Наследие предков. Часть 12
Добрый день добродетельные судари и сударыни!
Скажите мне, кали ласка:
-Кто же помогает страждущим и обременённым людям обрести умиротворение сердца своего? Кто же успокаивает и облагораживает его? Кто же наполняет его музыкой томной и безсмертной*, напевая царственные гимны на русском, белорусском,польском, украинском и других языках мира?
Я надеюсь на вашу молитвенную догадку, приведшую вас в Свято-Духов кафедральный собор города Менска и обратившую ваш светлый взгляд на чудотворную икону Богоматери с Исусом Христом на руках. Да! Это Она, Найсвятейшая Пани Мария, успокоила ваше страдающее сердце, по Вашей простой молитве, и воскресила его для жизни новой, светлой, лучезарной.
Я хочу заметить вам, что, и в настоящий час, она продолжает успокаивать народ Беларуси своим добрым взглядом, добрым словом, тайной улыбкой. Сам же Иисус Христос добавляет к Её благословению пример своей Светлой Жизни, напоминая пришедшим на службу о красоте простой молитвы и простого обращения к Матушке:
О, Матушка Небесная! Опора Жизни и Венец Познания! Помоги мне простить недобрые поступки детей моих (их гнев, шалость, раздражение) и наполни сердце моё Светом Чистой Любви и Глубиной Познания Жизни! Я дарю Тебе, Матушка, своё страдающее сердце и постараюсь впредь быть более спокойной (спокойным) и доброй (добрым)! Во Имя Отца и Сына и Духа Святого и Божественной Матери Аминь! (Да будет так!)
Богородица успокаивает нас и дарит нам частичку Святого Духа, надеясь на то, что постепенно, по мере нашего трудолюбия, наш недостаток покинет нас, и мы построим Царство Небесное внутри себя и подарим Его Свет своим славным родителям и добрым детям. Она надеится также на внимательное постижение светлым умом и чистым сердцем иконы Богородицы из города Менска...
Абраз Мацi Божай Менскай.
У 1945 годзе з зачыненага Свята-Петрапаулаускага сабора у Свята-Духау быу перанесены абраз Мацi Божай Менскай, якi з 16 стагоддзя знаходзiуся у iншых храмах горада.
З сакавiка 1597 года мiтрапалiт М. Рагоза (з 1579 года быу архiмандрытам менскага Увазнясенскага манастыра) скардiуся на менскiх мяшчан, бо тыя перашкаджалi яму правесцi багаслужэнне у замкавым саборы. Мешчанiн Андрэй Маслянка "з паны бургамистрами" забрау з сабора усе каштоуныя рэчы, у тым лiку "гривны, ланцуги, клейноты, золотые, чырвоные, таляры и перстени од того образа Пречистое, который образ надала славное и светлое памети королевое Олена". Вядома апiсанне абраза з того ж года:" а сребром оправа на образу Пречистое Светлое, которым оправил небошчык пан Василей Пашкович бурмистр менский".
"Олена"- гэта Алена, дачка вялiкага князя маскоускага Iвана Третьего i вiзантiйскай прынцэсы Сафii Палеолог. З 1495 года яна была жонкай караля польскага i вялiкага князя лiтоускага Аляксандра. З Масквы прывезла у Беларусь шмат каштоунасцей, якiя дарыла мясцовым храмам i манастырам. Увосень 1502 года Алена наведала Менск i, магчыма, падарыла месту абраз Мацi Божай. Ёсць звесткi, што Алена падарыла абраз не замкаваму сабору, а царкве Святога Спаса, якая таксама знаходзiлася у замку.
Каля 1616 года, як сведчаць дакументы, аправа абраза была пашкоджана, з яе часткова абсыпалася срэбра. У гэты час сам замкавы сабор быу занядбаны.
