лучшие чешские писатели...

Маленькая уютная Чехия – страна большой и обширной культуры, как кулинарной, со всем известными пивом, кнедликами и сосисками, так и изобразительной, кинематографической и, конечно, литературной.

Можно сказать, что чешская литература, как и сам чешский язык, имеет долгую и непростую историю, в которой бывали как периоды расцвета, так и упадка, вплоть даже до запрета и истребления чешских книг во времена германизации. Но несмотря на все трудности, сегодня чешский народ имеет богатое многовековое литературное наследие, которое по праву занимает почетное место в европейском золотом фонде прозы и поэзии. В этой статье нам хотелось бы рассказать о наиболее выдающихся чешских авторах и их знаковых произведениях.

Ярослав Гашек (Jaroslav Ha;ek 1883-1923) Блистательный сатирик, весельчак и мистификатор, не любивший ограничивать свою фантазию только литературой и охотно сочинявший о себе небылицы. Произведения Гашека, полные остроумной иронии и забавных ситуаций, являются отражением его собственной бурной и щедрой на события и перемены жизни. С самого юного возраста будущий великий писатель отличался бунтарством, уже в 14 лет молодой Ярослав участвовал во всех антинемецких акциях, за что и был вскоре задержан полицией, к чему, однако, отнесся с долей юмора. Впоследствии ему еще не раз приходилось коротать время в полицейских участках как хулигану и неизменному участнику всевозможных драк.

В 1915 году Гашек был призван на фронт, что становится предпосылкой и главным толчком к созданию его важнейшего произведения – «Похождения бравого солдата Швейка». С неизменным юмором и озорством автор повествует о приключениях Йозефа Швейка, торговца крадеными собаками и авантюриста, призванного в войска. Роман, обнажающий глупость и бессмысленность бюрократической государственной системы Австро-Венгрии, имел огромную популярность, а само имя Швейка быстро стало нарицательным. Впоследствии Швейк становился героем пьес, романов и даже компьютерной игры, а во многих городах мира бравому солдату стоят памятники.

Франц Кафка (Franz Kafka 1883 – 1924) Несмотря на то, что этот автор еврейского происхождения писал исключительно по-немецки, чехи все равно считают его «своим» писателем и очень им гордятся. Болезненность и аскетизм Кафки, сопровождавшие всю его жизнь, ярко проявились в его полных пронзительного страха и панического абсурда произведениях, большая часть которых была опубликована посмертно. Сложные отношения с родителями, несостоятельность в семейной жизни и карьере сделали литературу отрадой и главным делом жизни писателя. Однако незадолго до смерти, видимо, разуверившись уже и в своих литературных способностях, чувствуя приближающийся конец, Кафка велел своему близкому другу журналисту Максу Броду, с которым он, кстати, даже писал в соавторстве, уничтожить все свои рукописи. Но последняя воля умирающего не была исполнена – Брод, считавший Кафку одним из величайших писателей своего времени, опубликовал имевшиеся у него рукописи рассказов и новелл. Так увидел свет знаменитый «Замок», неоконченный роман, в неторопливой манере повествующий о противостоянии человека огромной машине бюрократии. Безысходность и меланхолия, столь свойственные всему творчеству Кафки, отразились и в этом произведении, но своего апогея достигают в великолепном рассказе  «Превращение» о коммивояжере, который однажды утром проснулся громадным насекомым.

Произведения Кафки – уникальное явление в мире литературы, не укладывающееся в рамки какой-либо одной литературной школы. Найти объяснение его работ пытались многие известные писатели и литературоведы, среди которых: Владимир Набоков, Альбер Камю, Жорж Батай и Натали Саррот.

Карел Чапек (Karel ;apek, 1890-1938) Знаменитый драматург и прозаик, чье творчество проникнуто очаровательной простотой и своеобразным изяществом. Вырос в ремесленном городке Упице, где ему и его брату Йозефу, кстати, известному художнику и соавтору, теперь стоит памятник. Моменты простой рабочей жизни, почерпнутые из того времени, Чапек изображал в своих романах. С четырнадцати лет он публикует свои рассказы в местной газете. В 1915 году оканчивает философский факультет Карлова Университета и вскоре начинает тесное сотрудничество со знаменитой газетой Lidov; noviny, которое поддерживает до конца жизни.

