Сборник военных рассказов для детей

Серия рассказов для детей о мире и войне
________________________________________

               
О. ГЛАДНЕВА


БЕЗВЕСТНЫЙ

ПОДВИГ



СБОРНИК ВОЕННЫХ РАССКАЗОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ


            .....................................
          ...............................................





Сайт "стихи.ру"

 








                СОДЕРЖАНИЕ

1. Тюльпановый край .......................... ..........  стр. 2 – 5
2. Сапоги войны .............................................. 6 – 10
3. Удивительная история маленького рассказа................... 10 – 19
4. Непокорная вишенка ........................................ 20 – 24
5. Итоговая беседа ................................................ 25
6. Прекрасное мгновение в пламени огня ............................ 26 – 28
7. Подвиг Вани из Куцивки .........................................   29 – 32
8. Воины подземелья ...............................................   33 – 38
9. Безвестный подвиг ..............................................  39 – 46
10. Оля – помощница партизан........................................ 47 – 57
11. Мишуткин фронт ................................................. 58 – 74
12. Сталинград в судьбе Вити и Владика ............................. 75 – 90
13.     Послесловие .................................................... 91- 109



                ТЮЛЬПАНОВЫЙ КРАЙ


               
                Не шумите, ветры, не шумите,
                Не будите память детских лет:
                Сальские, калмыцкие просторы,
                По весне – тюльпанов пестрых цвет…
                Как однажды в грохоте орудий,
                В топоте коней, моторов гуле
                Утонул сиреневый рассвет…
                О. Гладнева 


                ТЮЛЬПАНЫ – НЕ СДАЮТСЯ!

      Жёлтые, белые, красные, малиновые, пёстрые, в крапиночку, в полосочку тюльпаны, тюльпаны, тюльпаны...  Сальские степи – тюльпановый край!
А совсем, совсем недавно по этой степи мчались танки, вдавливая гусеницами на своём пути всё живое и неживое  тяжело в землю.
Танки, пушки с пламенем изрыгали из раскалённых жерл тонны смертоносного металла.  Сверху самолёты, как тучи градом, сыпали снарядами. Всё ревело -  угрожающе и остервенело! Грохало, ухало на земле и в небесах!               
              Это по Сальским степям  и над ними грохотала война.
           Но живы тюльпаны! Вон как прыснули огоньками радости по всей степи! Вон как борются за жизнь! Тюльпаны войне не сдаются!
И мужественные Орлы, Соколы – воины Красной Армии в жестоких боях с врагами освободили от фашистских захватчиков эту степь и тюльпаны,  станицы и города Ростовской области и Ставропольского края, прогнав их далеко на Запад, откуда они и нагрянули на мирную Страну СССР, как тать.1

__________________________________

1- тать - татьба — в древнем русском праве преступное похищение чего-либо или насильственное отнятие, о чём поясняется в Википедии. Короче и проще – это вор,  коварный человек или хищник, который крадучись, неожиданно нападает и преступно похищает что – либо материальное, или жизнь, свободу, покой, мир...




         Надолго запомнит враг вкус воздуха Сальских степей да воды русской Волги  - матушки реки!
          И настал долгожданный мир! Мир! Свобода! Радость! Красота!
Да, вчера здесь была война. А сегодня она и цветам, и травам, и всем жителям  этого тюльпанового рая кажется кошмарным сном.
         Воронки от бомб, окопы, траншеи  –  всё щедро накрыл, раскрасил душистый и   
                пёстрый ковёр тюльпанов. 
 

                САКМАЛ

           Восхищённые глаза Дашеньки то стремятся охватить всю эту сказочную, благоухающую ароматами роспись степных просторов до самых синих горизонтов, то рассматривают узоры каждого лепестка у самых её ног пестреющих тюльпанов.
            На детском личике – милая улыбка. На душе – такая благодать и радость, что  кажется – расставь руки – вспорхнёшь и полетишь!
            Даже кучерявые ягнята так подбрыкивают, подпрыгивают друг перед другом, что  вот-вот в небо воспарят!


         - Что же делает Дашенька в этом тюльпановом краю, в знойный полдень в окрестностях станицы?
Пасёт – сакмал1.  Сакмал или сакман - это маленькое стадо овечек. Оно состоит из семейства взрослых овец - мам и их ягняток.
             А где же настоящие пастухи – мужчины?
Они ещё воюют. Там, на западных границах большой её родины, ещё идёт война.  А многие навек остались на полях сражений с фашистскою ордой.
Поэтому тут, на фронте мирного труда, их заменили пожилые родители, жёны, дети их, братишки и сестрёнки.