18 кастрычнiка 1616 года абраз Мацi Божай Менскай быу перанесены з замкавага сабора у галоуны храм унiяцкага манастыра Святога Духа. Iнiцыятарам пераносу быу мiтрапалiт Кiеускi i усее Русi Iосiф Вельямiн Руцкi, якi абгрунтавау гэта крытычным станам замкавага сабора. I.В. Руцкi у 1616 годзе называу абраз "цудоуным". Iкону змясцiлi у галоуным алтары храма. На дзень Святой Тройцы у месце адбыуся хрэстны ход з iконай.
Каля 1635 года бурмiстр Лукаш Богушэвiч Шышка "и иншае панове мещане места менскага" унiятскага вызнання звярнулiся да мiтрапалiта I.В. Руцкога з просьбай вярнуць абраз у замкавы сабор. Руцкi адмовiуся:"...образу еднакъ Пречистои Девы Марыи преносит неповелелисмо и повелеваемъ, вечными часы оного пры церкви Святога Духа зоставивши". Абраз у гэты час быу вельмi папулярны сярод мяшчан i палоунiкау. Царкве Святога Духа ахвяравалi "на абраз" розныя каштоунасцi.
У час вайны 1654- 1667 гадоу з Маскоускай дзяржавай абраз быу эвакуiраваны базылянамi. Маскоуцы увашлi у Менск улетку 1655 года. Iкона вярнулася назад пасля вызвалення места у 1660 годзе.
Як сведчыу iгумен мiнскага манастыра базылян Ян Аляшэускi, у канцы лютага 1708 года на Мiнск напалi калмыкi i у царкве Святога Духа "ад цудоунага абраза Найсвяцейшай Дзевы хоць заслону i адарвалi, аднак самаго абраза, вiдаць, аслепленыя, бачыць не маглi i не зрабiлi яму нiкакой шкоды". Тым часам "...просты народ, не у стане утрымацца ад помсты за знявагу Мацi Божай, схапiуся на нашых вачах за калы i розную зброю, увалiуся натоупам у царкву на ратаванне святога абраза. Але, паколькi нiкога ужо не засталi, хацелi за iмi гнацца, i ледзьве самi гэты натоуп утаймавалi".
Апошнюю спробу вярнуць абраз у замкавы сабор зрабiу унiяцкi мiтрапалiт Фелiцыян Фiлiп Валадковiч, якi у 1769 годзе падау у мiнскi гродскi суд скаргу на базылян за незаконнае утрыманне iконы. У 1777 годзе парах замкавага сабора Ф.Будай пачай працэс супраць базылян у мiнскiм гарадскiм судзе i папскай нунцыятуры. Аднак у 1778 годзе Ф.Ф. Валадковiч памёр. Справа спынiлася.
У 1781 годзе ксёндз ордэна базылян I. Сцябельскi апублiкавау у Вiльнi працу, у якой сцвярджау, што "абраз гэты знаходзiуся у Кiеве у Дзесяцiннай царкве", дзе змешчаны "Святым самадзержцам зямель рускiх Уладзiмiрам i Святаславiчам" i у якой "500 гадоу з лiшкам заставауся". Далей I. Сцябельскi пiсау, што "каля 1500 года хан заволжскiх татар Шахмат Герей прыцягнуу сваю статысячную арду пад Кiеу, маючы там зброяй пазмагацца з працiунiкам сваiм перакопскiм ханам Мехмедам Гераем".
I вось, мауляу, у той час "...адзiн татарын, узяушы з Дзесяцiннай царквы згаданы святы абраз, ададраушы яго аздобы, кiнуу яго у раку, што называецца Днепр". Абраз "цi вадой, цi супраць вады цудоуным чынам, або таксама анёламi быу перанесены у Менск, з"явiуся на рацэ Свiслачы пад замкам, паказаушы сябе незвычанным ззяннем. Жыхарамi таго места з вады узяты i у царкву замкавую 13 жнiуня 1500 года унесены. Знаходзiуся ж згаданы абраз у замкавай царкве 116 гадоу. З яе нарэшце дзеля розных прычын з волi архiепiскапа мiтрапалiта Кiеускага i усяе Русi Iосiфа Четвёртого Велямiна Руцкага 18 кастрычнiка 1616 года паводле старага календара у дзень Святога Евангелiста Лукi быу перанесены у базылянскую царкву Святога Духа".
