оркестровка
здешняя тишина была
оркестрована ветром да плеском ручья
* неявный ритм выстраивает фугу
В молчании осенних вечеров
неявный ритм выстраивает фугу:
одну и ту же тему несколько голосов
копируют, притягивая друг друга.
звуки возвращаются неохотно,
настороженно, c легким вздохом.
* Пианист. Хватит ли веры и силы
слушателю
аккорды звали отрывисто
идти вслед за пианистом.
В невидимое пламя вглядываясь,
он с неведомым переговаривался:
- Можно?
- Нельзя.
- Я должен!
Это моя стезя.
- Осторожней.
Не пожалеешь об этом?
- Есть кое-что и похуже смерти.
- А что будет с теми,
кого за собой ведешь?
- Сзади - лишь тени.
- А знаешь ли, что там найдешь?
Сможешь ли путь осилить?
– Да. Смогу.
- А хватит ли веры и силы
слушателю твоему?
- Я ему помогу.
* Музыка во времени и в мгновении
Музыка, чтобы быть слышимой,
должна быть растянута во времени,
но чтобы стать у с л ы ша н н о й,
должна быть обратно сжатой - в мгновение.
* мимо четких координат
Музыка — нотами,
поэзия — строками
определяют звучание на свой лад:
поэзия - против четких координат
нотной линейной записи.
Поэт ищет душу, качество -
квинтовым кругом
не зафиксируешь суть звука.
* Беседа без слов
каждая фраза Баха —
стройное эхо
гула грядущего града
и грядущей победы,
«беседа без слов»,
поиск смысла Иного,
траектория, полет -
возможность Слова.
* Скрябин. Прелюдия № 2.
Так звучит миллионы лет
Cмерть -
астральной пустыней,
безвидной.
* Дождь Моцартом по клавишам скамеек
Дождь Моцартом по клавишам скамеек
смеется, ластится, дерзит в лицо.
Над нами насмехаясь, переделал
всю улицу на капище свое.
Всю ночь: то в пляске растеряет силы,
То громом оглушит, и вновь плясать.
Смеется Моцартом в лицо разиням
и радуется - некому унять.
6. Последние квартеты Бетховена
* Струнный квартет № 16
С демоническим наслаждением,
нагромождая грубость на грубость,
он своему отдавался гению,
перепутав сердце со струнами.
* Струнный квартет № 15
Молитвой - священная песнь божеству.
Хорал в строгом стиле, в «лидийском ладу»
глушит изящную трель менуэта,
обрамляя скорбный оттенок квартета
прозрачной виньеткой вселенского света.
*о становись на пороге!
Квартет № 17,Большая фуга B-dur (op.133 )
остановись на пороге этой тягостной фуги -
не осмеливайся войти!
не найдешь в ней созвучия красоты -
только проблески в хаосе круга!
C демоническим наслаждением
дух этого Саваофа,
своим музыкальным гением
подымался здесь на голгофу.
2. музыкальная память России
Музыкальная память России
стихийна.
Мы не слышали Генделя и
Россини.
Ветер нес по русской
равнине
звуки, что всегда звучали
и жили
в душах Пушкина, Гоголя, Толстого -
звуки жестокой, строгой природы.
* Трио П. И. Чайковского соч. 50.
Вся глубина, вся ширь печали русской.
Предчувствие тревог и страха.
Дыханье ширится... каким-то ясным сгустком
Свеченья теплые встают из мрака.
Торжественным хоралом русская молитва -
звучит призывом и зовет на битву.
Круг столкновений человеческих исканий.
Как Символ Веры - колокольное звучанье.
Виолончель так искренно, пытаясь время удержать...
Но здесь уже Никто не в силах Ничего решать.
Но ты не умолкай и жизнь верши!
и вот оно…. – ОСВОБОЖДЕНЬЕ человеческой души.
Торжественное скорби изживание.
Разгадка жизни. Ожидание.
*** Д. Шостакович. Симфония 7.
словно в мир, изначально «антропоцентричный»,
проникнутый трепетным человеческим чувством,
наваждением мрачным входит Начало - внеличностное
размеренным ритмом механичности сгустка.
***Бетховенская песнь радости
это была ликующая бетховенская песнь радости;
миллионы, как то описывает Ницше,
пали в прах, ломая барьеры вражеские.
Разделенных примирил Всевышний.
* Пианистка
её рояль
рояль был для неё мегафоном,
через который
она кричала Вселенной
о чем-то упорно, самозабвенно.
* держали ноты.
Одного рояля ей было мало –
не по звучанию, по масштабу.
Она рвалась на свободу!
но... держали ноты.
* гравюры Данте Россетти.
Она неистово играла
на своем уставшем рояле.
Казалось, вокруг плясала
тонконогая мебель,
и дрожали
от страха, как дети,
на стенах гравюры Данте Россетти.
*витки забытья
Рояль за её спиной был открыт,
как постель, разворошенная спящей:
ей так не хочется просыпаться -
возвращаться в реальность, в быт.
Свидетельство о публикации №118080502161