Шестиструнная гитара
Развитие ведёт к новому качеству.
Закон.
Часть 1.
Чёрт лада не любит,
лишь бы шум был.
Поговорка.
Путь совершенствования в музыке лежит от шума к ладу.
Предлагаю упражнения ,чтобы ваша серенада наконец достигла адресата.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ.
1. Восходящий порядок-движение в сторону повышения звука-ВП.
Нисходящий порядок-движение в сторону понижения звука-НП.
2. Струны, начиная с тонкой:
1с. 2с. и т. д.
3 Лады. начиная с первого :
1л. 2л. и т. д.
4. Позиции.начиная с первой :
1по. 2по. и т. д.
5. Пальцы левой руки: большой, указательный,средний,безимянный,мизинец:
Б,1пал, 2пал, и т. д.
6. Б.Б.-большое баррэ.
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ГАММЫ
в 2 октавы и 6 позиций в восходящем и нисходящем порядке от звука дО.
ВП , 6с.8л,5по.4пал.
5с,4л,4по,1пал,5с,5л,4по,2пал,5с,6л,4по,3пал.
5с,7л,4по,4пал.
4с,3л,3по,1пал,4с,4л,3по,2пал.
4с,5л,3по,3пал,4с,6л,3по,4пал.
3с,2л,2по,1пал,3с,3л.2по,2пал.
3с,4л,2по,3пал,3с,5л,2по,4пал.
2с,2л,2по,1пал,2с,3л,2по,2пал.
2с,4л,2по,3пал,2с,5л,2по,4пал.
1с,1л,1по,1пал,1с,2л,1по,2пал.
1с,3л,1по,3пал,1с,4л,1по,4пал.
1с,5л,5по,1пал,1с,6л,5по,2пал.
1с,7л,5по,3пал,1с,8л,5по,4пал.
НП ,играется аналогично по тем же струнам, ладам и позициям и
теми же пальцами.
Хроматические гаммы от остальных одиннадцати звуков играются аналогично.
НАТУРАЛЬНЫЕ МАЖОРНЫЕ ГАММЫ.
в одну октаву из одной позиции в восходящем и нисходящем порядке от звука ДО.
ВП ,5с,15л.12по,4пал.
4с,12л,12по,1пал,4с,14л,12по,3пал,4с,15л,12по,4пал.
3с,12л,12по,1пал.
3с,14л,12по,3пал.
2с,12л.12по,1пал.
2с,13л,12по,2пал.
НП ,играется аналогично по тем же струнам,ладам ,позиции и теми же
пальцами для остальных одиннадцати звуков.
ГАРМОНИЧЕСКИЕ МАЖОРНЫЕ ГАММЫ.
Играются как натуральные лишь с той разницей, что в ВП и НП
на 3 струне вместо
3С,14л,12по,3пал
играется
3с,13л,12по,2пал.
Гармонические мажорные гаммы от остальных одиннадцати звуков
играются аналогично.
МЕЛОДИЧЕСКИЕ МАЖОРНЫЕ ГАММЫ.
ВП , играются как натуральные.
НП , на 2струне не играется
2с,12л,12по,1пал, а играется на 3 струне
3с,15л,12по,4пал
и на 3 струне не играется
3с,14л,12по,3пал
а играется
3с,13л,12по,2пал.
ОТ остальных одиннадцати звуков мелодические мажорные гаммы играются аналогично.
НАТУРАЛЬНЫЕ МИНОРНЫЕ ГАММЫ.
В одну октаву из одной позиции в ВП и НП от звука ЛЯ.
ВП .5с,12л,9по,4пал.
4с,9л,9по,1пал,4с,10л,9по,2пал,4с,12л,9по,4пал.
3с,9л,9по,1пал,3с,10л,9по,2пал,3с,12л,9по,4пал.
2с,10л,9по,2пал.
НП играется аналогично по тем же струнам ладам позициям и теми же
пальцами для остальных одиннадцати звуков.
ГАРМОНИЧЕСКИЕ МИНОРНЫЕ ГАММЫ.
Играются как натуральные с той лишь разницей, что в ВП и НП
на 3 струне не играется
3с.12л,9по,4пал, а играется на 2 струне
2с,9л,9по,1пал.
Гармонические минорные гаммы от остальных одиннадцати звуков играются аналогично.
МЕЛОДИЧЕСКИЕ МИНОРНЫЕ ГАММЫ.
В ВП на 3 струне вместо
3с,10л,9по,2пал играется 3с,11л,9по,3пал, а вместо 3с,12л,9по,4пал на 2 струне играется
2с,9л,9по,1пал.
НП мелодических минорных гамм не отличается от натуральных.
МАЖОРНЫЕ,МИНОРНЫЕ И СЕПТАККОРДЫ.
Мажорные аккорды от звука ДО до звука МИ.
