Философ Диоген Синопский

Диоген Синопский,
"Безумный гений",
Так в мире нарекли его,
Родился в Синопе,
В семье Гикесия, менялы,
В 412-м году до нашей эры,
И там добился славы,
А умер в Коринфе, в 323-ий год,
Великий философ, поэт,
В возрасте, 90-то лет;
Для общества скептик и критик,
Умен и остер на язык,
Диоген великий философ,
И эпатажный человек,
А тех, кто сильных мира воспевал,
Он славу и роскошь, презирал,
Когда в Дельфах Диоген жил,
Однажды, он у оракула спросил,
Что в жизни ему делать?
Чем заниматься?
И оракул ответил,
«Переоценкой ценностей»,
Но не «перечеканкой монет»,
Нет, для него будет,
Всего важней,
Заниматься философией,
Вопросами жизни своей,
Учеником Антисфена, Диоген был,
Но учитель, вначале,
Сына менялы невзлюбил,
Ведь отец его в тюрьме сидел,
За сделки с деньгами,
И плохую репутацию имел,
Пытался Антисфен,
Диогена прогнать,
Палкой его стал колотить,
Но жаждал знаний Диоген,
И вынужден был Антисфен,
Его просветить,
Диоген считал, что надо продолжить,
Дело отца, но по другому,
Если отец просто, деньги портил,
То Диоген решил испортить,
Устоявшиеся штампы,
Поведения людей,
Их традиции и предрассудки,
Лживые ценности стереть:
Богатство, славу, честь,
Фальшивой надписью считал,
Их на монетах,
Из плохого металла,
А также презирал все,
Материальные блага,
И их у него было мало,
В Пифосе он спал и жил,
В глиняном кувшине,
В сосуде который,
Закапывали в землю,
В котором хранили:
Зерно, масло, вино,
И людей хоронили,
Позднее о нем говорили,
Что жил он в бочке,
Но это неправда,
В далекие времена,
Бочек не делали греки тогда,…
Смеялся и издевался Диоген,
Над жизнью горожан,
Презирал их нормы жизни,
Нравы, их одежды,
Их поведение, и религию,
Считал, что они невежды,
И жил, как собака на подаяние,
Поэтому называли киником его,
Что обозначало собаку,
А вся суть учения Диогена,
Заключается во фразе:
Довольствуясь тем, что имеешь,
И думай, что хорошо живешь,
Образ Диогена, киника,
Приведен у Лукиана,
Там Диоген собеседнику говорит,
«Ты видишь космополита,
Гражданина мира,…
Воюю же я … против наслаждений,…
Я – освободитель человечества,
И враг страстей,…
Хочу быть пророком правды и свободы слова»,
А если кто-то захочет киником стать, то:
«Прежде всего я сниму с тебя,
Изнеженность, заставлю работать,
На голой земле спать,
Воду пить и есть, что попало,
Богатства свои бросишь в море,
Ты будешь думать ни о браке,
Ни о детях, ни об отечестве,…
Котомка твоя, пусть будет полна,
Бобов и свертков,
Исписанных с обеих сторон,
При такой жизни ты назовешь себя,
Более счастливым, чем великий царь,…
А способность краснеть,
Навсегда сотри со своего лица,…
На виду у всех, смело делай то,
Что другой не сделал бы в стороне»,…
Диоген низвел,
Потребности до минимума,
Себя закалял,
Запорошенные снегом статуи,
Зимой обнимал,
И тело испытаниям подвергал,
Летом на раскаленным песке лежал,
И нравственным унижениям,
Часто себя подвергал,
Просил подаяние у статуй,
Чтобы приучить себя к отказам,
Ведь хромым и нищим,
Люди подают, и не подают,
Философам - мудрецам,
Потому что знают, что всегда,
Хромыми и нищими могут стать,
А мудрецами никогда,
Диоген наслаждение находил,
В самом презрении к наслаждению,
Аскетизма идеал провозглашал,
Как пример, он мышь приводил,
Ведь она ничего не боится,
Мышь ни к чему не стремится,
И для жизни ей надо мало,
А жизнь в кувшине,
И применение плаща,
Вместо постели,
Обозначали этот принцип,
А из вещей у него были,
Лишь посох и сума,
Так бросал он вызов обществу,
И ходил босым по снегу,
А в своем поведении Диоген,
Доходил до бесстыдства,
И отказывался соблюдать,
Все нормы приличия,
Он занимался рукоблудием,
У всех на виду,
А когда афиняне говорили,
Что при демократии,
Можно все делать,
Но это уже слишком, отвечал:
«Вот бы и голод можно было унять,
Потирая живот»,
Ничего не поедая,
Ничего не беря в рот,
Диоген афинян считал,
Недостойными, называться людьми,
И насмехался над ними, и всеми,
Религиозными церемониями,
А демагогов и политиков,
Льстецами у черни считал,
Себя же, гражданином мира мнил,
Об относительности всего и всех,
Общепринятых норм, говорил,
На себя насмешки навликал,
И провокационные выходки,
Но всегда находчиво, на них отвечал,
А тех, кто хотел его смутить, сам смущал,
Когда на обеде, ему как собаке,
Бросили кости,
Он помочился на них,
И на вопрос, какой породы он пес?
