Воспоминания о Визборе и о бардовской песне

О том, что в нашей сельской библиотеке состоится встреча читателей на тему: «О любви, семье и верности», привязанная к её поповской интерпретации, я узнала перед отходом поезда. А  поскольку моим попутчиком оказался молодой красивый десантник, возвращающийся в часть для увольнения, с которым у нас состоялась беседа на более интересную и животрепещущую тему «Об армии, мировой политике и войне» (которая найдёт свое поэтическое отражение ;), то мелкими вопросами поповской любви, семьи и верности заниматься было некогда… В душном вагоне спалось плоховато (и не очень долго), поэтому сон в деревенском доме оказался крепким и длительным, так что к началу встречи я опоздала, и едва нашла свободное место (присутствовало человек тридцать). Поскольку сусально-благостную историю о муромском князе, «белой вороне» среди распутного княжеского сословия, я пропустила, то и спора на эту тему не заводила (хотя в качестве более яркого примера супружеской любви, соединённой к тому же с идейной близостью, на память пришла история протопопа Аввакума и его жены Натальи, подвергнутых мукам и сожжению никонианами).  Я подошла к моменту, когда один из пожилых библиотечных активистов пел на гитаре слабоватеньким голосом что-то о любви, да и дальше встреча шла по задуманному организаторами сценарию: конкурсы, истории, стихи. Поскольку на встрече было несколько детей, а в моей новой книжечке стихов любовная лирика была отнюдь не детской, то когда очередь выступать добралась до меня, пришлось ограничиться одним стихотворением на семейную тему – к тому же не самом благостном…
 После официальной литературной части планировалось чаепитие, остаться на которое я ещё раздумывала – после ночного поезда ещё никак не пришла в себя; но окончательное решение не оставаться пришло после того, как наш гитарист исполнил песню с припевом «Как хорошо, что мы, друзья, сегодня собрались». Поскольку моя музыкальная память весьма ограничена, то я даже не знаю, как эта песня правильно называется, и кто её автор – но вспомнился почему-то Юрий Визбор.
С Визбором мне довелось сниматься в фильме Ларисы Шепитько «Ты и я». Разумеется, я была в массовке, а Визбор с Демидовой играли главные роли… Съёмка проходила два дня подряд в старом цирке, в первый день снималась практически одна массовка и какие-то цирковые номера. Был ли в первый день Визбор – даже точно не упомню, поскольку его могла видеть только издалека, даже не зная, кто это; то, что Шепитько – главная на съемках, было ясно сразу, хотя ничего командирского в ней не было – изящный брючный костюм, красивые движения – королеву играла послушная свита. На второй день я случайно оказалась практически за спиной Визбора и Демидовой, и пару часов была от него на расстоянии вытянутой руки. Кстати, в одном из буклетов, посвящённых Визбору, был опубликован именно этот кадр, где я сижу как раз за артистами. Но вот назвать Визбора артистом я не могу – во всяком случае, не для этой роли. Он был зажат, мучился, никак не попадая в нужное настроение и движение. Шепитько волновалась, выбегая на арену, а Демидова мучилась вместе с ним – и не загоралась сама, поскольку Визбор явно не попадал в роль, и она не могла под него подстроиться… Визбор явно был человеком не публичным; он никак не мог найти себя вне камерной лирики… И вот это сожаление о Визборе – как о несостоявшемся актёре, и как о человеке, давно и безвременно ушедшем – и о также безвременно ушедшей Ларисе Шепитько, создали такой печальный настрой, что беспечно чаёвничать даже в хорошей компании совсем расхотелось… Бардовская песня – это поэзия несостоявшегося будущего. Она тоже умерла… Чтобы ни писали нынешние барды, для этой поэзии в разобщённом обществе нет публики. В лучшем случае – посторонние зрители, занятые своими личными делами…


Рецензии
"Бардовская песня – это поэзия несостоявшегося будущего. Она тоже умерла… Чтобы ни писали нынешние барды, для этой поэзии в разобщённом обществе нет публики. В лучшем случае – посторонние зрители, занятые своими личными делами…"

Со вторым высказыванием, соглашусь лишь, частично (ведь ещё живы люди, поющие и любящие бардовские песни). Какова публика - такие и песни. Но то, что транслируют, пропагандируют, навязывают с экранов телевизоров, нравится далеко не всем.

И с первым, соглашусь не совсем: "Бардовская песня – это поэзия несостоявшегося будущего."
Почти в любой песне живет, заложена мечта о хорошем будущем. Это так. Но ведь, бардовские песни создавались в большинстве своём, как дневники счастья текущего момента. Простого счастья - жить. Счастье у каждого - своё.

А обаяние и огромная харизматичность Ю.Визбора, передавались через экран. Он был солнечным человеком. Обожаем, любим и не забываем народом. Яркой кометой - его жизнь.

Валентина Ветер   28.08.2018 08:28     Заявить о нарушении
Валентина, бардовская песня вымирает с поколением, которое мечтало о чём-то высоком: о дружбе, любви, человечности. О какой дружбе может идти речь, когда все уставились в экраны индивидуальных гаджетов? В метро инвалидов не видят, как раз сегодня мне пришлось уступить место инвалиду - а молодёжь не шелохнулась.
Сейчас новые поколения могут мечтать только о том, что им рекламируют. То, что навязывает реклама всех видов - это "культура для рабов".
В эту "культуру" бардовская и вообще высокая поэзия не вписываются...
А если конкретно о Визборе, то он был камерным, для узкого круга своих друзей - даже если его друзьями были миллионы... А вот то, как он мучился на съемках, я запомнила на всю жизнь - это не его...
Не знает молодёжь Визбора - да и Пушкина тоже не знает. Это её и наша беда.

Жанна Заказникова   29.08.2018 18:29   Заявить о нарушении