            Духота. Какая стоит духота! И ни одного порыва свежего ветерка! И так хочется пить, пить! Вот и десятилетняя Дашенька, ученица третьего класса, помогает колхозу2 -  пасёт сакман.
            И она очень гордится таким поручением.
Конечно, солнышко палит нещадно. Жара. От палящих лучей  хочется спрятаться в тень. Хочется подставить потное личико под струю свежего  ветерка или  дождика. И дышать, дышать полной грудью, вдыхая благодатную  прохладу.  Или склониться к родничку и пить, пить прохладную его водичку! 

_______________________________
1 - сакман (сакмал – казахское) - это когда овечка приносит приплод, её с ягнятами содержат в особом станке. Позже – сгоняют таких два – три семейства вместе, а когда ягнята подрастут, ещё соединяют до 7–10 таких и пасут отдельно от огромной отары. Такие мини-стада и назывались на местном наречье – сакмал. И пасли его учащихся, начиная с 3-го класса. В те военные и послевоенные годы дети рано познавали  труд, помогая в доме, школе, совхозе, колхозе...   

2 -  колхоз – слово образовано от первых частей двух слов: коллективное (кол.) хозяйство (хоз). Это общественный уклад проживания и взаимоотношений людей меж собою и с государством (с 1928 по 1991 года) Коллективное хозяйство (пахотные  земли, сенокосы, выпасы, леса, реки, озёра, пруды, сады, техника, скот, птица, пчёлы, здания,  помещения и др.) принадлежало всем и обрабатывалось коллективным трудом. А производимая общим трудом продукция разделялась между колхозниками с учётом доли труда каждого. Учёт работы каждого члена колхоза ежедневно проводился учётчиком. Единицей измерения труда считался трудодень.




     Перед мысленным взором Дашеньки зеленела знакомая лужайка прямо за их садом. И там, под пышным кустиком бузины, вырывался наружу из под земли светлый родничок. И быстрым ручейком, извиваясь, бежал по лужайке и растекался в зарослях высокого камыша. 
    Дашеньке казалось, что она даже слышит тоненький звон его бегущей по камешкам водички…
   Ах, как же хочется подставить ладошки под звенящую струйку родничка, набрать целые пригоршни водички и пить, пить, пить!
    Но маленькие ягнятки должны свободно расти в маленьком стаде.
В большой отаре они могут отстать от своей мамки, затеряться.
Их могут задавить большие овцы. Этого допустить нельзя.
              После войны в колхозах надо иметь большие стада овечек.
Ведь, армии надо не только оружие, техника, хлеб, но и тёплая одежда, обувь. Надо иметь шерсть. Много шерсти. Поэтому ягняток надо беречь.

            - Потерплю,- говорит себе Дашенька.- Сейчас всем тяжело. Надо терпеть. Для фронта. Для Победы. Надо! Чтобы быстрее наступил Мир! Вот такой – светлый, радостный,  красивый и свободный!

     Даша очень любила свою семью, село, степь, Родину. И старалась своим трудом всем им помочь.  Она очень верила, что отец и его боевые товарищи победят врага, и наступит долгожданный Мир на всей Земле! И так сталось - Победа, Мир, Радость!!!

                О, степи! Сальские степи! На всех  вы открытых ветрах!
                О мужестве вашем расскажут поэты в песнях своих и стихах! 


    ___Историческая справка_____
«...С первых же месяцев войны исключительно важное значение приобрёл общественно полезный труд учащихся. Школьники сразу же активно включились во всенародное движение под лозунгом: «Всё для фронта! Всё для победы!»
«...Особое внимание в постановлении, принятом СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 сентября 1941 года, уделялось проблеме кадров, от решения которой в конечном счёте зависела перестройка сельского хозяйства. Для возмещения убыли рабочей силы необходимо было вовлечь в общественное производство всё практически трудоспособное население деревни, включая подростков и стариков. Женщина становилась главной силой в колхозе, совхозе и МТС».  (Советская Украина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., М.: Наука, 1987, стр. 93).



                <        ~  * * * ~        >


               
                Дорогие ребята! К рассказу прилагается небольшой толковый словарик литературных терминов.  Написан он кратко, просто и понятно. И станет хорошим помощникам вам при работе с художественными текстами и в деле самообразования.               


                КРАТКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРИК ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

                Тема. Идея, Персонажи.

• Каждое художественное произведение написано на какую-то основную тему.
• Тема –  это то, о чём говорится в произведении. Например, в нашем рассказе, «Тюльпановый край», говориться о войне и мире.
• Тематика – главная, большая, основная тема произведения всегда раскрывается  ещё другими, связанные с нею по смыслу темами. Все они, вместе с главной темой и называются – тематикой стиха,  рассказа,  сказки, повести – короче - любого произведения. Например, в нашем рассказе главная тема войны и мира раскрывается темами:
-   мужества Армии и Народа в битве за Свободу родной земли;
-   любви к красоте родной земли, как тут – покрытой тюльпанами степи;
-   темой  труда: в нашем рассказе – добросовестный труд маленькой девочки Даши во имя Армии  и народа, чтоб помочь им победить врага.
-   В других произведениях могут быть и  другие темы.
   
