Вариации на тему мудрости

«Когда же кто-нибудь делает попытку рассуждать, он,  минуя ощущения, посредством одного лишь разума устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности…» Платон «Государство»

«Мудрость – одна из красивейших вещей».
Платон «Пир»

 Во все времена людям свойственно задаваться такими фундаментальными вопросами , как: что такое истина, красота, справедливость, мудрость? В этот раз, поговорим о мудрости. Задумывались ли вы о том, что сам термин «философия» означает – любовь к мудрости. Поэтому искать ответы возможно, «нырнув в глубины» античной философии. Можно соглашаться или не соглашаться с философией Платона и Аристотеля, но не брать во внимание их теоретические исследования нельзя. По моему разумению, –  все основы заложены в древности, а мы можем лишь базироваться на их позициях. Представлю в данном эссе свое понимание мудрости  в свободной игре чувств, разума и рассудка.

 Мудрость является совершенным качеством разума, она, как и красота, которая само совершенство, трудно досягаема. Разумные люди обожают и красоту, и мудрость, философствуя, они стремятся к поискам настоящей мудрости.
Противоположность мудрости – глупость. Глупость чаще всего проявляется в самодовольстве, и человеку она несёт несчастье, ведь такой человек не старается стать красивее, умнее, совершеннее…

 Мудрость, как уже упоминалось, труднодостижимое качество ума. Она не постоянно присутствует в нём, а приходит во время размышлений в одиночестве, проявляясь, как интуитивная догадка, которая сомнительна, неубедительна и требует подтверждений. Она озаряет человека, ум которого находится в поисках истины.
Такой процесс познания вполне можно сравнить с другими жизненными процессами. Здесь уместно будет вспомнить слова американского прагматика Уильяма Джеймса о том, что и сама человеческая жизнь, – это блуждание в горах, в тумане, а еще и над пропастью.

 Мудрость, как и жизнь, невозможно передать кому-то другому, так как каждый индивид обладает субъективным опытом, сознанием, индивидуальным уровнем интеллекта. Мудрые люди, чаще всего, не считают себя мудрыми, они не грешат завышенным самомнением. Образцом такого поведения являлся и до сих пор является, великий Сократ, который не считал себя мудрым. «Я знаю, что ничего не знаю», –  любил повторять он, понимая ограниченность возможности познания. Карл Поппер это качество философа называет «интеллектуальной скромностью».

 Само понимание мудрости может меняться в зависимости от эрудиции, практического опыта, принадлежности к какой-либо определённой группе людей. К примеру, толпу народа привлекают красноречивые, уверенные в себе люди. Наделённые такими качествами, они восхищают «любителей зрелищ». Актёр или оратор, находящийся в центре внимания, и его «красивая, несущая успех речь», привлекательны для массы народа. А вот философы это мудростью не называют. Вслед за ними, мы можем наименовать такую «мудрость» показной или псевдомудростью, ведь она страшится философской беседы, диалога с разумным противником. В этом и обнаруживается её несостоятельность.

 Располагает к постижению мудрости философский диалог, побуждающий к рассуждениям и поискам ответов на волнующие вопросы. В дискуссии гарантируется возможность взаимного обмена знаниями, такая атмосфера создаёт условия для проявления мудрости. И вот здесь обнаруживается способность сосредоточиться на обсуждаемой проблеме, опираясь на здравый смысл. Это уже признак философского размышления, базирующийся на имеющихся знаниях, опыте и открывающихся, ранее неизвестных фактах, которые острый ум умеет моментально обрабатывать.
Характерно, что качество мыслительных операций обнаруживается в момент нравственного выбора. Ведь мудрость пронизывает поведение человека и проявляется в его высказываниях. Соответственно таким критериям судят о человеке окружающие. «Встречают по одёжке, –  провожают по уму», –  говорят в народе.

