два раза ,что пропустил до чтения суровый кровавый главлит.Покупали и читали.А начитавшись хотели того что они не пустили изарубили.Думали ,что оно во много раз круче.А потом оказалось что искусство не може существовать без запрета.Так сгинули рок,детские фильмы,взрослые фильмы,мультфильмы и стихи.Вывод?Надо вернуть комиссии,запреты и гомофобию.

Тимофеев Борис   12.08.2018 12:56   Заявить о нарушении
Гаремы мышиные тоже запретить? Тогда мышь исчо гениальнее будет писать тоскливые стихи о любви.

Злобный Мышалет   13.08.2018 07:57   Заявить о нарушении
"А потом оказалось что искусство не можеТ существовать без запрета" - "золотые слова, Юрий Венедиктович". Еще бы маленько обращать внимание на подсказки компа об ошибках - вообще было бы замечТательно, как говаривал З.М.

Гай Юльевич   13.08.2018 08:53   Заявить о нарушении
А у меня какойта падёж землероек...Везде валяются мыши с длинными носами.Погода наверное.

Тимофеев Борис   13.08.2018 09:50   Заявить о нарушении
Борис.
У Вас с пробелами просто беда. Ладно бы в рецах, так и в стихах та же катастрофа. А потом дети будут, получая двойки за отсутствие пробелов (а это ошибка), удивленно показывать учительнице Ваши тексты. А Марьванна будет им в сердцах запрещать ходить на Стихиру, где "одни имбецилы неграмотные".
Но это же не так!
Здесь есть и те, кто допускают мало ошибок. Присоединяйтесь
:-)

Гай Юльевич   13.08.2018 12:28   Заявить о нарушении
Вот, Доктор Айболит уже присоединился :-)

Гай Юльевич   13.08.2018 12:52   Заявить о нарушении
У меня везде одни пробелы.Только хочу что ни будь этакое написать,а выходит -пробел один.Беда ,да и только....

Тимофеев Борис   13.08.2018 13:25   Заявить о нарушении
"Я тебя полюбил - я тебя научу... Вот так надо" (CR "Кин-дза-дза):
У меня везде одни пробелы. Только хочу что-нибудь этакое написать, а выходит -пробел один. Беда, да и только....

Итого: 7 ошибок!
Твердая оценка - 1

Гай Юльевич   13.08.2018 15:52   Заявить о нарушении
Не заметил еще одного потерянного пробела:
"выходит - пробел один"

Итого: 8 ошибок!
Твердая оценка - 0

Гай Юльевич   13.08.2018 15:54   Заявить о нарушении
Я же говорю,кругом один пробел. Всё белое от пробелов .Нет никакой возможности считать пробелы, когда они сливаются -эти пробелы.Это матрица!За нами наблюдают со спутника!

Тимофеев Борис   13.08.2018 18:04   Заявить о нарушении
И ваще,Гаюлич...Сматри чта у тя тварица то у самого..Адъ и Израиль жа..А ты людям выписывашь абструкцыи..Нихарашо

Привожу из шыдеверов.
______________________________
Съел на завтрак Робинзон
с брюквою картошку.
На обед умял бульон,
свежую лепёшку.

Козий сыр или творог
из меню на выбор.
Полдник тоже был неплох -
с овощами рыба.

Только съесть не может он
Пятницу на ужин,
потому что Робинзон
с дикарями дружен.
---
Стихи,на минутку для детей.
---
1.Умять бульон невозможно.
2."На обед умял бульон и свежую лепёшку.Если писать через запятую ,то после слова "умял"

Двоеточие ставится в предложении, если идет перечисление чего-либо, но нет обобщающего слова. Пример:
Из сумки торчали: кошелек, документы, расческа и паспорт.
Из квартиры вышли: женщина, мужчина и ребенок.

Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника...
..
Либо

Робин Бобин Барабек
Скушал : сорок человек,
корову, быка,
кривого мясника...

Ну и остальной фигни тама много.