Играются универсальным приёмом:
От звука ДО:
1с,8л,8по,1пал,2с,8л,8по,1пал,
3с.9л,8по,2пал,4с,10л,8по,4пал,
5с.10л,8по,3пал,6с.8л,8по,1пал.
Мажорные аккорды от звука ФА до звука СИ играются аналогично,
начиная с первой позиции.
МИНОРНЫЕ АККОРДЫ ОТ ЗВУКА ФА до ЗВУКА МИ.
Играются универсальным приёмом:
ОТ звука ДО:
Отличаются от мажорных тем, что на 3 струне
вместо: 3с,9л,8по,2пал.
играется: 3с.8л,8по,1пал.
СЕПТАККОРДЫ ОТ ЗВУКА ФА до ЗВУКА МИ.
Играются универсальным приёмом:
От звука ДО:
Отличаются от мажорных тем, что
на 2 струне: вместо:2с,8л,8по,1пал.
играется:2с,11л,8по,4пал.
Часть 2.
Мандолина, гитара и бас.
Песня.
Законодательный запрет на игру на мандолине, как на "бесовском
гудебном сосуде" был отменён в 1657 году, но так как история повторяется,
для конспирации, предлагаю превратить мандолину в гитару,
при этом повысив её строй на октаву, в сравнении со стандартным,
строем гитары и таким образом устранить многовековую несправедливость
в отношении строя гитары.
Для этого проделайте следующее:
Расширьте гриф мандолины с мензурой ( длинной рабочей части струны )
333 мм. на две струны в сторону более толстой струны.
Примерный вариант можете найти в Соц.сети на странице
Владимир Се Шалимов, ФОТО.
Затем снимите одну из самых тонких струн, а оставшуюся
закрепите внизу на подставке в самом крайнем положении.
Поставьте одну из вторых струн на место третьей.
При этом вторую струну настройте по фортепиано,аккордеону или баяну
на СИ 1 октавы, для чего подтяните её на 2 лада.
Третью струну настройте на СОЛЬ 1 октавы.
На место 4 струны можете поставить 3 струну и настроить
её на РЕ 1 октавы, либо 4 струну мандолины подтянуть на 5 ладов.
На место 5 струны поставьте 4 струну мандолины, настроив её на ЛЯ
малой октавы.
6 струну возьмите из комплекта для гитары, настроив её
на МИ малой октавы.
Аккомпанемент в данном случае можно использовать и стандартный
для 6 струнной гитары и такой:
От звука ДО 1 октавы.
МАЖОРНЫЕ АККОРДЫ:
6с,8л,5по,4пал
5с,7л.5по,3пал
4с,5л,5по.1пал.
МИНОРНЫЕ АККОРДЫ:
Играются как мажорные, но вместо:
5с,7л,5по,3пал
играется
5с,6л, 5по,2пал.
СЕПТАККОРДЫ:
6с,8л,7по.2пал
5с.7л,7по,1пал
4с.8л.7по,3пал.
УМЕНЬШЕННЫЕ СЕПТАККОРДЫ:
6с.8л,6по,3пал
5с.6л,6по,1пал
4с,7л,6по,2пал.
От остальных 11 звуков от звука СОЛЬ малой октавы
до СОЛЬ# 1 октавы аккомпанимент играется аналогично.
Часть 3.
Всё выше и выше и выше...
Песня.
Если Вы любите, чтобы ваша подруга шестиструнная
разговаривала с вами на повышенных тонах, имейте в виду,
что предел определяют возможности.
Строй гитары мензурой 485 мм. с металлическими струнами
можно повысить на октаву.
Для этого переставьте 1 струну на 3, 2 на 4,
3 на 5 и 4 на 6.
На место 1 струны поставьте 1 струну 8 набора для электрогитары,
американского производства, которая продаётся в опломбированных
конвертах.
На место 2 струны- 1 струну 8 или 9 набора.
Настройку начинайте с самой толстой струны,
настроив её на РЕ малой октавы.
5 струну настройте на СОЛЬ малой октавы.
4 струну - на ДО 1 октавы.
3 струну - на ФА 1 октавы.
2 струну - на ЛЯ 1 октавы.
1 струну - на РЕ 2 октавы.
На втором ладу установите каподастр.
Аккомпанемент изложен во 2 части.
Строй шестиструнной гитары с мензурой 485 мм. можно повысить
на октаву и без каподастра, но для этого придётся уменьшить мензуру
(например до мензуры мандолины-333 мм.
Такой вариант гитары можете найти в соц.сети на странице
Владимир Се Шалимов -Фото.
Здесь используется накладка на гриф, первый лад имеет размер
седьмого лада гитары с мензурой 485 мм. и подставка для струн
мензуры 333 мм.
