Про агрессивный маркетинuг

"Про агрессивный (продавливающий) маркетинг. Откуда он берется. И почему так распространен".

На днях я зашла в магазин за кефиром. Мне нравится по вкусу кефир одной марки. И когда он есть в магазине, я беру его. В тот день данного кефира не оказалось. И я решила купить какой-нибудь другой. Я стала перебирать бутылочки, выбирая, какая по душе. И вот, взяв в руки очередную бутылку, увидела картинку: улыбающийся кот из известного мультфильма и надпись "А я говорю, пей!". Я тут же поставила бутылку обратно на полку. И даже отшатнулась. Мне было неприятно, что со мной "разговаривают" в приказном тоне. Я почувствовала в этой фразе агрессию, насилие.
Стоит сказать, что раньше на бутылках этой марки данную надпись не использовали. Видимо, продажи упали, и компания решила как-то простимулировать потребителя.
Если бы я была руководителем этой компании, то ни за что бы не отдала маркетологу деньги за подобное решение вопроса.
Но ведь действующий руководитель компании отдал. Стало быть, это решение все-таки сработает? Да. А в каком случае? Я думаю, оно сработает в том случае, если у покупателя будет слабый Внутренний Взрослый*. Ситуационно (например, из-за сильной усталости) или по структуре личности. В таком случае есть вероятность, что его Внутренний Ребенок** может послушаться повелительно-агрессивного тона. Опять же - все зависит от состояния Внутреннего Ребенка в текущий момент. Если человек находится в какой-то трудной ситуации, и его Внутренний Ребенок нуждается в поддержке, то у него может не хватить сил выстоять.
Откуда же берется агрессивный маркетинг, и почему он так распространен?
"Все мы родом из детства". Если в детстве ребенок не видел здорового примера коммуникации, ему неоткуда будет его взять. Дети впитывают все, как губки. Я помню себя в детстве, помню это состояние - я внимательно вслушивалась в разговоры взрослых и всматривалась в их поведение: я собирала примеры взаимодействия с этим миром.
Недавно в транспорте слышала, как один человек жаловался на сына. Они пошли в магазин. И родитель отказался купить что-то сыну. А сын сказал: "Ты вообще меня любишь или нет?!". И человеку стало, ой, как не по себе. Он почувствовал давление. Еще бы. На лицо жесткая манипуляция. Продавливание. Но не спешите ругать и осуждать ребенка. Человек этот, как оказалось из дальнейшего разговора, работает в торговле. И сам часто использует манипулятивные техники в общении с покупателями. Более того, я уверена, что он их использует и в общении с сыном. Неосознанно. Просто потому, что привык так общаться.
И вот эти дети, не получившие здорового примера коммуникации, вырастают, и несут в мир ошибки, впитанные в детстве.
Приведу еще один пример агрессивного маркетинга. Одно время мне названивала компания, которая предлагает какие-то финансовые услуги. Они звонили мне почти каждую неделю. Несколько раз я вежливо отказывалась от их услуг и просила удалить мой номер из базы. Потом несколько раз открыто посылала их в прекрасное далеко. Ничего не помогало. Они продолжали мне названивать. И тогда, о чудо, я нашла в своем телефоне функцию "черный список". И занесла номер этой компании туда. И что вы думаете? Да. Они позвонили мне с другого номера.
Лично мне подобное поведение напоминает поведение 3х-летнего ребенка, который вцепился в подол матери и вопит: "Купи! Купи! Купи-и-и!!!". Он ни за что ее не отпустит. Он ничего не хочет слышать. Ему наплевать на чувства матери в данный момент, на ее состояние и проч. Его волнует только одно - то, что он хочет получить. "Вижу цель, не вижу препятствий". На мой взгляд, человек, пользующийся агрессивным маркетингом, внутренне остановился в своем развитии и эмоционально находится в состоянии примерно 3х-летнего ребенка***.
Вместо того, чтобы думать о том, как сделать продукт, от которого не возможно отказаться, который так и хочется купить, компании думают, как продавить потребителя, как навязать ему свой продукт. В ход идут даже НЛП-техники. Проще овладеть манипуляциями, чем 1. придумать действительно необходимый продукт, 2. скрупулезно оттачивать качество продукта.
Но не спешите ругать и осуждать компании. Давайте подумаем, почему же этот самый агрессивный маркетинг так распространен? Есть спрос, есть и предложение. Многие привыкли с детства к тому, что их границы продавливаются. И внутренние настройки настолько сбиты, что они уже не чувствуют своих личных границ. Как не чувствовали и те, кто нарушал эти самые границы. Как часто можно видеть, что взрослый хватает ребенка, чтобы обнять, не спрашивая разрешения у чада? Как часто родители входят к детям в комнату без стука? Как часто они залазят к ним в дневник, в сумку, в письменный стол? Как часто вмешиваются без спроса в их отношения со сверстниками? И зачастую это считается нормой. Тем временем все это - способы продавливания границ. И примеры таких способов можно приводить до бесконечности. Первое время ребенок злится. Ему это не нравится, ему неприятно. Те дети, кто посмелее (я думаю, чаще это холерики по темпераменту), могут сначала даже возмущаться. Но. Ребенок зависим от родителей. И ему приходится смириться с положением дел. И чтобы хоть как-то вынести подобное чудовищное отношение людей, которых ребенок считает близкими, он начинает интерпретировать агрессию, например, как заботу. Интерпретация закрепляется в памяти. И вот уже он сам ведет себя так же. И искренне считает, что поступает хорошо и правильно.
К чему я все веду. Распространенность агрессивного маркетинга - обоюдная ответственность: и компаний, и потребителей.
А вот изменить ситуацию, на мой взгляд, быстрее получится со стороны потребителей. Психологически легче осознать агрессию по отношению к себе, чем признаться в том, что ты агрессивен по отношению к кому-то. Последнее задевает самооценку. И нужно иметь внутренние ресурсы справиться с этим. Больно осознавать, что ты кому-то делаешь больно. Намного больнее, чем осознать, что тебе сделали больно.
Если мы перестанем покупать товары, которые агрессивно нам навязывают, компаниям придется поменять маркетинговую тактику. Или придется обанкротиться.

Я сама много лет работала в торговле. Еще студенткой я пошла в эту сферу, так как знала - там можно заработать деньги. И вот совсем недавно я задумалась: так называемый этап продаж "отработка возражений"**** - не есть ли насилие? Человек уже сказал "нет". Зачем пытаться изменить его "нет" на "да"?

_____________________________
*,** - используются понятия из теории Э. Берна, которая утверждает наличие в каждом человеке 3х эго-состояний: внутреннего Дитя, Взрослого и Родителя. Дитя - это эмоции и чувства. Взрослый - мышление. Родитель - те программы, которые человек делает "на автомате", иными словами - привычки.
*** - мышление начинает формироваться в возрасте 4-5 лет. И то - в том случае, если ему помогают развиваться. Поэтому не стоит ругать детей, которые так капризничают в магазинах. Впрочем не стоит ругать и осуждать и тех взрослых, которые остались в состоянии 3хлетних детей. Им можно только посочувствовать.
**** - выделяют 5 (а иногда 6) этапов продаж: 1. установление контакта, 2. выявление потребностей, 3. презентация товара, 4. отработка возражений, 5. закрытие сделки и доп. продажа, 6. анализ продажи.


Рецензии