Строфы. Часть вторая. Как найти строфу?
СОНЕТ. Стихотворение в 14 строк (два катрена + два терцета или три катрена + дистих).В разных странах рифмовка была различной:
• Итальянская форма: абаб абаб вгв гвг или деж деж;
• Французская форма: абба абба ввг ддг;
• Английская форма: абаб вгвг деде жж.
"От книжной мудрости иль нег любви устав,
Мы все влюбляемся, поры достигнув зрелой,
В изнеженность и мощь их бархатного тела,
В их чуткость к холоду и домоседный нрав.
Покоем дорожа и тайными мечтами,
Ждут тишины они и сумерек ночных.
Эреб в свой экипаж охотно впрег бы их,
Когда бы сделаться могли они рабами!
Святошам и толпе они внушают страх.
Мечтая, вид они серьезный принимают
Тех сфинксов каменных, которые в песках
Неведомых пустынь красиво так мечтают!
Их чресла искр полны, и в трепетных зрачках
Песчинки золота таинственно блистают."
"Кошки" Шарль Бодлер
У сонетов есть свои признаки "идеальности". Во-первых, последовательность мысли: тезис — антитезис — синтез -развязка, — однако соблюдалась последовательность не всегда, в приведенном примере её нет.
Во-вторых, идеальный сонет должен содержать 154 слога, причем в строках терцетов на один слог больше, чем в строках катренов (этот пункт тоже не соблюден, слогов больше).
В-третьих, постоянный атрибут сонета — музыкальность: если сонет начинается с мужской рифмы, то обязан закончится на женскую (по этому пункту пример проходит).
В эпоху Возрождения Италии (стране, где зародился сонет) даже признанные прозаики (Мигель де Сервантес и Джованни Боккаччо) писали сонеты. Однако теоретическую основу и все признаки "идеальности" были впервые закреплены лишь в XVII веке Николой Буало в "Поэтическом искусстве". Вот, кстати, вырезка "о божественном сотворении правил сонета".
"...Феб не вдохнул в него* свой пламень лучезарный,
Вот, кстати, говорят, что этот бог коварный
В тот день, когда он был на стихоплетов зол,
Законы строгие Сонета изобрел.
Вначале, молвил он, должно быть два катрена;
Соединяют их две рифмы неизменно;
Двумя терцетами кончается Сонет:
Мысль завершенную хранит любой терцет.
В Сонете Аполлон завел порядок строгий:
Он указал размер и сосчитал все слоги,
В нем повторять слова поэтам запретил
И бледный, вялый стих сурово осудил.
Теперь гордится он работой не напрасной:
Поэму в сотни строк затмит Сонет прекрасный..."
P.S.в него* — в педантичного человека, о котором речь шла выше.
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА. Нельзя не отметить форму написания всем известного произведения Пушкина "Евгений Онегин". Приводить в пример строки не станем, но заметим, что схема рифмовки: абаб вгвг деед жж, — подозрительно похожа на английский вариант рифмовки сонетов, о коем говорилось выше.
РОНДО. Последняя на сегодня форма из 15-ти строк. Причем 9-ая и 15-ая строки — усеченные рефрены первого стиха. Базовая рифмовка: аабба аббк ааббак, где к — усеченный рефрен первой строки.
"Я плачу. Вдоль пути печален сосен ряд.
Уснул ямщик, забыв стегать худую клячу.
Смотря на огненный, торжественный закат,
Я плачу.
Там, в небе пламенном, я, малый, что я значу?
Здесь тихо дни ползут, а там века летят,
И небу некогда внимать людскому плачу!
Так и в ее душе — я, только беглый взгляд…
И с мыслью обо всем, что скоро я утрачу,
С унылой памятью утерянных услад,
Я плачу…"
"Рондо" В.Я.Брюсов
Рондо появилось очень давно, предположительно в XIV веке, поэтому уже к XVIII-XIX собрало более ста различны вариаций устройства рифмы и рефренов. Известны рондо по 22 и 25 строк. Последнее у авторов XVIII века назывался Большой Рондель: в нем первый катрен полностью повторялся в конце. Наконец, длина рондо стала разнится от 8-ми (чаще любовные темы) до 25-ти строк.
БАЛЛАДНАЯ СТРОФА — строфа, в которой четные и нечетные строки имеют разное количество стоп.
"Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны..."
фрагмент, В.А.Жуковский "Светлана", 1813
Важный вопрос: как вычленить строфу из "полотна", т.е. из длинного стихотворения, которое автор не разделил на строфы.
Во-первых, если это стихотворение не обладает отличительными признаками определенной формы организации строф, например, рефренами рондо или рифмой бородинской строфы, то выделить удастся не более семи строк. Больше — есть риск, что эта строфа просто слитые вместе малые строфы.
Во-вторых, можно разделить на строфы только такие стихи, малые группы которых составляют (ясно или отдаленно) законченную мысль. В этом помогают знаки препинания в конце строк. Некоторые стихотворения, особенно, современных поэтов могут не иметь опознавательных знаков в конце в принципе, например, у И.А.Бродского вторая часть стихотворения "Любовь" получает первую точку в конце только 15-ой строки. Но мы рассмотрим другое его стихотворение, в скобках буквами укажем рифмовку:
Заморозки на почве и облысенье леса, (а)
небо серое цвета кровельного железа. (а)
Выходя во двор нечётного октября, (б)
ежась, число округляешь до "ох ты бля".(б и конец мысли)
Ты не птица, чтоб улетать отсюда. (в)
Потому что как в поисках милой всю-то (в)
ты проехал вселенную, дальше вроде (г)
нет страницы податься в живой природе. (г и конец мысли)
Зазимуем же тут, с чёрной обложкой рядом, (д)
проницаемой стужей снаружи, отсюда — взглядом, (д)
за бугром в чистом поле на штабель слов (е)
пером кириллицы наколов.(е)
Итак, получается, что стихотворение можно разделить на три четверостишия. В первом речь идет о морозе, во втором — о сетовании героя на невозможность сбежать от мороза, личные переживания, в третьем — смирение героя с реальностью. Каждое из четверостиший — отдельная микротема, значит, такое деление на строфы имеет право на существование.
Вопрос: почему нельзя разделить на двустишия, ведь рифмовка и на такую мысль наталкивает.
Да, первые четыре строки, разделенные на две равные строфы выглядят очень неплохо, однако 6-ая и 7-ая строки прочно соединены одной мыслью в одном предложении:
Потому что как в поисках милой всю-то (в)
ты проехал вселенную, дальше вроде (г).
Если мы поделим стихотворение на дистихи, то получим, что мысль четвертого (и шестого тоже) дистиха неполная. Тоже самое будет с шестым дистихом, который также поясняется предыдущей строфой (отсюда — взглядом), но сам по себе практически бессмысленен.
Наконец, помните, некоторые авторы целенаправленно не разделяют стихотворение на строфы, чтобы создать видимость единого целого — единой темы и идеи на все строфы. Выискивать и выделять n-стишия не всегда целесообразно.
Вместо итога.
На самом деле, о каждом из приведенных размеров строф можно и нужно говорить подробнее, особенно о более крупных размерах, которые позволили поэтам во всю позабавиться со схемой рифмовки. В следующей статье мы разберем, какие размеры строф и схемы рифмовки популярны у современных поэтов, какие рифмы самые удобоваримые и что, в общем, нового появилось в теории поэзии в конце предыдущего, начале нынешнего века.
Свидетельство о публикации №118080405238