Тимофеев Борис   13.08.2018 18:23   Заявить о нарушении
Чтo-тo, Бoрис, у Вас с русским сoвсем плoхo. Сами-тo пoняли, o чем нравoучите? Двoетoчие в мoем тексте сoвершеннo не к месту.

И на счет "умял". Этo не тoлькo в значении "мять".
Привoжу слoварь Ушакoва: Умять - 1..3, 4. Съесть (в бoльшoм кoличестве; прoст. вульг.). Целый гoршoк каши умял.

Сами пoнимаете, кашу не мнут, а, скoрее, черпают лoжкoй.

Так чтo удачи с прoбелами. Детям нельзя ТАКOЕ пoказывать, пoка не исправите

Гай Юльевич   14.08.2018 13:00   Заявить о нарушении
Уместно или не уместно- совершенно всё равно ,потому что ентот диалектический дуализмъ совершенно не относится к тому,что у вас там понаписано)))Я беру слова обратна.Умять можно всё что угодно.Даже утюг.Не берите близко к сердцу.)))
Бревен никада не видна в глазу- енто завсегда ж все понимают)))

Тимофеев Борис   14.08.2018 13:44   Заявить о нарушении
С таким сленговым красноречием Вы, батенька, далеко не уплывете... на том бревне, что в глазу :-)

Гай Юльевич   14.08.2018 17:33   Заявить о нарушении
Ну Гаюлич..Ну шой вы завелися та..Шо и так не так..И так - то же не так уже.Ну шой мне сделать уже-какой финтифлюх та,что бы оно было как этого того?)))

Тимофеев Борис   14.08.2018 17:45   Заявить о нарушении
Да спокоен, как удав.
Детишек жалко. Их и так ЕГ отбросил вдаль от столбовых дорог цивилизации. А Борис
им руку помощи протянуть не хочет. Сколько из них теперь пойдет на эшафот, неправильно поставив запятую в "казнить нельзя помиловать"!? :-)

Гай Юльевич   14.08.2018 19:05   Заявить о нарушении
Удавюлич,а вот это как раз: как в оригинале -каждый из них должен сам сделать))))

Тимофеев Борис   15.08.2018 00:00   Заявить о нарушении
Золотой мой, как же они это сделают, если Вы им в этом не помогаете?
В дикой природе взрослые подают пример, как правильно действовать, чтобы выжить.
Если учить переходить детей на красный свет светофора и думать, что этим воспитываешь ловкость в ребенке, то не хитрый ли это самообман?
В Японии, если ты перешел на красный, то никто тебе ничего не скажет.
Но, если ты перешел на красный в присутствии ребенка, то есть, подал ему дурной пример, то наказание будет таким жестким, что, как говорится, "живые позавидуют мертвым".
Чем вести такую бесполезную дискуссию, сказали бы проще: "Не помню я правил синтаксиса и вспоминать их не хочу - лень".
Но как такое скажешь, если пишешь для детей? Дилемма. Может всё-таки попробовать как-то с ленью иногда договариваться?
Как думаете?

Гай Юльевич   15.08.2018 12:22   Заявить о нарушении
Два золотых быть не может.Поэтому Удавюлич будет Серебряным.)))))))))))
Серебряный Удавюлич.Всегда наперёд вообще согласен непременно заранее со всем вышеизложенным и даже нижеизложенном потом то же оптом по порядку.
Мне например текс какой-то если нравится то последнее ,что я в этом тексте замечаю - знаки препинания и орфографические ошибки.Замечаю.Но в последнюю очередь.А если мне текст ,положим ,не нравится - то я его,этот текст, и читать то не буду ,а уж и подавно нет мне дела там в этом ,не нравящемся мне тексте, до знаков и букв ...Стало быть если мне и текст не понравился и я его прочёл и ещё всю пунктуацию неверную переписал в блокнотик,то я мазохист какой-то или шизофреник.

Тимофеев Борис   15.08.2018 18:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.