• Главный литературный герой (ЛГ)– это главное,  действующее в произведении (стихе, рассказе, сказке, повести и т.д.) лицо. В нашем рассказе главным действующим лицом является Дашенька. Она любуется степью, покрытою цветущими тюльпанами. Радуется наступившему в родной степи миру. Но девочка знает, что её отец, вместе со всеми воинами Красной Армии, ещё сражается с фашистскими захватчиками за Свободу Родины. Что где-то там, у границ Советского Союза, ещё идёт война. И Даша  своим детским трудом старается помочь маме, селу, Армии и народу быстрее победить врага.
• Персонажи (одушевленные, неодушевлённые – олицетворённые) – это тоже действующие лица любого произведения.
• Персонажи бывают положительные и отрицательные. Как и в нашей жизни, мы судим о людях - персонажах нашей жизни – по их делам, по их отношению к природе, Родине, людям и - к нам. Например, в нашем рассказе «Тюльпановый край» - положительными персонажами является Дашенька и воины Красной Армии, и Советский народ, сражающиеся с врагом за свободу Отечества.
          Персонажи, свершающие положительные поступки и называются 
          положительными персонажами.
          Персонажи, совершающие отрицательные поступки, и называются
          отрицательными персонажами.
        В рассказе враги, неожиданно, как тать – вор, хищник, напавшие на  Союз Советских Социалистических Республик  (так тогда называлась наша большая Родина) и являются отрицательными персонажами.

• Сюжет – это краткое изложение того, о чём идёт речь в произведении. Например, сюжет нашего рассказа – девочка Даша, помогает колхозу, Стране, Армии своим детским трудом: пасёт  овечек с их маленькими ягнятками.
А вот как она любуется красотой родной степи, покрытой цветущими тюльпанами, и радуется наступившим мирным дням, как её очень мучают жара и жажда, но главная героиня рассказа терпит, потому что надо пасти стадо. Это всё есть - детали сюжета.

• Идея – смысл рассказа, мысли, которые хотел высказать автор читателям.


                Средства выразительной речи

       А как сделать речь художественной, образной, выразительной, красивой в отличие от нашей ежедневной разговорной в быту, бытовой?
Для этого существуют средства художественной речи

• Сравнение – слова или словосочетания, при помощи которых мы сравниваем кого-то с кем-то, или что-то с чем-то. Например, в нашем рассказе военные самолёты, сбрасывающие на землю обильно снаряды, сравниваются с грозовыми тучами, которые сыплют на землю, иногда тоже обильно, град: «Сверху самолёты, как тучи градом, сыпали снарядами».

• Эпитеты – слова или словосочетания, при помощи которых мы (или авторы) даём  характеристику, определяем, описываем  предметы, явления, события, факты.  Часто эти слова в русском языке относятся к имени прилагательному. И отвечают на вопросы   – какой,- ая, -ое, - ие ( и на их падежные формы). Например, в нашем рассказе тюльпаны какие?  Жёлтые, белые, красные, малиновые, пёстрые...
А роспись степных просторов какая? – Сказочная,  благоухающая ароматами.
А какими глазами смотрит Дашенька на эту роспись степных просторов?
А какие воины Красной Армии? А улыбка Даши?  А мир?

          Задание: найдите в тексте ещё другие определения - эпитеты.

• Метафоры – это художественный приём сопоставления, своего рода, тоже сравнение по каким-то схожим признакам, характерным чертам, чаще в переносном значении. Например, в нашем рассказе воины Красной  Армии сопоставляются с Орлами, Соколами. И при этом  вид птиц пишется с Прописной (большой) буквы. Почему?
  -  Могут ли быть воины в прямом значении птицами – орлами, или соколами?
    Значит, метафора содержит и переносный оттенок.   
  - Почему же солдат - победителей сравнивают с соколами, орлами?
    Цветущие по степи тюльпаны называются пёстрым, ароматным тюльпановым ковром. Почему? 
  - А почему  мирная, израненная снарядами степь  называется тюльпановым раем?

Задание: поищите в нашем рассказе или  в своих любимых произведениях метафоры.

