Елецкие кружева
Разбегаются глаза - Ельца перед нами кружева!
Пальто, в скатерти канва - в каждом доля колдовства!
Кружевоплетение - ельчанок рукоделие!
Мастериц монастыря уважали ведь не зря -
Их "плетеи" выделялись, лучшими в Ельце считались!
Лён, шёлк... Голубые, зелёные нити -
Плетение кружев скорей оцените!
"Мелкотравное узор" включал растительный узор,
Здесь же крупные цветы - оплёта явные углы...
Тонка, нежна рельефна скань - для туристов, россиян
Лучший из Ельца гостинец - для подруг и именинниц!
06.08.18.
P.S. В народном декоративно-прикладном искусстве кружевоплетение давно уже заняло свое собственное заметное место. Немалая заслуга в этом елецкого кружевного промысла, который не только прославил русское кружево на весь мир, но в известной мере повлиял и на экономическое развитие города Ельца.
В самой истории кружевоплетения до сих слишком много белых пятен и различных точек зрения на место и время происхождения этого ремесла. Одни исследователи считают, что родина кружевоплетения Восток, другие, что Европа, третьи, что этот вид рукоделия возник в разное время в разных странах независимо друг от друга.
Кружевоплетение распространилось по всему Елецкому уезду в радиусе 30 километров. Однако самые лучшие плетеи были все-таки в городе, а среди них особенно выделялись мастерицы Знаменского монастыря на Каменной горе.
Для плетения используют лен белый, суровый и желтоватый, шелк белый, черный, кремовый, хлопчатобумажную нить «паутинку (или пятинку) шестипасменную», которую делали специально для плетения кружев (она была и разной толщины, и цветная). А в конце 19 века, когда из-за огромного спроса на кружево его требовалось все больше и больше, и многие кружевницы стали пренебрегать качеством плетения, часто использовалась так называемая пухлая бумага.
К сожалению, елецкие кружева не имели в торговле своего собственного, подлинного названия, но в целом, они отличались от остального русского кружева тонкостью, рельефной сканью (более толстая или цветная нить, введенная в полотнянку), нежным миниатюрным узором с ясным рисунком и множеством композиционных решений. В елецких кружевах орнамент из плотной полотнянки чаще всего окружался увеличенными просветами в виде решеток, что даже в одноцветных кружевах создавало живописный переход от плотного узора к ажурному фону, состоящему из мельчайших ячеек. Зубцы же всегда заканчивались тончайшим узором из плетешков.
В елецких кружевах мастерицы часто использовали одновременно нити из разных материалов: лен, шелк и пр., нередко добавляли охристые, голубые, зеленоватые по цвету нити, создавая необычный живописный эффект и, в целом, делая многопарное елецкое кружево по своей изысканности редким для России.
Для елецких кружев было характерно сочетание геометрических и растительных узоров. Существовали местные узоры, например, елецкий край, непрерывная цепь ромбов с разным заполнением, «гречишка» и «жемчужка» и т.д. Но особенно много в Ельце создано оплетов носовых платков. Самый красивый из них носит елецкое название «черепушками», зубцы в нем заполнены вертикальными цветочными ветками . Узор «мелкотравное» тоже включал растительный рисунок, но в нем крупными цветами выделены углы оплета.
Елецкие кружевницы делали очень много различных вставок, которые вшивались в скатерти и покрывала. Удовлетворяя запросы моды, они выплетали всевозможные накидки, пальто, митенки, а также шарфы и косынки (чаще всего черного цвета), особенно любимые ельчанками.
В конце 19 века елецкое кружевное производство по своему объему было в России на первом месте. Расцвет промысла (что касается качества кружева и его стилевого единства) относится к 1870 - 1880 годам. А по числу занятых в промысле (более тридцати тысяч человек) и объему производства Елец достиг наивысшего уровня к 1912 году.
В 1996 году в ходе археологических раскопок в Ельце, на Красной площади близ Вознесенского собора, были обнаружены фрагменты плетеного кружева из серебряной нити. Его, согласно другим сопутствующим предметам, датировали 17-18 веком. Как хотелось бы считать, что найденные серебряные кружева выплели в Ельце. Однако эта находка требует дальнейшего тщательного научного изучения, и вопрос о точной датировке возникновения кружевоплетения в Ельце остается открытым.
Свидетельство о публикации №118080604633
А мы предаём ИХ Память бесовщиной современности.
Спасибо,Ольга,за подобные эссе!
Добра!!!
Елена Шахова 7 08.07.2021 23:08 Заявить о нарушении
С уважением,
Ольга Головизина-Чернова 09.07.2021 08:25 Заявить о нарушении