Ответил, что когда голоден,
Он ласковой, мальтийской породы,
А когда сыт, то свирепой милосской,
Подчеркивал, превосходство мудреца,
Над заслуживающими презрения,
Обыкновенными людьми,
Однажды он стал звать людей,
А когда они сбежались,
Стал бить их палкой, говоря,
Что людей он звал, а не мерзавцев,
В другой раз при дневном свете,
С зажженным фонарем,
Настоящего человека, искал,
Ведь порой люди соревнуются,
Кто кого столкнет в канаву,
Было такое состязание, тогда,
Но никто не соревнуется,
Быть добрыми и справедливыми, всегда,
Диоген одинаково презирал,
И людей и царей,
Когда Александр Македонский,
Был в Аттике и захотел,
Познакомиться с Диогеном,
С известным  маргиналом,
Плутарх рассказывал,
Что Александр ждал,
Когда Диоген к нему придет,
Выразить свое почтение,
Но не дождался,
И пришел к нему сам, и сказал:
«Я великий Александр»,
«А я собака Диоген»,
Диоген отвечал:
«И за что тебя зовут собакой?»,
«Кто бросит кусок – тому виляю,
Кто не бросит, на того лаю,
Кто злой человек – кусаю»,
«А меня ты боишься?»,
Спросил Александр,
«А что ты такое»,
Спросил Диоген,
«Зло или добро?»,
«Добро», ответил он,
«А кто же боится добра?»,
Диоген ответил,
Позже, Александр ему сказал:
«Проси у меня чего хочешь»,
«Отойди, ты солнце заслоняешь»,
Диоген ответил,
И загорать продолжил,
В ответ на шутки окружения,
Которое потешалось над Диогеном,
Александр молвил,
«Если бы я не был царем,
То хотел бы стать Диогеном»,
Ведь смысл аскетизма в том,
Что подлинное счастье,
Состоит в свободе и независимости,
Не основатель школы киников,  Антисфен,
А Синопский Диоген,
Дал своей жизнью, пример,
Образец киника-мудреца,
А став рабом Ксениада, отца,
Он применил к его детям,
Свою систему воспитания,
Приучив их к скромной пище и воде,
В одежде, к ее простате,
Занимался с ними физкультурой,
Но лишь настолько,
Насколько это надо,
Для их здоровья,
Преподавал им знания,
В краткой форме,
Для удобного запоминания,
Приучал их учить наизусть,
Куски из творения поэтов,
Наставников и его,  самого Диогена,
Рабство не унизило его,
Он даже отказывался,
Быть выкупленным из рабства,
Показывал, что философ,
Киник, будучи даже рабом,
Может стать господином, любого,
Хозяина своего,
Который раб своих страстей,
И мнений общества, всего,
А когда продавали на Крите его,
Попросил глашатая объявить, так о нем:
"Не хочет кто – либо купить,
Хозяина себе,
Чтобы иметь хозяина в семье",
Диоген философию любил,
Выше всех форм культуры, ценил,
Он философствовал образом жизни,
Освобождающим от условностей,
Всех привязанностей,
И даже от многих,
Потребностей людей,
Он говорил людям,
Философию не любящим,
Ее не признающим:
«Зачем вы живете,
Если не думаете о том,
Чтобы жить легко,
Чтобы жить хорошо»,
Антисфену философия давала,
Как он утверждал,
«Умение беседовать,
С самим собой»,
Однако, Диогену она дала,
«По меньшей мере готовность,
Ко всем поворотам судьбы»,
Чтобы жизнь не напрягала,
И радостной была;
Диоген с Платоном друг друга не любили,
И часто спорили,
И однажды циновку топча, 
Диоген в сердцах кричал:
«Топчу спесь Платона»,
А когда Платон,
Изрек, что человек,
Это «двуногое без перьев»,
Диоген ощипал петуха,
И назвал его человеком,
На что Платон,
К своему определению,
Вынужденно добавил,
«…и с плоскими ногтями»,
Когда Платон об идеях рассуждал,
О сущности вещей, вещал,
Названия, для «стольности» и «чашности», создавал,
Диоген учению Платона, возражал,
Диоген говорил: «стол и чашу вижу,
А стольности и чашности нет»,
Платон на это ответил:
«Чтобы видеть стол и чашу,
У тебя есть глаза,
А чтобы видеть стольность и чашность,
Наверняка, у  тебя нет разума»,
«Безумствующим Сократом»,
Платон назвал Диогена,
Диоген насмехался над Платоном, тоже,