• Гипербола – это, своего рода, тоже сравнение, сопоставление, определение (эпитет), но в  преувеличенном виде. Образный приём, который и мы с вами часто используем в разговорной речи, типа – «мы с тобой сто лет не виделись», «ой, вода в море – аж кипит», «там грибов – хоть лопатой греби!», «реки крови», «горы трупов»...
  Пример из нашего рассказа:
    Даже кучерявые ягнята так подбрыкивают, подпрыгивают друг перед   
    другом,  что  вот- вот в небо воспарят!

• Олицетворение – это тоже одно из художественных средств, в  основе которого лежит перенос свойств и качеств человека на неодушевленные предметы и явления окружающей действительности.  В своем произведении писатель использует этот художественный прием, который является одним из видов метафоры: часы идут, года бегут, уснула река, мир проснулся и улыбнулся солнцу.
           В нашем рассказе - благодаря олицетворению - цветы, тюльпаны,   
           действуют, как люди: радуются, борются за жизнь и не сдаются!

• Все эти приёмы – эпитеты, сравнения, метафоры и другие – называются художественными тропами и употребляются, используются авторами и всеми нами для  художественно – образной,  выразительной речи.

• Прямой смысл –  ягнёнок только что оторвался от тёплого вымени, и молоко ещё не обсохло на губах его.
• Переносный смысл – «Ещё молоко на губах не обсохло, а девочки и мальчики уже трудятся – помогают фронту!»
• Ирония – «Надолго запомнит враг вкус воздуха Сальских степей да воды русской Волги  - матушки!»
• Юмор – пример, в нашем рассказе: «Даже кучерявые ягнята так подбрыкивают, подпрыгивают друг перед другом, что  вот-вот в небо воспарят!» - за гиперболой чувствуется добрый юмор автора рассказа.

• Эмоции в художественном произведении: радость, печаль, ненависть, злость, доброта,  почтение, уважение, любовь и другие наши чувства и состояние души - такие же, как и в нашей жизни.

• Пунктуация – правила постановки на письме знаков препинания, при помощи которых автор стремиться передать читателям чувства, эмоциональное настроение литературных героев, персонажей (одушевлённых, неодушевлённых - олицетворённых) или своё личное:
        а)  восклицательный знак - ! -
        б)  вопросительный знак -?-
        в)  многоточие - ... -
Употребляет автор их или каждый в отдельности, или – совмещая -?!-



                Ну и как, дорогие юные читатели, - всё понятно?
        Автор для этого так старался  излагать сведения  (информировать) словами   
             (лексикой), уже хорошо усвоенными и ежедневно употребляемыми вами. 



                О. ГЛАДНЕВА – филолог, педагог, публицист, прозаик и поэт.



П. С. Подробности в продолжении...


Рецензии
...добрый день,Ольга Антоновна!..очень полезный,общеобразовательный материал,..у вас интересная страничка!..сколько много воспоминаний!..какой большой проделан труд!..спасибо огромное,..с уважением,Лидия.

Лидия Толченникова   24.05.2019 15:01     Заявить о нарушении
...доброй ночи,Ольга Антоновна!..извините,..но я всё таки по пробовала запустить ваш труд в группу о ВОВ,..и вот что получилось для начала:
Светлана Кожинова (Межуева)
и ещё 6 человек считают классной тему «Сборник военных рассказов для детей - о мире и войне...» из группы ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ.
Ирина Панина
Нина Анатольевна
Шаали Шарахметов
oleg zernyx
Алла Царёва (Мамаева)
20:29

Лидия Толченникова   24.05.2019 23:00   Заявить о нарушении
...вас продолжают читать:
Надежда Панина
и ещё 2 человека считают классной тему «Сборник военных рассказов для детей - о мире и войне...» из группы ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ.
Татьяна Солонская (Кузь)
Анна- неравнодушная ДНР
вчера 23:21

Лидия Толченникова   26.05.2019 06:20   Заявить о нарушении
Ой, Лидочка... Ну ... не знаю прям... Вы зачем себя -то так утруждаете? Как-то мне вроде и неудобно... Сейчас отвечу на отзывы своим постоянным читателям и загляну на ОК. Я трижды в личку пыталась написать вам и трижды - праг - скок и всё - ничего нет! Последний раз уже почти всё изложила и - гоп- прыг-скок и я на свой страничке почему-то... То ли за курсором не следила, и он сам от вибрации от ударов пальцами по клаве на что-то нажал... Короче, пойду другим путём - напишу в ворде, а потом - скопирую в "личку" Вам. С уважением -

Гладнева Ольга Антоновна   26.05.2019 20:34   Заявить о нарушении
...добро ночи,Ольга Антоновна!..если б мне было трудно,..я бы не взялась за это дело,..не переживайте,..спасибо,что ответили,..всех вам благ,..творческих успехов,..

Лидия Толченникова   26.05.2019 21:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.