Магнум опус Карела Чапека – научно-фантастический антифашистский роман «Война с саламандрами», написанный в 1936 году. Конфликт человечества и эволюционировавших до разумных существ амфибий – саламандр - приводит к открытой вражде между двумя расами. Легкий и естественный язык произведения, сдобренного остроумным юмором, делает роман приятным чтивом, при этом не придавая ему пошлости и бульварности и сохраняя интеллектуальную глубину. Похожая проблема поднимается в другом знаменитом произведении Чапека «Р.У.Р.», где автор задается вопросом, имеют ли люди моральное право эксплуатировать мыслящих роботов. Само слово «робот», кстати, впервые появляется в этом романе, так что изобратетелем слова робот является чех.

Семикратный номинант на Нобелевскую премию, Карел Чапек не ограничивался литературой и журналистикой, но также стал известен и как замечательный фотограф-любитель, его книга фотографий «Дашенька, или жизнь щенка» выдержала много публикаций.

Милан Кундера (Milan Kundera, род. 1929) Автор, по праву считающийся классиком интеллектуальной прозы, Милан Кундера родился и вырос в Брно, в семье музыканта. По окончании школы переехал в Прагу, где начал учиться в Карловом университете на философском факультете, однако вскоре перевелся на факультет кино AMU. Имея активную гражданскую позицию, Кундера уже тогда проявлял неравнодушие к политической ситуации в стране и вскоре в качестве протеста бросил обучение. Литературный дебют писателя состоялся в 1967 году, когда вышел в свет роман «Шутка». История о том, как, казалось бы, безобидная шутка повлекла за собой вереницу страшных поворотов судьбы. Уже тогда были заложены основные темы творчества писателя: политика, влечение и любовь. Не желающего мириться с тоталитарным режимом писателя дважды исключали из Коммунистической партии Чехословакии, первый раз – за антипартийную деятельность, второй – за участие в революционных протестах, после чего Кундере даже запретили публиковаться, и следующий роман «Жизнь не здесь» издается уже в Париже. Вышедшая в 1978 году «Книга смеха и забвения», в которой Кундера снова обращается к теме репрессий и травли в коммунистической Чехословакии, вызывает возмущение и протест политической верхушки, и в 1979 году писателя лишают чехословацкого гражданства, но уже через два года Кундера становится гражданином Франции. С 1993 года он пишет более миниатюрные романы на французском языке. Сегодня Милан Кундера является одним из самых известных живых классиков, его философские чувственные и ироничные романы переиздаются на многих языках.

Божена Немцова (Bo;ena N;mcov;, 1820 -1862) Родоначальница современной чешской прозы, Божена Немцова родилась в Вене под именем Барборы Панкловой. Происхождение писательницы окутано тайной: считается, что ее родителями были Терезия Новотна, простая чешская служанка, и Йоганн Панкл, австрийский господский кучер, но до сих пор ходят упорные слухи, что в действительности Барбора была незаконнорожденной дочерью герцогини Заганьской и князя Меттерниха. Как бы то ни было, остается фактом, что герцогиня окружила маленькую Барбору своим вниманием и всячески ей покровительствовала, отправив девочку на воспитание в свое имение Ратиборжице. Здесь будущая писательница провела счастливые годы детства, отразившиеся в, пожалуй, самом знаменитом ее романе «Бабушка». Идиллические отношения и безграничная любовь, которые описывает Божена, на самом деле существовали. Магдалина Новотна, бабушка писательницы со стороны матери, стала очень видной фигурой в судьбе внучки и оказала на нее и ее творчество огромное влияние.