Называл его красноречие,
Простым пусторечием,
За пресмыкательство и суетность,
Перед сильными мира, корил,
Платон же, его собакой, называл,
В отсутствии ума, обвинял,
И когда Диоген голый,
Под дождем стоял,
Платон тем, кто хотел,
Киника увести, сказал:
«Если хотите пожалеть его,
Отойдите в сторону»,
На тщеславие Диогена, он намекал,
Диоген философию Зенона,
И словами и действиями, не принимал,
И когда кто-то утверждал,
Что движения не бывает,
Диоген вставал и начинал ходить,
Показывая, что это просто глупость,
Однажды Диоген увидел,
Как мальчик воду из рук пил,
И выбросил из сумы свою чашку, и сказал:
«Мальчик меня превзошел,
В простоте жизни»,
Увидев как другой мальчик,
Свою миску случайно разбил,
И стал мальчик похлебку есть,
Используя кусок выеденного хлеба,
Диоген выбросил и свою миску,
Когда философ Аристипп,
Наживший состояние,
Ведь он восхвалял тирана,
Увидел как Диоген промывает чечевицу,
Ему сказал:
«Если бы ты прославлял тирана,
Тебе не пришлось есть чечевицу»,
На что Диоген возразил:
«Если бы ты научился питаться чечевицей,
То тебе не пришлось бы прославлять тирана!»,
На вопрос, к Диогену, какое вино ему пить вкуснее,
Он ответил;»Чужое»,
Когда Диогена, кто-то привел,
В шикарное жилище и сказал:
«Видишь как здесь чисто,
Смотри не плюнь куда-нибудь,
Ведь ты можешь»,
Диоген вокруг себя посмотрел,
И плюнул ему в лицо, со словами:
«Куда же плевать, если нет места хуже»,
Как-то, Диоген подаяние просил,
У человека со скверным характером,
«Дам если ты меня убедишь", тот сказал,
«Если бы я мог тебя убедить",
Диоген молвил,
"Я бы тебя удавиться убедил»,
Однажды помывшись,
Диоген из бани выходил,
А навстречу ему шли знакомые его,
И кто-то спросил,
«Как там, народу полно?
«Полно», Диоген ответил,
Тут же его, всретил знакомый другой,
Который спросил, много ли людей моется,
«Людей – почти никого", Диоген отвечал,
А однажды он вышел на площадь и закричал,
«Эй, люди, люди!», но когда сбежался народ,
Диоген бить их палкой стал, говоря:
«Я не мерзавцев, а людей звал»,
Диоген уходу от жизни не учил,
К отстранению от сомнительных благ,
Он призывал,
Положительные взгляды, он заложил,
На все случаи жизни,
Философ из бочки для всех он был,
Контрастом скучным мудрецам,
С их учением для людей,
Утомленных жизнью бедной,
Фонарь Диогена,
С которым он днем бродил,
Со словами: «Ищу человека",
Примером презрения стал,
К нормам общества, еще в древности,
Этот, особенный взгляд на жизнь и ценности,
Других людей привлекал,
Становиться последователями безумца,…
Когда Диоген деньги взаймы просил, то говорил,
Не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги»,
Он считал, что бедность,
Это путь к философии,
То в чем философия хочет убедить на словах,
Бедность заставляет осуществлять на деле,
Диоген считал,
Что злословец самый лютый из диких людей,
Льстец же, самый опасный из ручных зверей,
А быстрее всего стареет благодарность,
И человека сделали,
Самым разумными из животных,
Философия и медицина,
А те кто держат животных,
Должны признать,
Что скорее они служат им,
Чем животные людям,
Диоген считал, что,
Смерть, это не зло,
Так как в ней нет бесчестья,…
Ссылаясь на Сотиона,
Диоген Лаэртский сообщал,
О 14-ти сочинений Диогена,
Философских работ, среди них:
«О добродетели», «О добре», и другие,
Но было и несколько трагедий,
И можно сделать вывод, что,
Диоген разработал сам,
Систему взглядов,…
В один день, умер Диоген,
С Македонским Александром,
И памятник был воздвигнут на могиле его,
В виде мраморной собаки, со словами:
Пусть состарится медь под властью времен, но все же,
Переживет века слава твоя Диоген:
Ты научил нас жить,
Довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.


Рецензии