Если Вы любите, чтобы ваша подруга шестиструнная
разговаривала на пониженных тонах, уберите подставку-
получите понижение строя гитары более чем на полторы октавы
( одна октава и 7 полутонов ).
Первые три струны дадут ЛЯ -минорный аккорд,
2,3,4 струны дадут ДО - мажорный.
Открытая 6 струна будет давать ЛЯ контроктавы.
Часть 4.
Цинци-бринци балалайка
Цинци-бринци заиграй-ка.
Песня.
Гитарный приём игры на балалайке позволяет использовать
минимум физических усилий и обеспечивает чёткую координацию движений
обеих рук.
Перестройка третьей, самой толстой струны со стандартного
строя:
ЛЯ,МИ,МИ
на строй:
ЛЯ,МИ,ДО
расширяет диапазон балалайки и соответствует стандартному
строю первых 3 самых тонких струн гитары с установленным на 5 ладу
каподастром.
МАЖОРНЫЕ ГАММЫ
в 1 октаву от звука ДО 1 октавы до звука СОЛЬ# играются
стандартным приёмом на 3 и 2 струнах:
1с,
1с,2ла,2пал
1с,4ла,3пал
1с,5ла,4пал
2с,3ла,1пал
2с,5ла,2пал
2с,7ла,3пал
2с,8ла,4пал.
от звука ЛЯ 1 октавы до СИ 2 октавы:
на 2 и 1 струнах:
2с,5ла,1пал
2с,7ла,2пал
2с,9ла,3пал
2с,10ла,4пал.
МИНОРНЫЕ ГАММЫ
от звука МИ 1 октавы до ДО# 2 октавы на 2 и 1 струнах:
2с,
2с,2ла,2пал
2с,3ла,3пал
2с,5ла,4пал
1с,2ла,1пал
1с,3ла,2пал
1с,5ла,3пал
1с,7ла,4пал.
от звука РЕ до звука РЕ# на 3 и 2 струнах:
3с,1ла,1пал
3с,3ла,2пал
3с,4ла,3пал
3с,6ла,4пал
2с,4ла,1пал
2с,5ла,2пал
2с,7ла,3пал
2с,8ла,4пал.
МАЖОРНЫЕ АККОРДЫ
играются стандартным приёмом.
От звука ДО:
Баррэ на 7 ладу 1 пальцем.
2 палец на 2 струне 8 ладу.
МИНОРНЫЕ АККОРДЫ
играются стандартным приёмом.
1с,6ла,1пал
2с,8ла,3пал
3с,7ла,2пал.
СЕПТАККОРДЫ
играются стандартным приёмом.
Баррэ на 12 ладу 1 пальцем.
2 палец на 1 струне на 13 ладу.
УМЕНЬШЕННЫЕ СЕПТАККОРДЫ
играются стандартным приёмом.
1с,12ла,3пал
2с,11ла,1пал
3с,12ла,2пал.
Часть 5.
Как быть нам Муз рабам
Ясность тут нужна
Сколько струн в самый раз
Три или одна
На вопрос вот такой
Есть ответ простой
Эту тему закрыть
И купить гобой.
Припев:
Неплохо очень-гобой без струны,
Гораздо лучше с любой стороны.
Пародия.
Семиструнная гитара превращается в шестиструнную.
1 струна подтягивается на 2 лада.
Снимается 5 струна а на её место ставится 6 струна и подтягивается
на 2 лада. 7 струна ставится на место 6 и подтягивается на 2 лада.
Любители игры на семиструнной гитаре с мензурой 485 мм.
могут перестроить её на октаву выше, без использования каподастра.
Для этого воспользуйтесь рекомендациями в части 3 этого труда.
Часть 6.
Поговори-ка ты со мной
подруга восьмиструнная...
Припев.
Эх раз, да ещё раз, да ещё много много раз...
Пародия.
Вариант восьмиструнной гитары можете найти в соц.сети
на странице Владимир Се Шалимов. Фото.
Диапазон: от СОЛЬ большой октавы
до ДО четвёртой октавы.
КОНСТРУКЦИЯ:
Шестиструнная гитара производства фабрики народных музыкальных
инструментов ( щипковых) им. Луначарского с мензурой 487 мм.
Мензура восьмиструнной гитары 333 мм.
Верхняя накладка с 10 ладами вырезана из грифа гитары
мензурой 613,5 мм. после 10 лада, начинается с 11 лада.
10 ладов нижней накладки- самодельные.
Высота нижней подставки 25 мм.
Колковые механизмы от 7 струнной гитары.
поставлены так, что натяжение струн производится по часовой стрелке.
Струны - металлические.
Нижняя. самая тонкая от 8 набора для электрогитары
американского производства, продаётся в опломбированных
конвертах, остальные- от 7 струнной гитары.