I. Сцяблецкi падае гэту гiсторыю са спасылкай на працу "Atlas Marianus" мюнхенскага езуiта Вiльгельма Гумпенберга, апублiкованую у 1672 годзе. Гэта была энцыклапедыя са звесткамi пра абразы Багародзiцы, якiя знаходзiлiся у розных касцёлах свету. Пра менскi абраз, як мяркуюць даследчыкi, В. Гумпенбергу паведамiу вiленскi езуiт Альберт Вiюк-Каяловiч.
Магчыма, у расказах I. Сцябельскага i В, Гумпенберга iшла гаворка пра захоп Кiева татарамi у 1489 годзе. Аднак, як мяркуе гiсторык Юрый Мiкульскi, скарэй за усё базыляне стварылi легенду пра паходжанне абраза Мацi Божай Менскай з Кiева, каб надаць гэтай рэлiквii большую вагу сярод вернiкау.
У 1795 годзе унiяцкую царкву Святога Духа пераасвяцiлi у праваслауны кафедральны сабор Святых апосталау Пятра i Паула. Абраз зноу стау праваслаунай рэлiквiяй, але яго культ у праваслаунай царкве пашырыуся толькi у 19 стагоддзi.
У 1852 годзе на абраз была накладзена новая сярэбраная пазалочаная аправа i кароны з дробнымi брыльянтамi. Гэты дар К.П. Шклярэвiч, жонкi мiнскага губернатара Феадота Щклярэвiча, "пры удзеле i спрыяннi некаторых дабрачынных асоб у Мiнску i Пецярбургу", як сведчыу П. Шпiлеускi. Новую аправу асвяцiу напярэданнi свята Божага Нараджэння епiскап Мiнскi i Бабруйскi Мiхаiл. У такiм выглядзе зафiксавау iкону расiйскi мастак Дзмiтрый Струкау, якi наведвау Мiнск у 1864 годзе.
22 кастрычнiка 1914 года сабор наведау расiйскi iмператар Мiкалай Другi:" Его Величество поклонился особо чтимой Святынъ- иконъ Минскай Божией Матери, копия которой Епископомъ Митрофаномъ поднесена была Его Величеству при отбытии изъ храма".
Пасля рэвалюцii 1917 года, паводле некаторых звестак, улады спрабавалi сарваць абраза, але людзi сабралi столькi серабра, колькi яна важыла. Аднак у 1922 годзе аправа абраза усё ж была канфiскавана савецкiмi уладамi.
У 1941 - 1942 гадах супрацоунiк Менскага краёвага гiстарычнага музея мастак Габрыэль Вiер адрэстаравау святыню. Паводле успамiнау тагачаснага дырэктара музея Антона Шукелойця, iкону "бальшавiкi выкiнулi у дрывотнiк каля Юбiлейнага дому" (будынак на сучасным праспекце Незалежнасцi, 26), а "Вiер забрау яе да сабе у хату, i там правёу больш году над яе рэстаурацiяй".
У час нямецкай акупацiiабраз Мацi Божай Менскай захоувауся у Свята-Петрапаулаускiм саборы на Нямiзе.
У 1992 годзе iкону рэстаравау Пётр Журбей. Пад слоем фарбы 17 стагоддзя выяулены больш старажытны жывапiс - не пазнейшы за 15 стагоддзе. Памер 140 на 105 сантыметрау, намаляваны тэмпрай па ляукасе на драулянай аснове.
У чэрвенi 2015 на вулiцы Зыбiцкай з удзелам Партыярха Маскоускага i усея Русi Кiрыла быу адкрыты памятны знак " З"яуленне абраза Божай Мацi"...
Икона Матери Божьей Менской.
