Сборник военных рассказов для детей
________________________________________
О. ГЛАДНЕВА
БЕЗВЕСТНЫЙ
ПОДВИГ
СБОРНИК ВОЕННЫХ РАССКАЗОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
.....................................
...............................................
Сайт "стихи.ру"
СОДЕРЖАНИЕ
1. Тюльпановый край .......................... .......... стр. 2 – 5
2. Сапоги войны .............................................. 6 – 10
3. Удивительная история маленького рассказа................... 10 – 19
4. Непокорная вишенка ........................................ 20 – 24
5. Итоговая беседа ................................................ 25
6. Прекрасное мгновение в пламени огня ............................ 26 – 28
7. Подвиг Вани из Куцивки ......................................... 29 – 32
8. Воины подземелья ............................................... 33 – 38
9. Безвестный подвиг .............................................. 39 – 46
10. Оля – помощница партизан........................................ 47 – 57
11. Мишуткин фронт ................................................. 58 – 74
12. Сталинград в судьбе Вити и Владика ............................. 75 – 90
13. Послесловие .................................................... 91- 109
ТЮЛЬПАНОВЫЙ КРАЙ
Не шумите, ветры, не шумите,
Не будите память детских лет:
Сальские, калмыцкие просторы,
По весне – тюльпанов пестрых цвет…
Как однажды в грохоте орудий,
В топоте коней, моторов гуле
Утонул сиреневый рассвет…
О. Гладнева
ТЮЛЬПАНЫ – НЕ СДАЮТСЯ!
Жёлтые, белые, красные, малиновые, пёстрые, в крапиночку, в полосочку тюльпаны, тюльпаны, тюльпаны... Сальские степи – тюльпановый край!
А совсем, совсем недавно по этой степи мчались танки, вдавливая гусеницами на своём пути всё живое и неживое тяжело в землю.
Танки, пушки с пламенем изрыгали из раскалённых жерл тонны смертоносного металла. Сверху самолёты, как тучи градом, сыпали снарядами. Всё ревело - угрожающе и остервенело! Грохало, ухало на земле и в небесах!
Это по Сальским степям и над ними грохотала война.
Но живы тюльпаны! Вон как прыснули огоньками радости по всей степи! Вон как борются за жизнь! Тюльпаны войне не сдаются!
И мужественные Орлы, Соколы – воины Красной Армии в жестоких боях с врагами освободили от фашистских захватчиков эту степь и тюльпаны, станицы и города Ростовской области и Ставропольского края, прогнав их далеко на Запад, откуда они и нагрянули на мирную Страну СССР, как тать.1
__________________________________
1- тать - татьба — в древнем русском праве преступное похищение чего-либо или насильственное отнятие, о чём поясняется в Википедии. Короче и проще – это вор, коварный человек или хищник, который крадучись, неожиданно нападает и преступно похищает что – либо материальное, или жизнь, свободу, покой, мир...
Надолго запомнит враг вкус воздуха Сальских степей да воды русской Волги - матушки реки!
И настал долгожданный мир! Мир! Свобода! Радость! Красота!
Да, вчера здесь была война. А сегодня она и цветам, и травам, и всем жителям этого тюльпанового рая кажется кошмарным сном.
Воронки от бомб, окопы, траншеи – всё щедро накрыл, раскрасил душистый и
пёстрый ковёр тюльпанов.
САКМАЛ
Восхищённые глаза Дашеньки то стремятся охватить всю эту сказочную, благоухающую ароматами роспись степных просторов до самых синих горизонтов, то рассматривают узоры каждого лепестка у самых её ног пестреющих тюльпанов.
На детском личике – милая улыбка. На душе – такая благодать и радость, что кажется – расставь руки – вспорхнёшь и полетишь!
Даже кучерявые ягнята так подбрыкивают, подпрыгивают друг перед другом, что вот-вот в небо воспарят!
- Что же делает Дашенька в этом тюльпановом краю, в знойный полдень в окрестностях станицы?
Пасёт – сакмал1. Сакмал или сакман - это маленькое стадо овечек. Оно состоит из семейства взрослых овец - мам и их ягняток.
А где же настоящие пастухи – мужчины?
Они ещё воюют. Там, на западных границах большой её родины, ещё идёт война. А многие навек остались на полях сражений с фашистскою ордой.