В 1837 году, в возрасте 17 лет Божена выходит замуж за Йозефа Немеца, австрийского чиновника вдвое старше ее. Брак нельзя было назвать счастливым – по роду службы Немецу часто приходилось переезжать из одного города в другой, и поначалу молодая жена была вынуждена всюду следовать за ним, но в конце концов, устав от постоянных переездов, Божена обосновалась в Праге. Здесь Немцова сошлась с видными деятелями науки и искусства, дружила с Карлом Гавличкем  Боровским и Йозефом Вацлавом Фричем. Тем временем ее мужа, снискавшего немилость австрийских властей, уволили со службы и назначили жалкую пенсию, никак не покрывавшую расходы семьи с четырьмя детьми. Началось тяжелое время бедности, вследствие которого умер старший  сын Немцовой, Гинек. В этот сложный период Божена пишет и издает последний свой рассказ «Господин учитель», а также любовно собранные и переведенные ею  «Словацкие сказки», по которым знают и любят Немцову маленькие читатели. Скончалась великая писательница в 1862 году в своем пражском доме, в нужде и нищете. Сегодня Божена Немцова почитается за одну из самых знаковых и основных деятелей чешской литературы, ее работы признаны шедеврами, а ее всем знакомый портрет  украшает

купюру достоинством в 500 крон.

Яхим Тополь (J;chym Topol,род. 1962) Нашему современнику Яхиму Тополю самой судьбой было предначертано посвятить жизнь литературе – его отец Йозеф Тополь был поэтом и драматургом, а знаменитый писатель Карел Шульц приходится Яхиму дедом. Детство и юность писателя пришлись на неспокойное время перемен в коммунистической Чехословакии. Как и его отец, Яхим рано начал заниматься диссидентской деятельностью, выражая свой протест в текстах песен андеграундной группы Ps; voj;ci, отражавшей настроения чешского народа в нелегкий период. Группа стала ярчайшим явлением на чешской андеграундной сцене, стремительно набирая популярность среди молодежи. Талантливых подростков даже отмечал Вацлав Гавел, тогда еще диссидент и бунтарь. Ps; voj;ci стали своего рода продолжателями дела знаменитой группы The Plastic People of the Universe, славившейся своими бунтарскими текстами и враждебным настроем к сложившейся политической системе. Разумеется, такие ребята не могли остаться незамеченными официальными властями, и вскоре Ps; voj;ci стали объектом преследования и гонений. Вскоре Тополь подписывает известную Хартию-77, толчком к написанию которой послужил арест группы The Plastic People.  В восьмидесятые годы Яхим активно выпускает самиздатом журналы и собственный сборник «Люблю тебя как сумасшедший».

С начала девяностых Тополь переходит от поэзии к прозе, и в 1994 году выходят его «Экскурсия на вокзал» и роман «Сестра», за который он получил премию Эгона Хостовского и который был экранизирован чешским режиссером Витом Панцирем. Роман снискал высокие оценки литературных критиков, а сам Тополь был приглашен на презентацию английского перевода «Сестры» в Нью-Йорк. Через год издается роман «Ангел», повествующий о жизни наркомана и наркоторговца Майка, который решает начать новую жизнь. Роман был также экранизирован, и в российском прокате был представлен под названием «Выход ангела». В 2005 году выходит фантастический роман «Полоскать горло дегтем», за него в 2011 году Тополь был выдвинут на соискание престижной британской премии  The Independent в номинации «лучший зарубежный писатель». В 2010 году Яхим Тополь получает премию Ярослава Сайферта за вышедшую годом ранее книгу «По студеной земле», действие которой частично происходит в Беларуси.

В настоящее время, получив признание критиков и множество наград, Тополь – классик чешской и мировой литературы, чьи произведения переводят на многие европейские языки и популярны в Чехии и за ее пределами.

