Строфы. Часть вторая. Как найти строфу?

В прошлой части статьи мы разобрали основные формы организации строф, а теперь время перейти к более "специфичным вариациям".

СОНЕТ. Стихотворение в 14 строк (два катрена + два терцета или три катрена + дистих).В разных странах рифмовка была различной:

      • Итальянская форма: абаб абаб вгв гвг или деж деж;
      • Французская форма: абба абба ввг ддг;
      • Английская форма: абаб вгвг деде жж.

   "От книжной мудрости иль нег любви устав,
   Мы все влюбляемся, поры достигнув зрелой,
   В изнеженность и мощь их бархатного тела,
   В их чуткость к холоду и домоседный нрав.

   Покоем дорожа и тайными мечтами,
   Ждут тишины они и сумерек ночных.
   Эреб в свой экипаж охотно впрег бы их,
   Когда бы сделаться могли они рабами!

   Святошам и толпе они внушают страх.
   Мечтая, вид они серьезный принимают
   Тех сфинксов каменных, которые в песках

   Неведомых пустынь красиво так мечтают!
   Их чресла искр полны, и в трепетных зрачках
   Песчинки золота таинственно блистают."
          "Кошки" Шарль Бодлер

У сонетов есть свои признаки "идеальности". Во-первых, последовательность мысли: тезис — антитезис — синтез -развязка, — однако соблюдалась последовательность не всегда, в приведенном примере её нет.

Во-вторых, идеальный сонет должен содержать 154 слога, причем в строках терцетов на один слог больше, чем в строках катренов (этот пункт тоже не соблюден, слогов больше).

В-третьих, постоянный атрибут сонета — музыкальность: если сонет начинается с мужской рифмы, то обязан закончится на женскую (по этому пункту пример проходит).

В эпоху Возрождения  Италии (стране, где зародился сонет) даже признанные прозаики (Мигель де Сервантес и Джованни Боккаччо) писали сонеты. Однако теоретическую основу и все признаки "идеальности" были впервые закреплены лишь в XVII веке Николой Буало в "Поэтическом искусстве". Вот, кстати, вырезка "о божественном сотворении правил сонета".

   "...Феб не вдохнул в него* свой пламень лучезарный,
   Вот, кстати, говорят, что этот бог коварный
   В тот день, когда он был на стихоплетов зол,
   Законы строгие Сонета изобрел.
   Вначале, молвил он, должно быть два катрена;
   Соединяют их две рифмы неизменно;
   Двумя терцетами кончается Сонет:
   Мысль завершенную хранит любой терцет.
   В Сонете Аполлон завел порядок строгий:
   Он указал размер и сосчитал все слоги,
   В нем повторять слова поэтам запретил
   И бледный, вялый стих сурово осудил.
   Теперь гордится он работой не напрасной:
   Поэму в сотни строк затмит Сонет прекрасный..."
P.S.в него* — в педантичного человека, о котором речь шла выше.

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА. Нельзя не отметить форму написания всем известного произведения Пушкина "Евгений Онегин". Приводить в пример строки не станем, но заметим, что схема рифмовки: абаб вгвг деед жж, — подозрительно похожа на английский вариант рифмовки сонетов, о коем говорилось выше.

РОНДО. Последняя на сегодня форма из 15-ти строк. Причем 9-ая и 15-ая строки — усеченные рефрены первого стиха. Базовая рифмовка:  аабба аббк ааббак, где к — усеченный рефрен первой строки.

   "Я плачу. Вдоль пути печален сосен ряд.
   Уснул ямщик, забыв стегать худую клячу.
   Смотря на огненный, торжественный закат,
   Я плачу.
   Там, в небе пламенном, я, малый, что я значу?
   Здесь тихо дни ползут, а там века летят,
   И небу некогда внимать людскому плачу!
   Так и в ее душе — я, только беглый взгляд…
   И с мыслью обо всем, что скоро я утрачу,
   С унылой памятью утерянных услад,
   Я плачу…"
          "Рондо" В.Я.Брюсов

Рондо появилось очень давно, предположительно в XIV веке, поэтому уже к XVIII-XIX собрало более ста различны вариаций устройства рифмы и рефренов. Известны рондо по 22 и 25 строк. Последнее у авторов XVIII века назывался Большой Рондель: в нем первый катрен полностью повторялся в конце. Наконец, длина рондо стала разнится от 8-ми (чаще любовные темы) до 25-ти строк.