Поэтому тут, на фронте мирного труда, их заменили пожилые родители, жёны, дети их, братишки и сестрёнки.
Духота. Какая стоит духота! И ни одного порыва свежего ветерка! И так хочется пить, пить! Вот и десятилетняя Дашенька, ученица третьего класса, помогает колхозу2 - пасёт сакман.
И она очень гордится таким поручением.
Конечно, солнышко палит нещадно. Жара. От палящих лучей хочется спрятаться в тень. Хочется подставить потное личико под струю свежего ветерка или дождика. И дышать, дышать полной грудью, вдыхая благодатную прохладу. Или склониться к родничку и пить, пить прохладную его водичку!
_______________________________
1 - сакман (сакмал – казахское) - это когда овечка приносит приплод, её с ягнятами содержат в особом станке. Позже – сгоняют таких два – три семейства вместе, а когда ягнята подрастут, ещё соединяют до 7–10 таких и пасут отдельно от огромной отары. Такие мини-стада и назывались на местном наречье – сакмал. И пасли его учащихся, начиная с 3-го класса. В те военные и послевоенные годы дети рано познавали труд, помогая в доме, школе, совхозе, колхозе...
2 - колхоз – слово образовано от первых частей двух слов: коллективное (кол.) хозяйство (хоз). Это общественный уклад проживания и взаимоотношений людей меж собою и с государством (с 1928 по 1991 года) Коллективное хозяйство (пахотные земли, сенокосы, выпасы, леса, реки, озёра, пруды, сады, техника, скот, птица, пчёлы, здания, помещения и др.) принадлежало всем и обрабатывалось коллективным трудом. А производимая общим трудом продукция разделялась между колхозниками с учётом доли труда каждого. Учёт работы каждого члена колхоза ежедневно проводился учётчиком. Единицей измерения труда считался трудодень.
Перед мысленным взором Дашеньки зеленела знакомая лужайка прямо за их садом. И там, под пышным кустиком бузины, вырывался наружу из под земли светлый родничок. И быстрым ручейком, извиваясь, бежал по лужайке и растекался в зарослях высокого камыша.
Дашеньке казалось, что она даже слышит тоненький звон его бегущей по камешкам водички…
Ах, как же хочется подставить ладошки под звенящую струйку родничка, набрать целые пригоршни водички и пить, пить, пить!
Но маленькие ягнятки должны свободно расти в маленьком стаде.
В большой отаре они могут отстать от своей мамки, затеряться.
Их могут задавить большие овцы. Этого допустить нельзя.
После войны в колхозах надо иметь большие стада овечек.
Ведь, армии надо не только оружие, техника, хлеб, но и тёплая одежда, обувь. Надо иметь шерсть. Много шерсти. Поэтому ягняток надо беречь.
- Потерплю,- говорит себе Дашенька.- Сейчас всем тяжело. Надо терпеть. Для фронта. Для Победы. Надо! Чтобы быстрее наступил Мир! Вот такой – светлый, радостный, красивый и свободный!
Даша очень любила свою семью, село, степь, Родину. И старалась своим трудом всем им помочь. Она очень верила, что отец и его боевые товарищи победят врага, и наступит долгожданный Мир на всей Земле! И так сталось - Победа, Мир, Радость!!!
О, степи! Сальские степи! На всех вы открытых ветрах!
О мужестве вашем расскажут поэты в песнях своих и стихах!
___Историческая справка_____
«...С первых же месяцев войны исключительно важное значение приобрёл общественно полезный труд учащихся. Школьники сразу же активно включились во всенародное движение под лозунгом: «Всё для фронта! Всё для победы!»
«...Особое внимание в постановлении, принятом СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 сентября 1941 года, уделялось проблеме кадров, от решения которой в конечном счёте зависела перестройка сельского хозяйства. Для возмещения убыли рабочей силы необходимо было вовлечь в общественное производство всё практически трудоспособное население деревни, включая подростков и стариков. Женщина становилась главной силой в колхозе, совхозе и МТС». (Советская Украина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., М.: Наука, 1987, стр. 93).
< ~ * * * ~ >
Дорогие ребята! К рассказу прилагается небольшой толковый словарик литературных терминов. Написан он кратко, просто и понятно. И станет хорошим помощникам вам при работе с художественными текстами и в деле самообразования.
КРАТКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРИК ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ
Тема. Идея, Персонажи.
• Каждое художественное произведение написано на какую-то основную тему.
• Тема – это то, о чём говорится в произведении. Например, в нашем рассказе, «Тюльпановый край», говориться о войне и мире.
• Тематика – главная, большая, основная тема произведения всегда раскрывается ещё другими, связанные с нею по смыслу темами. Все они, вместе с главной темой и называются – тематикой стиха, рассказа, сказки, повести – короче - любого произведения. Например, в нашем рассказе главная тема войны и мира раскрывается темами:
- мужества Армии и Народа в битве за Свободу родной земли;
- любви к красоте родной земли, как тут – покрытой тюльпанами степи;
- темой труда: в нашем рассказе – добросовестный труд маленькой девочки Даши во имя Армии и народа, чтоб помочь им победить врага.
- В других произведениях могут быть и другие темы.
• Главный литературный герой (ЛГ)– это главное, действующее в произведении (стихе, рассказе, сказке, повести и т.д.) лицо. В нашем рассказе главным действующим лицом является Дашенька. Она любуется степью, покрытою цветущими тюльпанами. Радуется наступившему в родной степи миру. Но девочка знает, что её отец, вместе со всеми воинами Красной Армии, ещё сражается с фашистскими захватчиками за Свободу Родины. Что где-то там, у границ Советского Союза, ещё идёт война. И Даша своим детским трудом старается помочь маме, селу, Армии и народу быстрее победить врага.
• Персонажи (одушевленные, неодушевлённые – олицетворённые) – это тоже действующие лица любого произведения.
• Персонажи бывают положительные и отрицательные. Как и в нашей жизни, мы судим о людях - персонажах нашей жизни – по их делам, по их отношению к природе, Родине, людям и - к нам. Например, в нашем рассказе «Тюльпановый край» - положительными персонажами является Дашенька и воины Красной Армии, и Советский народ, сражающиеся с врагом за свободу Отечества.
Персонажи, свершающие положительные поступки и называются
положительными персонажами.
Персонажи, совершающие отрицательные поступки, и называются
отрицательными персонажами.
В рассказе враги, неожиданно, как тать – вор, хищник, напавшие на Союз Советских Социалистических Республик (так тогда называлась наша большая Родина) и являются отрицательными персонажами.
• Сюжет – это краткое изложение того, о чём идёт речь в произведении. Например, сюжет нашего рассказа – девочка Даша, помогает колхозу, Стране, Армии своим детским трудом: пасёт овечек с их маленькими ягнятками.
А вот как она любуется красотой родной степи, покрытой цветущими тюльпанами, и радуется наступившим мирным дням, как её очень мучают жара и жажда, но главная героиня рассказа терпит, потому что надо пасти стадо. Это всё есть - детали сюжета.
• Идея – смысл рассказа, мысли, которые хотел высказать автор читателям.
Средства выразительной речи
А как сделать речь художественной, образной, выразительной, красивой в отличие от нашей ежедневной разговорной в быту, бытовой?
Для этого существуют средства художественной речи
• Сравнение – слова или словосочетания, при помощи которых мы сравниваем кого-то с кем-то, или что-то с чем-то. Например, в нашем рассказе военные самолёты, сбрасывающие на землю обильно снаряды, сравниваются с грозовыми тучами, которые сыплют на землю, иногда тоже обильно, град: «Сверху самолёты, как тучи градом, сыпали снарядами».
• Эпитеты – слова или словосочетания, при помощи которых мы (или авторы) даём характеристику, определяем, описываем предметы, явления, события, факты. Часто эти слова в русском языке относятся к имени прилагательному. И отвечают на вопросы – какой,- ая, -ое, - ие ( и на их падежные формы). Например, в нашем рассказе тюльпаны какие? Жёлтые, белые, красные, малиновые, пёстрые...
А роспись степных просторов какая? – Сказочная, благоухающая ароматами.
А какими глазами смотрит Дашенька на эту роспись степных просторов?
А какие воины Красной Армии? А улыбка Даши? А мир?
Задание: найдите в тексте ещё другие определения - эпитеты.