В 1945 году из закрытого Свято-Петропавловского собора в Свято-Духов была перенесена икона Матери Божьей Менскай, которая с 16 века находилась в разных храмах города.
Метрополит М. Рагоза (с 1579 года был архимандритом менского Вознесенского монастыря) жаловался 3 марта 1597 года на менских жителей за то, что они мешали ему проводить богослужение в замковом соборе. Мещанин Андрей Маслянка "с панами бургамистрами" забрал из собора все ценные вещи, в том числе "гривны, цепи, драгоценные вещи, золотые, червоные, талеры и перстни от того образа Пречистого, который дала светлой памяти королева Олена". Известно описание иконы с того же года:" серебряная оправа на образе Пречистое Светлое, которой оправил неверующий пан Василий Пашкович бургомистр менский".
"Олена"- это Елена, дочь великого князя московского Ивана Третьего и визатийской принцессы Софии Палеолог. С 1495 года она была женой короля польского и великого князя литовского Александра. Привезла в Беларусь с Москвы много ценностей, которые дарила местным храмам и монастырям. Осенью 1502 года Елена посетила Менск и, возможно, тогда подарила месту икону Богоматери. Есть сведения, что Елена подарила образ не замковому собору, а церкве Святого Спаса, которая тоже находилась в замке.
18 сентября 1616 года икона Матери Божьей Менской был перенесён из замкового собора в главный храм униатского монастыря Святого Духа. Инициатором переноса был митрополит Киевский и всея Руси Иосиф Вельямин Руцкой, который обосновал это критическим положением замкового собора. И.В. Руцкой в 1616 году называл икону "чудотворной". Икону поместили в главный алтарь храма. В день Святой Троицы совершился крестный ход с иконой.
Около 1635 года бургомистр Лукаш Богушевич Шышка " и другие панове мещане места менского" униатского вероисповедания обратились к метрополиту И.В. Руцкому с просьбой- вернуть икону в замковый собор. Руцкой ответил:"...образу еднакъ Пречистои Девы Марыи преносит неповелелисмо и повеливаемъ, вечными часы оного пры церкви Святого Духа заоставивши". Икона в этот час была очень популярна среди мещан и поломников.
Во время войны 1654-1667 годов с Московским государством икона была эвакууровама базилианами. Московские воины вошли в Менск летом 1655 года. Икона вернулась назад после освобождения места в 1660 году.
Как свидетельствует игумен менского монастыря базилиан Ян Алешевский, в конце февраля 1708 года на Менск напали калмыки и в церкви Святого Духа "от чудной иконы Найсвятейшей Панни Марыи хоть защиту и оторвали, однако самой иконы, видно, ослепленные, видеть не могли и не сделали ей никакого вреда". Тем часом "простой народ, не смог воздержаться от мщения за неуважение Богоматери. Он, схватив на очах наших за колья и различную сброю, ввалился толпой в церковь на охрану светлого образа. Но, поскольку никого уже не застали на месте, хотели гнаться за ими, и едва мы сами эту толпу успокоили".
Последнюю пробу вернуть икону в замковой собор сделал униатский митрополит Фелистиан Филипп Валадкович, который в 1769 году подал в менский городской суд жалобу на базылян за незаконное удерживание иконы. В 1777 году судья замкового собора Ф. Будай начал процесс против базилиан в менском земском суде и папской нунциатории. Однако в 1778 году Ф.Ф.Валадкович умёр. Дело остановилось.