БАЛЛАДНАЯ СТРОФА — строфа, в которой четные и нечетные строки имеют разное количество стоп.
 
   "Раз в крещенский вечерок
        Девушки гадали:
   За ворота башмачок,
        Сняв с ноги, бросали;
   Снег пололи; под окном
        Слушали; кормили
   Счетным курицу зерном;
        Ярый воск топили;
   В чашу с чистою водой
   Клали перстень золотой,
     Серьги изумрудны;
   Расстилали белый плат
   И над чашей пели в лад
        Песенки подблюдны..."
          фрагмент, В.А.Жуковский "Светлана", 1813

Важный вопрос: как вычленить строфу из "полотна", т.е. из длинного стихотворения, которое автор не разделил на строфы.

Во-первых, если это стихотворение не обладает отличительными признаками определенной формы организации строф, например, рефренами рондо или рифмой бородинской строфы, то выделить удастся не более семи строк. Больше — есть риск, что эта строфа просто слитые вместе малые строфы.

Во-вторых, можно разделить на строфы только такие стихи, малые группы которых составляют (ясно или отдаленно) законченную мысль. В этом помогают знаки препинания в конце строк. Некоторые стихотворения, особенно, современных поэтов могут не иметь опознавательных знаков в конце в принципе, например, у И.А.Бродского вторая часть стихотворения "Любовь" получает первую точку в конце только 15-ой строки. Но мы рассмотрим другое его стихотворение, в скобках буквами укажем рифмовку:

   Заморозки на почве и облысенье леса, (а)
   небо серое цвета кровельного железа. (а)
   Выходя во двор нечётного октября, (б)
   ежась, число округляешь до "ох ты бля".(б и конец мысли)
   Ты не птица, чтоб улетать отсюда. (в)
   Потому что как в поисках милой всю-то (в)
   ты проехал вселенную, дальше вроде (г)
   нет страницы податься в живой природе. (г и конец мысли)
   Зазимуем же тут, с чёрной обложкой рядом, (д)
   проницаемой стужей снаружи, отсюда — взглядом, (д)
   за бугром в чистом поле на штабель слов (е)
   пером кириллицы наколов.(е)

Итак, получается, что стихотворение можно разделить на три четверостишия. В первом речь идет о морозе, во втором — о сетовании героя на невозможность сбежать от мороза, личные переживания, в третьем — смирение героя с реальностью. Каждое из четверостиший — отдельная микротема, значит, такое деление на строфы имеет право на существование.

Вопрос: почему нельзя разделить на двустишия, ведь рифмовка и на такую мысль наталкивает.

Да, первые четыре строки, разделенные на две равные строфы выглядят очень неплохо, однако 6-ая и 7-ая строки прочно соединены одной мыслью в одном предложении:

   Потому что как в поисках милой всю-то (в)
   ты проехал вселенную, дальше вроде (г).

Если мы поделим стихотворение на дистихи, то получим, что мысль четвертого (и шестого тоже) дистиха неполная. Тоже самое будет с шестым дистихом, который также поясняется предыдущей строфой (отсюда —  взглядом), но сам по себе практически бессмысленен.
Наконец, помните, некоторые авторы целенаправленно не разделяют стихотворение на строфы, чтобы создать видимость единого целого — единой темы и идеи на все строфы. Выискивать и выделять n-стишия не всегда целесообразно.

Вместо итога.
На самом деле, о каждом из приведенных размеров строф можно и нужно говорить подробнее, особенно о более крупных размерах, которые  позволили поэтам во всю позабавиться со схемой рифмовки. В следующей статье мы разберем, какие размеры строф и схемы рифмовки популярны у современных поэтов, какие рифмы самые удобоваримые и что, в общем, нового появилось в теории поэзии в конце предыдущего, начале нынешнего века.


Рецензии