 Мудрость указывает человеку единственно верное поведение, подсказывает, как преодолевать трудности, помогает в достижении цели. Мудрый человек умеет выделить суть объекта и охарактеризовать эту суть, он постоянен во вкусах, его ум не блуждает и не путается, и хотя он, как и другие, может ошибаться, –  он признаёт свои ошибки.

 Исходя из сказанного, возможно, сделать вывод, что мудрость является добродетелью, а добродетель, как утверждал Аристотель, это – «добровольно избранная установка». Разумный определяет, находит и выбирает середину между излишеством и недостаточностью, он умеет из «бесконечного» зла выделить добро и следовать «золотой середине». Но всю свою жизнь придерживаться умеренности – трудная задача для человека, и, только обладающие настоящей мудростью, умеют преодолевать искушения.

 Таким образом, можно утверждать, что мудрыми не рождаются, мудрыми становятся. Об этом рассказывает Платон. Согласно его мнению, любитель мудрости страстно желает стать мудрым и ненасытно обогащается знаниями. К мудрости ведёт любопытство, понимание того, что мудрость  полезна человеку.
Становясь более мудрым, человек постигает суть разных вещей и явлений, находя в них постоянное и неизменное, отличая главное от второстепенного. Обладание мудростью ведет к постоянному развитию, что помогает понять существование «вещи в себе», отличать красивое от безобразного, справедливость от несправедливости. Как уже упоминалось, мудрость неразрывно связана с истиной, она ненавидит ложь. Основополагающие знания, которыми обладают мудрые люди, позволяют находить связи, формулировать законы. Мудрость жизненно необходима учёным, аналитикам, политикам, правителям.

 Беседы с обсуждением концептуальных вопросов привлекают разумных людей. В таких дискуссиях проявляется жажда к обнаружению истины. Обогащение мудростью происходит в сложном процессе развития познавательных способностей: от мнения к познанию красоты, истины, к абстрагированию – таково восхождение человеческого рассуждения.
А вот с разумением Платона в непогрешимость мудреца, как носителя истинного и безусловного знания, изрекающего «истину в последней инстанции», возникает множество вопросов, о которых во все времена дискуссируют философские умы.
Так, всё-таки, безусловной, абсолютной истины не существует, или же, если она и есть, человек не способен её понять? А может, у каждого своя истина? Думается, что нет ничего более далёкого от истины, чем идея о возможности её достижения.
В заключение, уместно будет сказать, что, в практическом смысле, приобретению мудрости способствуют природные способности человеческого интеллекта: хорошая память, внимательность, наблюдательность, умение понимать, легко схватывать, усваивать и перерабатывать знания, а также желание постоянно учиться.

 Соответственно, мудрый человек благодаря своему мышлению охватывает прошлое, оценивает настоящее, может предвидеть будущее, умеет разумно строить свою жизнь, реализует нравственные ценности, стремится к совершенствованию и умеет развивать свою личность. Скорее всего, такого субъекта и можно наречь мудрым человеком.


Рецензии
- спасибо, Раиса, за доставленное удовольствие!
Такое впечатление, что я сам излагаю этот материал,
настолько всё понятно и близко.
Но, есть и но:
1. мудрость вытекает из объективной Истины,
поэтому-то вначале надо было дать определение этих
двух понятий, чтобы контрастировать понятие Мудрость
от понятия Разумность. Везде, особенно в последнем вашем абзаце,
слово Мудрость можно безболезненно заменить на слово Разумность.
А ведь это - разные всё-таки понятия.
Я полагаю, что Вы сами быстро разделите эти понятия.
Или помочь?!
2. к теме: http://www.stihi.ru/2017/12/05/1793.

Мизантроп.

Игорь Викинг-Сталкер   03.08.2018 23:40     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Игорь.
Вы- правы.
Только у меня не было такой цели соединять мудрость с разумностью. Это может быть задачей для следующего эссе.
С уважением и симпатией,
Раиса

Раиса Мелфани   06.08.2018 22:06   Заявить о нарушении