Милош Урбан (Milo; Urban, род. 1967) Еще один наш современник, уроженец города Соколов на западе Чехии, прозаик и переводчик, Милош Урбан прославился, в первую очередь, как мастер готического романа. Переехав из родного города в столицу, Милош поступил в Карлов Университет, где изучал английскую филологию. Интерес к истории, архитектуре и любовь к Праге в 1998 году вылились в дебютную мистерию «Последняя точка за рукописью», написанную под псевдонимом Йозеф Урбан. В том же году выходит роман «Семь храмов», одно из самых знаменитых произведений Урбана, принесший автору признание читателей и критиков и переведенный на многие языки. По ходу романа полицейский Кветослав, предпочитающий называть себя К., что, по-видимому, является отсылкой к роману Кафки «Замок», расследует цепочку таинственных и жутких преступлений, жертвы которого имеют какое-то отношение к готическим соборам. Сюжет тесно переплетается с рассуждениями о готике, средневековье и архитектуре, что в итоге создает красивое и зловещее повествование, окутанное атмосферой мистики и старины. Важной темой романа является эстетический и этический вопрос сохранения красоты и самобытности готической архитектуры Праги, который находит свое продолжение в следующем произведении Милоша Урбана «Водяной». Здесь, однако, читателям раскрывается проблема бережного отношения к природе как к хрупкому источнику совершенной красоты и гармонии. Роман снискал восторженные отзывы критиков и читателей и принес автору престижную премию Magnesia Litera Award. В 2005 году выходит книга «Язык Сантини», а через пять лет адаптация этого романа выходит на чешские экраны. Но атмосферные и таинственные произведения Милоша Урбана пользуются популярностью не только на родине автора – многие его романы были переведены на испанский, немецкий, французский, русский и венгерский языки, а «Семь храмов» ставший бестселлером в испаноговорящих странах, во всем мире читают на более чем одиннадцати языках.

Вацлав Гавел (V;clav Havel 1936 — 2011) Известнейший политик и деятель искусства, и не только литературного, Вацлав Гавел сегодня считается национальным героем Чехии,  символом перемен, нового, демократического и свободного государства. Родился будущий драматург и президент в известной семье, также не чуждой искусству: его дед, Вацлав Гавел, является одним из авторов знаменитого пассажа Люцерна на Вацлавской площади, а отец и дядя – основателями одной из крупнейших киностудий в Европе «Баррандов». Неожиданная война и последующая смена режима резко вмешались в спокойную жизнь зажиточной семьи, в 1948 году имущество Гавелов было конфисковано, а сам Вацлав был исключен из школы. В 1957 году его призывают на военную службу в Чешские Будейовице. Здесь стремящийся к искусству молодой диссидент основывает театральный кружок, для которого пишет пьесы и в котором играет сам. Прославился маленький армейский театр злободневной пьесой под авторством Гавела «Жизнь впереди». Актуальность и популярность пьесы, раскрывающей проблемы солдат в чешской армии, а также буржуазное происхождение автора привели к закрытию творческого кружка. После демобилизации Гавелу удается устроиться в театр Na z;bradl;, с которым впоследствии  он свяжет долгие годы своей жизни. Здесь состоялась премьера его пьесы «Праздник в саду» открывшая автору путь в большую драматургию и прославившая театр. Параллельно с этим Гавел занимается театральной критикой, публикуя статьи в журналах Kultura и Divadlo, и скоро становится довольно известным в литературных кругах. Вскоре его произведения начинают запрещать цензурой, и Вацлав Гавел начинает свою политическую деятельность, борясь за демократизацию общества. Живет он при этом на гонорары, приходящие из-за границы. Молодому и активному диссиденту быстро предъявляют какие-то невразумительные обвинения и несколько раз поочередно то сажают в тюрьму, то выпускают на свободу. После «Бархатной революции» популярность Гавела быстро росла, и с 1989 по 2003 год он занимает пост президента Чехословакии, а затем Чехии. После отставки, незадолго до смерти Вацлав Гавел снова возвращается к искусству – на этот раз в качестве режиссера, и по мотивам собственной пьесы снимает картину «Уход». Фильм показывает историю канцлера, вынужденного расстаться с постом и привилегиями. Жизнь, к которой за долгие годы так привык главный герой, медленно рушится, вилла, в которой он провел весь свой канцлерский срок, постепенно пустеет, готовясь принять нового хозяина, дочь в нем разочаровывается и отказывается принять его у себя. Создание фильма было давней мечтой Вацлава Гавела, которую он сумел осуществить в 2011 году, за несколько месяцев до смерти. Новость о кончине Гавела воспринялась как национальная трагедия, церемония прощания транслировалась на больших экранах, установленных на городских площадях, и тысячи людей приносили цветы и свечи на Вацлавскую площадь и к Пражскому Граду, чтобы почтить память любимого президента, драматурга и режиссера.