НАСТРОЙКА:
Строй 6 нижних струн соответствует строю 6 струнной гитары
на октаву выше (ЛЯ первой октавы на 3 струне снизу ),
втором ладу.
Седьмая струна соответствует СИ большой октавы,
восьмая - СОЛЬ большой октавы.
ХРОМАТИЧЕСКИЕ , НАТУРАЛЬНЫЕ, ГАРМОНИЧЕСКИЕ ,
МИНОРНЫЕ ГАММЫ:
Играются из одной 1 позиции в 2 октавы,
от звука СОЛЬ и СОЛЬ# в три октавы.
ВАРИАНТ АККОМПАНИМЕНТА:
МАЖОРНЫЕ АККОРДЫ:
ДО мажор:
1 лад,7 струна, 1 палец.
3 лад,5 струна, безимянный палец,
2 лад,4 струна, средний палец.
ДО# мажор:
Большое баррэ на 1 ладу 1 пальцем.
2 лад, средний палец, 7 струна,
4 лад. 5 струна, мизинец,
3 лад, 4 струна, безимянный палец.
Аналогично играются аккорды до ФА#/
от звука СОЛЬ:
8 струна- открыта.
6 струна,3 лад, средний палец,
5 струна,2 лад, безимянный палец,
4 струна-открыта.
Мажорные аккорды от СОЛЬ#
Большое баррэ на 1 ладу.
8 струна.
6 струна, 4 лад, мизинец,
5 струна, 3 лад, безимянный палец,
4 струна (баррэ).
Аналогично играются минорные аккорды. с учётом
2 пониженной на полутон ступени аккорда.
СЕПТАККОРДЫ:
от ДО:
8 струна прижимается большим пальцем на 5 ладу.
6 струна , 8 лад, мизинец,
5 струна , 7 лад, безимянный палец,
4 струна , 5 лад, средний палец,
3 струна , 3 лад, 1 палец.
Остальные аккорды от ЛЯ до СОЛЬ#
играются аналогично, с той лишь разницей, что
от ЛЯ 3 струна-открыта.
УМЕНЬШЕННЫЕ СЕПТАККОРДЫ:
От звука ДО:
8 струна прижимается большим пальцем на 5 ладу.
6с,8л,4п.
5с,6л,3п,
4с,4л.2п,
3с.2л.1п.
Остальные уменьшенные септаккорды от ЛЯ# до ЛЯ
играются аналогично с той лишь разницей, что от ЛЯ№
третья струна открыта.
МАЛЫЕ СЕПТАККОРДЫ:
От звука ДО:
8 струна прижимается большим пальцем на 5 ладу,
6с,8л4п,
5с,6л,3п,
4с,4л,2п,
3с,3л,1п.
Остальные малые септаккорды от ЛЯ до СОЛЬ№ играются аналогично с той лишь
разницей, что от ЛЯ третья струна открыта.
МИНОРНЫЕ СЕПТАККОРДЫ:
От звука ДО;
8 струна прижимается большим пальцем на 5 ладу.
6с,8л 4п,
5с,6л,3п,
4с,5л, 2п,
3с,3л, 1п.
Остальные минорные септаккорды от ЛЯ до СОЛЬ№
играются аналогично , с той лишь разницей, что от ЛЯ
третья струна открыта.
Часть 7.
- Почему 10 струн на гитаре ? а кому и 7 или 6
достаточно.
- Чтобы никому мало не показалось.
Вариант 10 струнной гитары можете найти в " соц.сети
на странице Владимир Се Шалимов , Фото.
ДИАПАЗОН:
От ЛЯ контроктавы до ДО 4 октавы.
СТРОЙ:
МИ ( 2 октавы ) , СИ,СОЛЬ,РЕ,ЛЯ,МИ,СИ,СОЛЬ,РЕ,ЛЯ ( контроктавы ).
КОНСТРУКЦИЯ:
В торце головки установлен 2 -х колковый механизм от отрезанного
гитарного. ( См. Часть 6 ). Рабочую часть струн можно перемещать.
но при этом надо учитывать индивидуальные особенности исполнителя
( рост, длина рук и т. д.).
Накладка на гриф должна быть достаточно жёсткой, как и порожек у головки,
чтобы настройка крайних струн ( толстых и тонких )
" не плыла " .
НАСТРОЙКА:
3 снизу струна настраивается по камертону ЛЯ.
Остальные-по принципу 6 струнной гитары.
АККОРДЫ, АРПЕДЖИО, ХРОМАТИЧЕСКИЕ,
НАТУРАЛЬНЫЕ, ГАРМОНИЧЕСКИЕ, МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ
можно играть из одной позиции в 3 октавы
от любого звука по вертикали
и в 2 октавы по горизонтали грифа гитары в рабочем положении.
Февраль 2020.
Свидетельство о публикации №118072906103