Оскомина

1. Если Бог вездесущий (а мы считаем, что это так), то зачем стремиться к слиянию
с Ним? С Тем, кто насквозь пронизывает нас, от кого нас и так невозможно отодрать?
Не это ли имел в виду Борис Гребенщиков, говоря: "А ежели поймёшь, что сансара –
нирвана, то всяка печаль пройдёт"?

Мы никогда не покидаем нирвану, независимо от степени своей воплощённости или
развоплощённости и глубины страданий или наслаждений. Сансара и нирвана
соотносятся, как обод колеса и его ось, образующие одно целое. На одних осях
далеко не уедешь, поэтому сансара – обязательное условие положительного или
отрицательного духовного развития. "Сансара не роскошь, а средство передвижения!"

2. Как тела никогда не покидают пустого пространства, из которого они сами
сотканы, так и мы никогда не покидаем нирвану, из которой соткана сансара.
В каком бы колесе сансары мы ни вращались, мы никогда не расстаёмся с осью
нирваны. Мы всегда пребываем и на Земле (в колесе сансары), и в космосе (на оси
нирваны). Для этого вовсе не обязательно носиться по орбите восьмеричного пути на
МКС буддизма (na mie(n)dzynarodowej stacji kosmicznej).

Зачем останавливать колесо Сансары, если только воплощённая душа может
развиваться, а предела совершенству нет? Нет ли в этом привкуса иконоборчества,
а то и богоборчества?

Бог (Вседержитель, свойства которого удивительным образом совпадают со свойствами
физического вакуума) создал из себя проявленный мир (материально-духовный),
единственным способом существования которого является движение (в том числе и в
цикле перевоплощений). Вправе ли мы нарушать Его волю и прерывать этот цикл,
покидая поле проявленного существования до финального свистка?

3. Если просветлённые (т. е. достигшие самадхи, которое означает неразрывное
единство со всем миром) – против деградации общества, то они должны стремиться не
в нирвану, а в сансару, потому что это единственное место, из которого можно хоть
как-то улучшить ситуацию. Если дом горит, пожарники должны тушить пожар, а не
разбегаться кто куда. Стремление в нирвану предельно эгоистично. На это обычно
не обращают внимания, а зря.

4. Развитие по спирали не решает проблему примирения добра со злом, потому что
сама спираль может иметь правую или левую "резьбу", которая "ведает, что творит"
и определяет результирующее направление движения всей системы. В зависимости от
направления резьбы, смыслом земной жизни является переход либо на более высокий,
либо на более низкий уровень духовного развития. Заметим, что духовность и
ментальность не равны друг другу.

5. В основе мироздания не заложено какого-то отдельного от него смысла.
Мироздание предшествует любым смыслам. Смысл и цель всегда предполагают деление
целого на части. Правильный смысл возможен лишь на фоне неправильных. Цель всегда
находится на некотором удалении от исходной точки. Но мироздание обладает
абсолютной целостностью. Ему незачем и некуда стремиться. Это присуще лишь
его фрагментам, постоянно стремящимся то к слиянию, то к обособлению.

Сотворив проявленный мир из самого себя (и при этом никак не изменившись!),
изначальный Великий Вседержитель (Маха-Вишну, персонифицированный физический
вакуум), постоянно пребывающий в состоянии нирваны (нирванищи!), доказал, что
даже она, по-видимому, набивает оскомину.

(2018)


Рецензии