• Метафоры – это художественный приём сопоставления, своего рода, тоже сравнение по каким-то схожим признакам, характерным чертам, чаще в переносном значении. Например, в нашем рассказе воины Красной Армии сопоставляются с Орлами, Соколами. И при этом вид птиц пишется с Прописной (большой) буквы. Почему?
- Могут ли быть воины в прямом значении птицами – орлами, или соколами?
Значит, метафора содержит и переносный оттенок.
- Почему же солдат - победителей сравнивают с соколами, орлами?
Цветущие по степи тюльпаны называются пёстрым, ароматным тюльпановым ковром. Почему?
- А почему мирная, израненная снарядами степь называется тюльпановым раем?
Задание: поищите в нашем рассказе или в своих любимых произведениях метафоры.
• Гипербола – это, своего рода, тоже сравнение, сопоставление, определение (эпитет), но в преувеличенном виде. Образный приём, который и мы с вами часто используем в разговорной речи, типа – «мы с тобой сто лет не виделись», «ой, вода в море – аж кипит», «там грибов – хоть лопатой греби!», «реки крови», «горы трупов»...
Пример из нашего рассказа:
Даже кучерявые ягнята так подбрыкивают, подпрыгивают друг перед
другом, что вот- вот в небо воспарят!
• Олицетворение – это тоже одно из художественных средств, в основе которого лежит перенос свойств и качеств человека на неодушевленные предметы и явления окружающей действительности. В своем произведении писатель использует этот художественный прием, который является одним из видов метафоры: часы идут, года бегут, уснула река, мир проснулся и улыбнулся солнцу.
В нашем рассказе - благодаря олицетворению - цветы, тюльпаны,
действуют, как люди: радуются, борются за жизнь и не сдаются!
• Все эти приёмы – эпитеты, сравнения, метафоры и другие – называются художественными тропами и употребляются, используются авторами и всеми нами для художественно – образной, выразительной речи.
• Прямой смысл – ягнёнок только что оторвался от тёплого вымени, и молоко ещё не обсохло на губах его.
• Переносный смысл – «Ещё молоко на губах не обсохло, а девочки и мальчики уже трудятся – помогают фронту!»
• Ирония – «Надолго запомнит враг вкус воздуха Сальских степей да воды русской Волги - матушки!»
• Юмор – пример, в нашем рассказе: «Даже кучерявые ягнята так подбрыкивают, подпрыгивают друг перед другом, что вот-вот в небо воспарят!» - за гиперболой чувствуется добрый юмор автора рассказа.
• Эмоции в художественном произведении: радость, печаль, ненависть, злость, доброта, почтение, уважение, любовь и другие наши чувства и состояние души - такие же, как и в нашей жизни.
• Пунктуация – правила постановки на письме знаков препинания, при помощи которых автор стремиться передать читателям чувства, эмоциональное настроение литературных героев, персонажей (одушевлённых, неодушевлённых - олицетворённых) или своё личное:
а) восклицательный знак - ! -
б) вопросительный знак -?-
в) многоточие - ... -
Употребляет автор их или каждый в отдельности, или – совмещая -?!-
Ну и как, дорогие юные читатели, - всё понятно?
Автор для этого так старался излагать сведения (информировать) словами
(лексикой), уже хорошо усвоенными и ежедневно употребляемыми вами.
О. ГЛАДНЕВА – филолог, педагог, публицист, прозаик и поэт.
П. С. Подробности в продолжении...
Свидетельство о публикации №118080300426
Лидия Толченникова 24.05.2019 15:01 Заявить о нарушении
Светлана Кожинова (Межуева)
и ещё 6 человек считают классной тему «Сборник военных рассказов для детей - о мире и войне...» из группы ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ.
Ирина Панина
Нина Анатольевна
Шаали Шарахметов
oleg zernyx
Алла Царёва (Мамаева)
20:29
Лидия Толченникова 24.05.2019 23:00 Заявить о нарушении
Надежда Панина
и ещё 2 человека считают классной тему «Сборник военных рассказов для детей - о мире и войне...» из группы ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ.
Татьяна Солонская (Кузь)
Анна- неравнодушная ДНР
вчера 23:21
Лидия Толченникова 26.05.2019 06:20 Заявить о нарушении
Гладнева Ольга Антоновна 26.05.2019 20:34 Заявить о нарушении
Лидия Толченникова 26.05.2019 21:10 Заявить о нарушении