Павел Когоут (Pavel Kohout, род. 1928) До сих пор к этому несомненно талантливому писателю в Чехии относятся неоднозначно. Впервые он появился на литературной сцене в конце сороковых годов как поэт и драматург, ярый коммунист и борец за социализм. Очень быстро молодой поэт и драматург получает официальное признание и становится известным. Однако затем последовало разоблачение сталинизма, и все, что воспевал Когоут, стало ненавидимым и презираемым в чешском обществе. Тогда началась следующая, более зрелая ступень творчества писателя, этап реформированного социализма. К этому периоду относятся одни из его успешнейших произведений, как например драма «Такая любовь», которую ставят во многих известных мировых театрах. Вместе в этим Когоут адаптирует для театральных постановок романы «Вокруг света за 80 дней» Жюль Верна и «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека. Через некоторое время политические взгляды писателя снова изменились, и Когоут встал на сторону оппозиции, принимая активное участие в событиях «Пражской весны». И снова, как это было со многими другими инакомыслящими деятелями искусства, правительство начинает войну с Когоутом, и вскоре его пьесы и романы начинают запрещать к публикации и постановке в Чехословакии. Однако в это время, в 1976 году на Бродвее пользуется огромной популярностью его спектакль «Несчастный убийца», а в Европе снискал успех его роман «Из дневника контрреволюционера». В конце восьмидесятых Когоут эмигрирует в Австрию и теряет чехословацкое гражданство. Здесь он обращается к прозе, публикуя романы «Пат или игра королей», «Уроки танцев и любви» и Ecce Constantia, ставшие бестселлерами в немецкоязычной Европе. Книги Павла Когоута сочетают в себе философию, острые социальные проблемы и вопросы и своеобразную «массовость», легкий эпатаж, не дающий читателю забросить его романы в пылящуюся стопку «занудной» и нагоняющей тоску литературы.

Михал Вивег (Michal Viewegh род.1962) Пожалуй, самый популярный современный чешский автор, Михал Вивег начал серьезно писать, по собственному признанию, в 20 лет. Тогда его небольшие рассказы публиковались в журналах «Млада фронта» и «Младый свет». В 1991 году Вивег дописывает роман «Лучшие годы псу под хвост», который издается несколькими годами позднее и сразу же приносит автору престижную премию имени Иржи Ортена. В этом романе Вивег, как и Милан Кундера, с которым, кстати, его часто сравнивают литературные критики, обращается к теме «Пражской весны», но делает это сквозь призму событий в жизни простой чешской семьи. Несмотря на трагизм ситуации, роман написан живым и легким языком, приправленным юмором и добротой. Сегодня этот роман часто издается с другим произведением Вивега «Летописцы отцовской любви», в котором раскрываются чувства отца двух дочерей по мере их взросления. Яркие образы и искренние переживания, изложенные фирменным «вивеговским» языком, не дают оторваться от повествования до последней строчки. Немного в ином ключе написана повесть «Ангелы на каждый день», рассказывающая об ангелах, спустившихся на землю, чтобы скрасить последние часы жизни нескольких людей. Тоскливая история смертей, трагедий и одиночеств заставляет задуматься о своей собственной жизни, о ее смысле и ценности. Книги Михала Вивега издаются огромными тиражами в Чехии и переведены на более чем 15 языков, некоторые из них, такие как «Лучшие годы псу под хвост», «Роман для женщин» и «Участники турпоездки» были экранизированы, что, конечно, свидетельствует о популярности и значимости автора в современном чешском обществе.

                бравый Швейк всех веселит
                Гашек за спиной стоит
                поздороваемся с Кафкой
                в его фобии войдёи
                и отбросим
                всё путём...


Рецензии