В 1781 году ксёндз ордена базилиан И.Сцебельский опубликовал в Вильно свой труд, в котором утверждал, что "икона эта находилась сначала в Киеве в Десятинной церкве", где была помещена "Святым самодержавцем земель русских Владимиром и Святославовичем" и в которой "500 лет с лишним остовалась". Далее И.Сцябельский писал, что "около 1500 года хан заволжских татар Шахмат Герей притянул свою стотысячную орду под Киев, имея желание там зброей побороться с противником своим - перекопским ханом Мехмед Гереем". И вот, говорит, в той час "...один татарин, взявши с Десятинной церкви упомянутую святую икону, оторвавши её украшение, кинул её в реку, что называется Днепр". Икона "или водой, или против воды чудесным образом, или также ангелами была перанесена в Менск, появилась на реке Свислочь, под замком, показавши себя необычайным сиянием, жителями места с воды взята и в церковь замковую 13 августа 1500 года перенесена. Находилась же названная икона в замковой церкви 116 лет. В конце концов, по различным причинам, по воле архиепискапа митрополита Киевского и всей Руси Иосифа Четвёртого Вельямина Руцкого 18 сентября 1616 года по старому календарю, в день Святого Евангелиста Луки была перенесена в базилианскую церковь Святого Духа".
И.Стебельский подаёт эту историю со ссылкой на труд "Atlas Marianus" мюнхенского езуита Вильгельма Гумпенберга, опубликованной в 1672 году. Эта была энциклопедия с известием об иконах Богородицы, которые находились в разных костёлах света. О менской иконе, как думают исследователи, виленский езуит Альберт Виюк-Каялович рассказал В.Гумпенбергу.
Возможно, в рассказах И.Стебельского и В,Грумпенбергаишла речь о захват Киева татарами в 1489 году. Однако, как думает историк Юрий Микульский, скорее всего базилиане создали легенду о происхождении иконы Матери Божьей Менскай из Киева, чтобы придать этой религии больший вес среди верущих.
В 1795 году униатскую церковь Святого Духа переосвятили в православный кафедральный собор Святых апостолов Петра и Павла. Икона снова стала православной реликвией, но его культ в православии расширился только в 19 столетии.
В 1852 году на икону была одета новая серебряная оправа и короны с маленькими бриллиантами. Это был дар К.П. Шклярэвич, жены минского губернатора Феадора Шклярэвича, "при сотрудничестве и благоволении некоторых добродетельных лиц в Минске и Петербурге", как свидетельствует П.Шпилеуский. Новую оправу освятил на конуне праздника Божьега Рождества епископ Мински и Бабруйски Михаил. В таком виде зафиксировал икону российский мастак Дзмiтрый Струков, который посетил Минск в 1864 году.
22 сентября 1914 года собор посетил российский император Николай Второй:" Его Величество поклонился особо чтимой Святыни- иконе Минской Божьей Матери, копия которой Епископомъ Митрофаномъ поднесена была Его Величеству, при отбытии изъ храма".
После революции 1917 года, согласно некоторым известиям, власти пробовали сорвать оправу с иконы, но люди собирали столько серебра, сколько она весила. Однако в 1922 году оправа иконы всё же была конфискована советскими властями. В 1935 году икона попала в менский исторический музей.
В 1941-1942 гадах сотрудник Менского краеведческого исторического музея художник Габриэль Виер отреставрировал святыню. Согласно поспоминаниям тогдашнего директора музея Антона Шукелойця, икону "большевики выкинули в дровяной сарай около Юбилейного дома" (здание на современном проспекте Независимости, 26), а "Виер забрал её к себе в хату, и там провёл больше за год над её реставрацией".
В час немецкой аккупации икона Матери Божьей Менскай сохранялась в Свято-Петропавловским соборе, на Немиге.
а
В 1992 году икону реставрировал Пётр Журбей. Под слоем краски 17 века выявлена более древняя живопись - не позднее за 15 века. Размер иконы 140 на 105 сантиметров, нарисованы темпрой по левкасе на деревянной основе.
В июне 2015 года, на улице Зыбицкой, с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был открыт памятный знак "Появление иконы Божьей Матушки.
1. Литературный источник: Виктор Корбут и Дмитрий Ласько "Минск. Наследие старого города". Минск "Беларусь" 2016. Страницы 94-98.
2. Источник фотографии: Ас светлого мгновения жизни, фотохудожник Дмитрий Ласько, страница 96.
Чуть позже допишу перевод на русский со стихотворением.
Свидетельство о публикации №118080208800